решение об отказе в признании решения об отнесении земельного участка под гаражом к прочим земельным участком не соответствующим закону



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

****** г..........

......... районный суд ......... области в составе:

председательствующего судьи Житиневой Е.В.

с участием прокурора ......... района ......... области Бобро А.А.

заявителя М

представителя ответчика - председателя Совета народных депутатов ......... городского поселения Н

представителя третьего лица - администрации ......... городского поселения С

при секретаре Р

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению М к Совету народных депутатов ......... городского поселения о признании решения об отнесении земельного участка под гаражом к прочим земельным участкам не соответствующим закону

УСТАНОВИЛ:

М обратился в суд с заявлением к Совету народных депутатов ......... городского поселения о признании решения об отнесении земельного участка под гаражом к прочим земельным участкам не соответствующим закону по тем основаниям, что постановлением администрации ......... муниципального района ......... области от ****** , ему был предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель поселений с кадастровым , находящийся по адресу: ......... область. ......... район, <адрес> для гаражного строительства. У заявителя имеются соответствующие свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и гараж соответственно: <адрес> от ****** и 36-АБ от ******.

Решением Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от ****** был введен на территории ......... городского поселения земельный налог на землю, находящуюся в пределах границ ......... городского поселения, в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельных участков под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки и под домами индивидуальной застройки. А земельный участок, выделенный из земель поселений под застройку гаража для индивидуального пользования, расположенного рядом с многоквартирным домом, отнесен к разряду прочих земельных участков, в отношении которых взимается налог 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков, что существенно отражается на сумме земельного налога.

Заявитель считает, что вышеназванное решение в этой части необоснованно, поскольку по мнению заявителя, земли выделенные для гаражного строительства следует отнести к землям, занятым жилищным фондом или предоставляемым для жилищного строительства в силу функционального назначения гаражей и их индивидуального обслуживания жителями тех домов, рядом с которыми они расположены, то есть эти земли относятся к обслуживанию владельцев жилья. Письменное обращение заявителя от ****** на имя Н –председателя Совета народных депутатов ......... городского поселения о рассмотрении вопроса на сессии Совета народных депутатов ......... городского поселения о снижении ставки налога на землю, отведенную под строительство гаражей, осталось без ответа.

В связи с чем просил : 1) признать решение в отношении определения земельных участков, выделенных для застройки гаражей индивидуального пользования, расположенных рядом с домом, к прочим земельным участкам, не соответствующим закону.,2) признать земельные участки, выделенные для застройки гаражей индивидуального пользования, расположенных рядом с домом, к жилищному фонду или предоставляемым для жилищного строительства, 3) обязать МИ ФНС России по ......... области произвести перерасчет необоснованно начисленного и уплаченного налога.

В судебном заседании М уточнил свои исковые требования и просил признать не соответствующим закону п.4.2 Решения Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от ****** , устанавливающий ставку налога в размере 1,5 % в отношении «прочих земельных участков», куда исходя из смысла этой нормы, входит земельный участок, занятый его гаражом, а также изменить вид разрешенного использования земельного участка, выделенного ему «под гаражное строительство», на выделенный «для индивидуального жилищного строительства» или «к жилищному фонду».

При этом пояснил, что в ......... районе ......... области при подобной возникшей ситуации было внесено дополнение в решение Совета народных депутатов и ставка налога была дифференцирована, в частности, отдельной строкой она выделена для земель гаражей и автостоянок и составляет менее 1,5 %.

Он неоднократно устно обращался в администрацию ......... городского поселения за разъяснением своего вопроса, ему поясняли нормы действующего закона. Он также обращался письменно к председателю Совета народных депутатов, но письменного ответа не получил. Он обращался к прокурору района, который провел проверку по его аналогичному заявлению и дал ему ответ. Но принесенный прокурором протест не коснулся существа его вопроса., т.е вопрос изменения налоговой ставки для земель, занятых гаражами, не был решен.

Ответчик - председатель Совета народных депутатов ......... городского поселения, глава городского поселения Н просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку устанавливая земельный налог, Совет народных депутатов Новохоперского городского поселения своим Решением определил налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ. Налоговую ставку 1,5 % в отношении « прочих земельных участков » не превысил. В силу ст.394 НК РФ установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель или разрешенного использования земельного участка является правом, но не обязанностью Совета народных депутатов.

