2-510/2010 о признании бездействия органов местного самоуправления



Дело № 2-510/2010 26 августа 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

В составе председательствующего Ляпичевой Н.В.

При секретаре Макаровой И.А.

С участием прокурора Поповой М.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новодвинске гражданское дело по иску прокурора г. Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ФИО6» о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования,

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Новодвинск о признании бездействия администрации муниципального образования «ФИО6» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Новодвинска незаконным и обязать администрацию обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Новодвинска.

Свое заявление прокурор обосновывает тем, что администрацией муниципального образования «ФИО6» не создано необходимого количества мест в детских дошкольных учреждениях, что привело к созданию очереди на зачисление детей в детские дошкольные учреждения и свидетельствует о неисполнении администрацией муниципального образования по решению вопросов местного значения в этой сфере.

В судебном заседании прокурор Попова М.А. требования поддержала по доводам изложенным в заявлении.

Ответчик администрация муниципального образования «ФИО6» с заявлением прокурора не согласны. Представитель ответчика Головин О.В. в судебном заседании пояснил, что администрация муниципального образования «ФИО6» организовывает предоставление общедоступного бесплатного образования на территории муниципального образования. На территории муниципального образования создано и функционирует 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, на базе муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» создано 3 группы дошкольного образования. Кроме того, согласно муниципального контракта на выполнение проекта детского комбината от 26 апреля 2004 года разработан проект детского комбината, но строительство из-за отсутствия денежных средств не было начато. Администрация не имеет помещений, которые можно было бы переоборудовать под детское учреждение. Не отрицают того обстоятельства, что имеется очередь на получение места в детских садах, однако считают, что по охвату услугами дошкольного образования на территории муниципального образования намного лучше, чем в других муниципальных образованиях.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Как установлено по материалам дела на территории муниципального образования «ФИО6» функционирует 14 детских дошкольных учреждений, по состоянию на 1.06.2010 года в очереди на получение места в детском дошкольном учреждении числится 144 ребенка. Данное количество детских дошкольных учреждения является недостаточным для обеспечения потребности населения г. Новодвинска. На 1992 год на территории муниципального образования действовало 31 дошкольное образовательное учреждение, на протяжении всего периода времени новых детских садов не было построено. Изложенные доказательства ответчиками не оспариваются и не опровергаются.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 43 Конституции РФ провозглашено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 ст. 16 Федерального Закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпункта 2 пункта 1 ст. 31 Федерального закона от 10 июля 1992 года «Об образовании» к вопросам местного значения городского округа в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Пунктом 13 статьи 5 Устава муниципального образования «ФИО6» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.

В соответствии с изложенными нормами на администрацию муниципального образования «ФИО6», как орган местного самоуправления, возложено решение предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

На 1992 год на территории муниципального образования действовало 31 дошкольное учреждение, в настоящее время только 14, новых детских дошкольных учреждений не строится, в 1997-1999 г.г. было перепрофилировано 8 муниципальных детских учреждений. В частности детских сад Номер обезличен, расположенный по адресу ..., рассчитанный на наполняемость 110 человек, передан в хозяйственное ведение ...» на основании на распоряжения мэра от Дата обезличена года Номер обезличен и в настоящее время используется как административное здание данного предприятия, возврат здания не планируется.

Согласно представленной информации общее число детей, состоящих в очереди на получение места в детском саду 144 человека из них от 1 года до 1,5 лет- 134 человека; от 1,5 до 2-х лет- 5 человек; от 2-х до 3-х лет – 5 человек, имеется очередь детей имеющих льготы на устройство в детский сад.

Прокурором г. Новодвинска после проведения проверки исполнения законодательства о доступности и бесплатности дошкольного образования, при которой были выявлены нарушения, было внесено представление главе муниципального образования «ФИО6», однако данных о том, что администрацией муниципального образования «ФИО6» приняты конкретные меры по созданию дополнительных мер по организации зачисления всех детей, стоящих в очереди на получения бесплатного дошкольного образования, ответчиком не представлено.

С учетом изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы представителя администрации муниципального образования «ФИО6» Головина О.В. о том, что часть зданий детских садов, перепрофилированных и используемых не по назначению, нецелесообразно использовать под детские сады, невозможно изъять у иного собственника, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению бесплатного дошкольного образования в силу закона и организации предоставления лежит на органах местного самоуправления.

Доводы представителя муниципального образования «ФИО6», касающиеся того, что положение в городе по предоставлению места в детских дошкольных учреждений одно из лучших в Архангельской области, так же не могут быть приняты во внимание, поскольку очередь на получения места в детском дошкольном образовательном учреждении имеется и для города Новодвинска она значительна.

При рассмотрении дела представитель администрации муниципального образования «ФИО6» просил предоставить срок по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования до 30.09.2013 года, суд не находит оснований для установления данного срока, поскольку на администрацию муниципального образования «ФИО6» в силу закона возложена обязанность по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении. Установление данного срока администрация связывает с изменением в проект детского комбината, который она намерена построить на территории города,, направить этот проект на государственную экспертизу, предусмотреть в проектах бюджета денежные средства на строительство детского сада и осуществить мероприятия по привлечению денежных средств из федерального и областного бюджетов, путем участия в целевых программах. Обязанность администрации по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования нельзя связывать с какими-либо конкретными сроками.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

Заявление прокурора г. Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «ФИО6» о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «ФИО6» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования «ФИО6» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «ФИО6» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования «ФИО6» для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном образовании.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Новодвинский городской суд

Председательствующий Н.В. Ляпичева

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2010 года

Судья Н.В. Ляпичева