Дело № 1-56/2011
Постановлениеоб освобождении от наказания и о применении
принудительной меры медицинского характера
город Новодвинск 13 мая 2011 года
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Шагиной О.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора г.Новодвинска Аксеновой И.И.,
защитника-адвоката Никитинской М.В.,
законного представителя Кошуняева И.А. - ФИО15,
потерпевшей ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Кошуняева И.А.,
родившегося <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, не судимого,
совершившего запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст.105 ч.1 УК РФ,
установил:
Кошуняев И.А. совершил запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст.105 ч.1 УК РФ, - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Кошуняев И.А., в период с 21 часа до 21 часа 30 минут 16 ноября 2010 года, находясь в <адрес> в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений, взяв на кухне нож, приставил лезвие ножа к шее ФИО1, а затем нанес клинком ножа удар в область груди ФИО1, причинив тем самым потерпевшему телесные повреждения характера: резаной раны передней поверхности шеи справа с повреждением подкожнойклетчатки, которое по квалифицирующему признаку вреда здоровью, расценивающееся как повреждение, причинившее легкий вред здоровью; проникающего колото-резанного ранения передней поверхности грудной клетки слева с повреждением верхней доли левого легкого, средостения с кровоизлиянием в левую плевральную полость, которое по квалифицирующему признаку вреда здоровью, является опасным для жизни человека, расценивающееся как тяжкий вред здоровью, которое привело к смерти ФИО1 в реанимационном отделении МУЗ «<данные изъяты>» 16 ноября 2010 года.
Факт совершения Кошуняевым И.А. запрещенного уголовнымзаконом деяния подтверждается следующими доказательствами:
Из показаний потерпевшей ФИО16, данных ею в судебном заседании, следует, что 16.11.2010 года в период с 21 часа до 21 часа 30 минут она находилась в большой комнате квартиры, смотрела телевизор с мужем и сыном. В процессе просмотра телевизора включила громче звук, так как муж лежал и разговаривал, но сыну это не понравилось. Кошуняев И.А. попросил сделать звук тише, на что муж сказал ему, чтобы тот молчал. После данных слов сын сказал отцу, что его сейчас зарежет и выбежал из комнаты. Сказав сыну, чтобы он успокоился, продолжила смотреть телевизор, после чего услышала, как муж говорит сыну, чтобы он что-то резал. Повернувшись в их сторону, увидела, что муж сидит на диване, а сын, находясь на расстоянии 50 сантиметров от мужа, наносит один удар ножом, находящимся в правой руке в левую сторону. Далее сын выбежал из большой комнаты. Увидев кровь, со стационарного телефона вызвала скорую помощь, а в этот момент муж встал, оперся о кресло, встал и упал на пол, прямо, лицом вниз. Через несколько минут сын вернулся в комнату, после чего приехали сотрудники скорой помощи и госпитализировали мужа в больницу, где он скончался.
Свидетель ФИО5 в судебном заседаниипояснил, что в 21 час 31 минуту 16.11.2010 года от диспетчера скорой помощи поступило сообщение, о том, что по <адрес> мужчине причинено ножевое ранение. На место происшествия был направлен автопатруль <данные изъяты> в составе ФИО6 и ФИО7 для выяснения всех обстоятельств происшествия. ФИО6 доложил, что по вышеуказанному адресу молодой человек нанес ножевое ранение своему отцу. В 22 часа 20 минут 16.11.2010 года с приемногопокоя <данные изъяты> была передана травма на ФИО1, которому был поставлен предварительный диагноз проникающее ножевое ранение грудной клетки слева, гемопневмоторокс, а в 22 часа 30 минут поступило сообщение о том, что ФИО1 скончался в операционном блоке <данные изъяты>.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии и оглашенные в порядке ст.281 ч.3 УПК РФ, из которых следует, что 16.11.2010 года в 21 час 32 минуты от дежурного по ОВД ФИО5 поступило сообщение, что по адресу <адрес> выехала бригада «03», ножевое ранение. Поднявшись и зайдя в квартиру совместно с ФИО7 поинтересовались, что произошло. На полу в комнате слева относительно входа в квартиру лежал мужчина на спине, ногами к выходу из комнаты. На теле мужчины имелись раны: резаная рана шеи с правой стороны и на груди с левой стороны имелось ножевое ранение, одежда мужчины была в крови. Со слов женщины стало известно, что ее сын нанес один удар ножом своему отцу. В дальнейшем со слов задержанного Кошуняева И.А. стало известно, что он давно хотел убить своего отца из-за того, что последний его бил в детстве (т.1, л.д.48-49).