Категория земли «для индивидуального жилищного строительства» предполагает строительство на земельном участке индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками: сараями, банями, гаражами и прочими строениями и сооружениями. В 2005 году заявителю за плату был предоставлен в собственность земельный участок из земель поселений с разрешенным использованием именно «для гаражного строительства», но не для « индивидуального жилищного строительства», поскольку он проживал в многоквартирном доме. Заявитель это знал, оформил кадастровый план земельного участка, получил свидетельство о праве собственности на земельный участок.

В устной форме М при его обращении давалось разъяснение по его вопросу.

В 2008 году Совет народных депутатов ......... городского поселения принял решение об утверждении соответствующего Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, которые в обязательном порядке проводятся, в том числе, по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой. Таким образом, в произвольном порядке Совет народных депутатов не вправе обсуждать этот вопрос и принимать какое-либо решение. Заявлений о проведении публичных слушаний по указанному вопросу от жителей поселка, в том числе М, в Совет народных депутатов не поступало.

По протесту прокурора от ****** были внесены изменения в оспариваемое постановление № 18/4 от 19.11.2009 года в части изложения п. 4.1 Решения в строгом соответствии со ст.394 пп.1 п.1 Налогового Кодекса РФ. При подготовке проекта Решения была допущена ошибка. Но в части установления предельных размеров ставок земельного налога никаких претензий не имелось.

Представитель третьего лица - администрации ......... городского поселения С, действующая по доверенности, возражала в удовлетворении заявления. Суду пояснила, что администрация поселения является исполнительным органом. Установление ставок земельного налога относится исключительно к компетенции представительного органа местного самоуправления.Закон в данном случае не нарушен. Статья 394 НК РФ определяет налоговую ставку в отношении «прочих земельных участков» в размере 1,5 %. За эти пределы Совет народных депутатов не вышел. А список земель, в отношении которых п.1 ч.1 ст.394 НК РФ установлена ставка, не превышающая 0,3 %, является исчерпывающим и изменению нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования не подлежит. Земли, занятые гаражами, в указанную категорию земель не входят.

Разрешенным использованием земельного участка, находящимся в собственности у М, является «для гаражного строительства». При приобретении М за плату земельного участка это оговаривалось. М проживал в многоквартирном доме, поэтому земельный участок не мог быть ему предоставлен под «индивидуальное жилищное строительство».Таких гаражей в <адрес>, которые законно оформлены в собственность и земля под которыми предоставлена с видом разрешенного использования «для гаражного строительства», насчитывается восемь, включая гараж М. Это гаражи, принадлежащие жителям многоквартирных домов. Вопрос изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой выносится в обязательном порядке на публичные слушания, а не как-то произвольно, о чем принято соответствующее Положение.

М обращался к ней устно с аналогичным заявлением. Она разъясняла ему действующее налоговое законодательство и законодательство о местном самоуправлении и пояснила, что он может обратиться к председателю Совета с указанным вопросом, если ее ответ не устроит его.

Представитель МИ ФНС РФ по ......... области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор Бобро А.А. полагал в удовлетворении заявления отказать. При вынесении Решения № 18/4 от 19.11.2009 г. "О введении земельного налога, установлении ставок, сроков и порядка его уплаты на территории Новохоперского городского поселения" каких-либо нарушений Советом народных депутатов Новохоперс?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

По аналогичной жалобе М прокуратурой ......... района в августе 2011 года проводилась проверка. На вышеназванное решение был принесен протест, но не в части установления размеров ставок налога, а в части необходимости изложения одного из пунктов Решения - п. 4.1 в строгом соответствии со ст.394 п.1 пп.1 Налогового Кодекса РФ.

По итогам проверки М был дан подробный ответ и разъяснено, что согласно п.2 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, в связи с чем решение об установлении ставок земельного налога принято в пределах компетенции.

