Дело № 2-640/10 решение о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. Решение не вступило в законную силу.



Дело № 2-640/2010 26 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Моруговой Е.Б.,

при секретаре Склейминой Н.В.,

с участием помощника прокурора Минькина А.Г.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» Кошелева В.Н.,

представителя ответчика МУП «Жилкомсервис» Багана С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангель-ской области гражданское дело по иску прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ФИО12 муниципальному унитарному предприятию ФИО11 о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации муниципального образования ФИО12 о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что в ходе проводимой по заданию прокуратуры Архангельской области проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования ФИО12 было установлено, что в результате отключения участка водоснабжения в неисправном состоянии находятся 3 пожарных гидранта, что является нарушением Федерального закона «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03. Непринятие необходимых мер создает угрозу для жизни и здоровья людей, угрозу уничтожения имущества граждан и юридических лиц, и, в случае возникновения пожара может привести к трагическим последствиям в отношении неопределенного круга лиц. В связи с чем, просит обязать ответчика устранить нарушения пожарной безопасности путем приведения в исправное техническое состояние, обеспечивающее возможность использования при тушении пожаров, пожарные гидранты: № 154, расположенный по адресу: г.Новодвинск ул. Мира д.3; № 155, расположенный по адресу: г.Новодвинск в районе Православного храма Покровской православной общины со стороны ул.Мира; № 157, расположенный по адресу: г.Новодвинск ул.Новая, д.39 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования. В связи с изменением нумерации пожарных гидрантов просит устранить нарушения пожарной безопасности путем приведения в исправное техническое состояние, обеспечивающее возможность использования при тушении пожаров, следующие пожарные гидранты: № 150, расположенный по адресу: г.Новодвинск, ул.3-ей Пятилетки, д.36 (у автобусной остановки); № 152, расположенный по ул.3-ей Пятилетки напротив аптеки; № 155, расположенный у новой церкви (Православ-ного храма Покровской православной общины) напротив д.10 по ул.Мира г.Новодвинска в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Участвующий в деле прокурор Минькин А.Г. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика ФИО12 Кошелев В.Н. считает требования прокурора обоснованными, но полагает, что надлежащим ответчиком является МУП ФИО11», который, являясь владельцем наружных водопроводных сетей, обязан содержать пожарные гидранты в технически исправном состоянии.

При рассмотрении дела в качестве соответчика было привлечено муниципальное унитарное предприятие ФИО11 (далее - МУП ФИО11

Представитель МУП ФИО11 Баган С.Н. с иском не согласен. В обоснование возражений указал, что участок магистрального водопровода, на котором расположены указанные прокурором гидранты, был построен в ФИО21 году, капитальный ремонт не производился. Данный участок был выведен из эксплуатации 15 лет назад в связи с его аварийным состоянием. Как объект, участок магистрального водопровода в хозяйственном ведении МУП ФИО11 не находится и в настоящее время не существует, не участвует в снабжении питьевой водой и не входит в систему городского водопровода. Для восстановления указанного участка необходимо провести комплексное исследование его состояния.

Выслушав стороны, свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в целях защиты их права на пожарную безопасность в соответствии с нормами Федерального закона «О пожарной безопасности», реализуя свое право, предусмотренное статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 45 ГПК РФ.

Судом установлено, что с 2007 года отделом государственного пожарного надзора г.Новодвинска неоднократно проводились проверки состояния объектов наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории города Новодвинска. В результате проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, установлено наличие трех неисправных пожарных гидранта: № 150, расположенный по адресу: г.Новодвинск, ул.3-ей Пятилетки, д.36 (у автобусной остановки), № 152, расположенный по ул.3-ей Пятилетки г.Новодвинска напротив аптеки, № 155, расположенный у новой церкви (Православного храма Покровской православной общины) напротив д.10 по ул.Мира г.Новодвинска. Неисправность обусловлена отсутствием стояков, указательных табличек, линия водопровода, на которой расположены гидранты, отключена. Выявленные нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками и подтверждаются показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, а также письменными материалами дела: письмом мэра г.Новодвинска на имя начальника ОГПН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информациями начальника ОГПН <адрес> ФИО5 мэру <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, актами проверок № ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием ОГПН № от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом МУП ФИО11 о выполнении мероприятий по устранению выявленных ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности по предприятию, решением Арбитражного суда <адрес> по делу № <данные изъяты> от <данные изъяты>

Частью 2 статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. определено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и др.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий (часть 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ).

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности.

Таким образом, федеральным законодательством ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается как на собственников имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Решая вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком по делу, суд исходит из следующего.