Свидетель ФИО7, в судебном заседании подтвердил свои показания, данные им на предварительном следствии и оглашенные в порядке ст.281 ч.3 УПК РФ. Данные им показания аналогичны показаниям свидетеля ФИО6 (т.1, л.д.58-60).
Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что является сестрой потерпевшей ФИО16 Племянник Кошуняев И.А. страдает психическим заболеванием с детства, с 8-9 лет. Так как муж сестры и Кошуняев И.А. постоянно злоупотребляли спиртным, то она, свидетель, перестала ходить к ним в гости. Кошуняев И.А. подвержен резким перепадам настроения, в последнее время грубил, оскорблял мать, она уходила из дома и ночевала у нее, свидетеля. О том, что Кошуняев И.А. убил отца, узнала от ФИО16 Она сказала, что видела, как Кошуняев И.А. нанес удар ножом ФИО1 из-за того, что тот начал заступатьсяза нее и говорить, чтобы Кошуняев И.А. молчал.
Свидетель ФИО9 показала в судебном заседании, что ее сестра замужем за братом ФИО16 Кошуняев И.А. вырос на ее глазах. После того, как Кошуняев И.А. в детстве переболел менингитом, у него стали происходить приступы эпилепсии, ему дали <данные изъяты> группу инвалидности. В последнее время Кошуняев И.А. вместе с отцом выпивал. О том, что Кошуняев И.А. убил отца узнала от ФИО8 17.11.2010 г. Со слов ФИО16 ей известно, что они втроем смотрели телевизор и сделали больше звук, из-за чего Кошуняев И.А. и отец поругались и, Кошуняев И.А. нанес ему удар ножом.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании показал, что работает фельдшером Скорой помощи. 16.11.2010 г. был вызов на <адрес>. В квартире были мужчина и женщина. На полу в комнате в крови лежал мужчина, в области груди была рана. Ему была оказана первая неотложная помощь. После этого мужчина был доставлен в приемный покой больницы. Со слов жены пострадавшего стало ясно, что мужу нанесли ножевые ранения. Впоследствии стало известно, что пострадавший скончался.
Из показаний, которые были оглашены в порядке ст.281 ч.1 УПК РФ, с согласия сторон:
Свидетеля ФИО25, следует, что 17.11.2010 года примерно в период с 6.30 часов до 7 часов позвонила мать и сообщила, что Кошуняев И.А. убил отца. Мать пояснила, что 16.11.2010 года в вечернее время все находились дома и смотрели телевизор, и в процессе просмотра она сделала звук телевизора громче, из-за того, что отец лежал на диване и разговаривал. Кошуняеву И.А., со слов матери это не понравилось, и он стал кричать, в результате чего отец сказал ему, чтобы он не кричал. Мать рассказала, что Кошуняев И.А. угрожал отцу тем, что его убьет. Со слов матери она увидела, как Кошуняев И.А. нанес отцу один удар ножом в область груди, после чего она вызвала скорую помощь (т.1 л.д.43-47).
Свидетеля ФИО11, давшей на предварительном следствии показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО25 (т.1 л.д.55-57).
Свидетеля ФИО12,УУМ МОБ ОВД по г.Новодвинску, следует, что на обслуживаемом им административном участке находится <адрес>, где в <адрес> проживает семья ФИО1. По роду своей деятельности данную семью знает давно, однако на протяжении последних 5 лет ни Кошуняев И.А., ни его семья на учете в ОВД по г.Новодвинску не состояла. Об убийстве ФИО1 узнал 17.11.2010 года на работе (т.1 л.д.64-65).