Поэтому оснований для принятия мер прокурорского реагирования по данному основанию не имеется. Он, как представитель надзорного органа, изучил аналогичные Решения Советов народных депутатов других поселений ......... района, вносил протесты при обнаружений нарушений закона. Но предельный размер ставок налога ни одним из проверенных решений не был нарушен, в частности, для «прочих земельных участков» он составил 1,5 % и отдельной строкой ставки налога для «земель под гаражами» не выделялись.

Вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка также не может быть решен вмешательством прокурора или суда. Это относится к компетенции органов местного самоуправления.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Заявитель является, исходя из материалов дела, собственником земельного участка, на котором расположен гараж, и имеет соответствующие свидетельства о праве собственности.

Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата.

Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации (ст.25 Земельного Кодекса РФ и ст.131 ГК РФ).

РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.2 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Решения органов местного самоуправления должны исполняться в части, не противоречащей федеральному законодательству. В соответствии с п.2 ст.387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Согласно пп.1 п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Согласно пп.2 п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с п.2 ст. 394 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, но в пределах, ограниченных п.1 этой статьи( т.е. не выше 0,3 % и 1,5 %)

Оспариваемым Пунктом 4.2 Решения Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от 19 ноября 2009 года № 18/4 "О введении земельного налога, установлении ставок, сроков и порядка его уплаты на территории Новохоперского городского поселения" установлена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков в отношении «прочих земельных участков».

Какая-либо отдельная, дифференцированная ставка налога для земельных участков под гаражами данным Решением не установлена.

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 установлен перечень видов функционального использования земель поселений, включающий в себя 14 видов разрешенного использования земель поселений, в том числе : 1)под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки (в том числе нежилой фонд жилых зданий), 2). под домами индивидуальной жилой застройки, 3) дачных и садоводческих объединений граждан, 4) земли гаражей и автостоянок, 5) под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса и т.д..

Вид разрешенного использования земельных участков указывается в свидетельствах и иных документах, удостоверяющих права на землю, а также в документах государственного земельного кадастра, в постановлениях органов местного самоуправления о предоставлении или передаче земли, в иных документах, оформляющих сделки с землей.

В кадастровом плане от 17.03.2005 года земельного участка, принадлежащего М, отражено, что его разрешенное использование в соответствии с землеотводными документами - « для гаражного строительства».

Ставка земельного налога в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка установлена Решением Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от 19 ноября 2009 года № 18/4 в пределах нормы - пп.2 п.1 ст.394 НК РФ, и ее дифференцирование в соответствии с п.2 ст.394 НК РФ не является обязательным.

Таким образом, земельный налог и ставка земельного налога установлена полномочным органом власти в пределах допустимой нормы, предусмотренной федеральным законодательством.

Решением Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от 13.11.2008 г. № 4/9 утверждено Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в Новохоперском городском поселении ». Статья 3 данного Положения закрепляет перечень вопросов, выносимых в обязательном порядке на публичные слушания. В их числе указан вопрос изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой. Согласно ст.10 указанного Положения по результатам слушаний выносится заключение, которое принимается во внимание при принятии органами местного самоуправления решения по вопросам, которые были предметом обсуждения на публичных слушаниях.

Согласно ч.2 и ч.6 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков.

В силу положений п.20 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил застройки и землепользования поселений относится к вопросам местного значения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя необоснованны. Заявление М удовлетворению не подлежит.

Оснований к признанию несоответствующим закону п.4.2 Решения Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от 19 ноября 2009 года № 18/4 устанавливающих в отношении прочих земельных участков ставку земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, а также к изменению вида разрешенного использования земельного участка, выделенного М под « гаражное строительство» на выделенный «для индивидуального жилищного строительства» или «к жилищному фонду» не имеется.

Заявитель освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявления как инвалид 2 группы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления М к Совету народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области о признании п. 4.2 Решения Совета народных депутатов ......... городского поселения ......... муниципального района ......... области от 19 ноября 2009 года № 18/4 не соответствующим закону, а также изменении вида разрешенного использования земельного участка, выделенного ему под «гаражное строительство», на выделенный для «индивидуального жилищного строительства или «к жилищному фонду», отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в ......... областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через ......... районный суд.

Судья Е.В.Житинева