Свидетеля ФИО13 следует, что она является соседкой семьи ФИО1, знает их визуально, дружеских отношений с ними не поддерживает. Семья ФИО1 каких-либо неудобств не причиняла. Иногда из их квартиры доносились крики, по которым можно было понять, что Кошуняев И.А. с отцом или с матерью ссорятся. Часто видела, как Кошуняев И.А. с отцом сидят на скамейке у дома, употребляют спиртное. Ранее она неоднократно делала замечания Кошуняеву И.А., что он дышит клеем в подъезде, на замечания реагировал адекватно, уходил. О том, что произошло убийство, она узнала от сотрудников милиции (т.1 л.д.66-67).
Свидетеля ФИО14 следует, что является соседкой семьи ФИО1, знает их семью хорошо, здоровается с ними. ФИО1 и сын Кошуняев И.А. злоупотребляли спиртным, часто сидели на скамейке у подъезда, иногда в подъезде распивали, но неудобств не доставляли. В 2009 году Кошуняев И.А. в подъезде дышал ацетоном, был сильный запах. Знает Кошуняева И.А., как спокойного человека. Об убийстве стало известно от сотрудников милиции (т.1 л.д. 68-69).
Из протокола осмотра места происшествия следует, что местом преступления является большая комната, расположенная в <адрес>. В ходе осмотра места происшествия изъято два кухонных ножа, один из которых испачкан веществом бурого цвета; рубашка; покрывало со следами вещества бурого цвета. На полу в комнате имеется пятно неправильной формы с подтеками и сгустками вещества бурого цвета (т.1 л.д.23-27). Впоследствии кухонный нож, покрывало, рубашка серого цвета были осмотрены и признаны вещественными доказательствами (т.1 л.д.93-97).
Согласно заключения эксперта № 833 от 28.12.2010 года, при проведении судебно-медицинского исследования на ноже фабричного производства с деревянной рукояткой, изъятого в ходе осмотра места происшествия в <адрес>, обнаружена кровь человека, а также клетки ороговевающего эпителия кожи человека (без половых маркеров) содержащие антигены А и В, что не исключает происхождение указанных следов от лица группы АВ и, в частности, от ФИО1 (т.1 л.д.164-167).
Из протокола от 17.11.2010 года усматривается, что изъяты рубашка и спортивные брюки подозреваемого Кошуняева И.А., впоследствии указанные предметы признаны в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д.73-78).
Из заключения эксперта № 858 от 17.11.2010 года следует, что у Кошуняева И.А. каких-либо телесных повреждений не обнаружено (т.1 л.д.137).
Согласно заключения эксперта № 353 от 17.12.2010 года, у трупа ФИО1 были обнаружены телесные повреждения: проникающее колото-резанное ранение передней поверхности грудной клетки слева с повреждением верхней доли левого легкого, средостения с кровоизлиянием в левую плевральную полость; резаной раны передней поверхности шеи справа с повреждением подкожной клетчатки.
Все указанные ранения являются прижизненными. Смерть ФИО1 наступила от проникающего колото-резанного ранения передней поверхности грудной клетки слева с повреждением верхней доли левого легкого и средостения, сопровождавшегося острой массивной кровопотерей, которая привела к развитию геморрагического шока тяжелой степени. Указанное телесное повреждение привело к наступлению смерти ФИО1, находится с ней в причинно-следственной связи, согласно квалифицирующему признаку тяжести вреда здоровью, является опасным для жизни, расценивается как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью, данное ранение образовалось от воздействия колюще-режущего предмета (орудия).
Телесное повреждение в виде резаной раны передней поверхности шеи справа с повреждением подкожной клетчатки согласно квалифицирующим признакам тяжести вреда здоровью, влечет за собой временную нетрудоспособность до трех недель от момента травмы, т.е. кратковременное расстройство здоровья, и по этому признаку расценивается как повреждение, причинившее легкий вред здоровью (т.1 л.д.139-147).
Показания потерпевшей, вышеуказанных свидетелей являются последовательными, описывают одни и те же обстоятельства, существенных противоречий не содержат, являются достоверными. Как установлено в судебном заседании у потерпевшей и свидетелей причин для оговора Кошуняева И.А. не имеется.
В своей совокупности доказательства, исследованные в судебном заседании, подтверждают, что Кошуняев И.А. 16 ноября 2010 года совершил запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст.105 ч.1 УК РФ, - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Законный представитель Кошуняева И.А. - ФИО15 в судебном заседании пояснила, что в силу того, что Кошуняев И.А. с детства страдает психическим расстройством, которое усугубилось алкоголизацией, то в отношении него необходимо применить принудительные меры медицинского характера.
Из материалов дела также следует, что Кошуняев И.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает психическим расстройством. С учетом данных о личности Кошуняева И.А., исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд находит обоснованными выводы заключения №162 от 9 марта 2011 года судебной психиатрической экспертизы, согласно которым Кошуняев И.А. во время совершения деликта страдал психическим расстройством в форме «<данные изъяты>» (<данные изъяты>). При совершении деликта у Кошуняева И.А. не было признаков бреда, галлюцинаций, помрачения сознания, болезненных волевых расстройств и иных психическихнарушений. Во время совершения деликта Кошуняев И.А. находился в состоянии простого алкогольного опьянения с привычным для него рисунком поведения (агрессивностью), при этом сохранял достаточную ориентировку в окружающем, о чем свидетельствует последовательный и целенаправленный характер его действий. При совершении деликта Кошуняев И.А. мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. 6.12.2010 г. года у Кошуняева И.А. произошла серия эпилептических припадков с развитием эпилептического статуса и последовавшим резким ухудшением психического состояния в виде декомпенсация, имевшегося у него психического расстройства «<данные изъяты>». Указанная декомпенсация психического расстройства у Кошуняева И.А. развилась после совершения им деликта, с 6.12.2010 г., выразилась в снижении его когнитивных функций (интеллекта, памяти, внимания) до уровня слабоумия, лишив его способности с этого времени осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать по ним показания и принимать участие в судебно-следственных действиях. В настоящее времяпсихическое расстройство Кошуняева И.А. остается декомпенсированным, имеющееся у подэкспертного психическое расстройство сопровождается значительным снижением его когнитивных способностей (интеллект, память, внимание) и эмоционально-волевых процессов. По психическому состоянию в настоящее время Кошуняев И.А. не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не может правильно воспринимать имеющие значение по делу обстоятельства, давать по ним показания и принимать участие в судебно следственных действиях. Психическое расстройство, которым страдает Кошуняев И.А., связано с возможностью причинения им иного существенного вреда себе и окружающим, он нуждается в применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.
Сомневаться в правильности выводов экспертной комиссии у суда оснований не имеется.
Таким образом, у Кошуняева И.А., после совершения общественно опасного деяния наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, которое делает невозможным назначение и исполнение наказания, ив соответствии со ст.ст.81,97,98,99,101 УК РФ подлежит освобождению от наказания с применением к нему принудительных мер медицинского характера, так как выявленное у Кошуняева И.А. психическое расстройство связано с причинением иного существенного вреда ему и окружающим. По своему психическому состоянию Кошуняев И.А. нуждается в стационарном лечении и постоянном наблюдении, в соответствии с выводами судебной психиатрической экспертизы, то есть применении принудительной меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа. В связи с чем, Кошуняев И.А. подлежит помещению в данное лечебное учреждение немедленно.
В связи с тем, что у Кошуняева И.А., после совершения общественно опасного деяния наступило психическое расстройство, процессуальные издержки по его защите на предварительном следствии и в суде в сумме <данные изъяты> в соответствии со ст.132 УПК РФ, подлежат возмещению за счет федерального бюджета.
В соответствии со ст.81 ч.3 УПК РФ, вещественные доказательства: рубашку, покрывало, кухонный нож, рубашку и брюки - уничтожить по вступлении постановления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.442,443 УПК РФ, ст.81 ч.1 УК РФ,
Постановил:
Освободить Кошуняева И.А. от наказания за совершенное запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст.105 ч.1 УК РФ.
Применить к Кошуняеву И.А. меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.
Поместить Кошуняева И.А. в психиатрический стационар специализированного типа.
Процессуальные издержки в размере <данные изъяты> отнести на счет федерального бюджета РФ.
Вещественные доказательства: кухонный нож, рубашку, покрывало, рубашку и брюки - уничтожить по вступлении постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения через Новодвинский городской суд.
Председательствующий О.Ф. Шагина