Согласно выписки из реестра имущества, принадлежавшего муниципальному образованию ФИО12 от 26.11.2010 г. установлено, что магистральный водопровод, включая участок водопровода с тремя спорными пожарными гидрантами, является собственностью муниципального образования ФИО12

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗорганы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий.

С 1 мая 1996 года на основании постановления главы администрации ФИО25 сети водопровода и канализации, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры были переданы в хозяйственное ведение от ОАО ФИО26 муниципальному энерго-снабжающему унитарному предприятию ФИО27 (т.1 л.д.44-50), правопреемником которого явилось муниципальное унитарное предприятие ФИО11 Указанное имущество на основании передаточного акта от <данные изъяты> было закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ФИО11 (т.1 л.д.51-61,72).

В соответствии с уставами МУП ФИО11 утвержденными <данные изъяты> предметом деятельности данного предприятия являлось, в том числе организация надлежащего содержания, обслуживания, капитального и текущего ремонта муниципального имущества, включая водопроводные сети города (т.1 л.д.73-104).

Согласно пункту 2.2 действующего устава МУП ФИО11 утвержденного постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом деятельности предприятия, помимо прочего, является организация надлежащего содержания, обслуживания и текущего ремонта объектов коммунального хозяйства, водопроводных и канализационных сетей, находящихся в хозяйственном ведении предприятия за счет средств, предусмотренных соответствующими тарифами; организация капитального ремонта объектов коммунального хозяйства, водопроводных, канализационных сетей за счет средств, предусмотренных соответствующими тарифами и за счет средств собственника и др.

Статьей 11 Положения о порядке управления собственностью муниципаль-ного образования ФИО12 утвержденного решением 15-ой сессии совета депутатов третьего созыва МО ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями) установлено, что муниципальное унитарное предприятие обязано обеспечить сохранность закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества, производить его возобновление, капитальный и текущий ремонт.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что сети водопровода, в том числе участок сетей с расположенными на нем пожарными гидрантами находятся в хозяйственном ведении МУП ФИО11

В отношении данного предприятия отделом государственного пожарного надзора <данные изъяты> неоднократно проводились проверки соблюдения требований пожарной безопасности МУП ФИО11 По результатам проверок составлялись акты, в котором отражались нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в том числе, по пожарным гидрантам.

В адрес МУП ФИО11 Государственным инспектором г.Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору выдавались соответствующие предписания с требованиями об устранении отмеченных нарушений пожарной безопасности. Однако, в установленные сроки нарушения не устранялись, необходимых и действенных мер в целях приведения пожарных гидрантов в исправное техническое состояние, обеспечивающее возможность использования при тушении пожаров не предпринимались. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

За указанные нарушения МУП ФИО11 неоднократно привлекалось к административной ответственности, в том числе по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главного госинспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ)

Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О пожарной безопасности» было постановлено руководителям предприятий, организаций и учреждений привести в технически исправное состояние все имеющиеся средства пожаротушения, вывесить указатели местонахождения пожарных гидрантов, строго соблюдать противопожарные разрывы. Кроме того, были установлены границы ответственности за техническое состояние пожарных гидрантов, в том числе ответственность МУП ФИО11 на сетях муниципальной собственности находящихся в его хозяйственном ведении. На МУП ФИО11 с учетом их балансовой принадлежности была возложена ответственность по содержанию и ремонту пожарных гидрантов, включая ПГ-153 ул.3-ей Пятилтки,36, ПГ-154 ул.3-ей Пятилетки у магазина «Овощи», ПГ-155 ул.3-ей Пятилетки угол аптеки, ПГ-157 ул.Мира на треугольнике.

Постановлением главы МО «Город Новодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения и дополнения в постановление главы №. Приложением № к данному Постановлению утвержден новый список пожарных гидрантов, включая ПГ-150 ул.3-ей Пятилетки, 36, ПГ-152 ул.3-ей Пятилетки напротив аптеки и ПГ-155 у новой церкви со стороны ул.Мира.

В судебном заседании была выявлена неясность в нумерации ПГ-150 и ПГ-151. Схемы, представленные администрацией МО ФИО12 и МУП ФИО11 различны. Из представленной администрацией МО ФИО12 схемы следует, что спорные пожарные гидранты соответствует нумерации и месторасположению указанному прокурором. Суд, при определении нумерации спорных гидрантов, берет за основу схему, представленную администрацией МО ФИО12 (т.1 л.д.190), поскольку данная схема соответствует описанию пожарных гидрантов по Постановлению главы муниципального образования ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ №.

Статьей 127 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлены общие требования к пожарным гидрантам и колонкам, в соответствии с которыми пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие ФИО11, являясь владельцем спорных гидрантов и сетей водоснабжения, как в силу федерального законодательства, так и в силу нормативно-правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования ФИО12 и согласно определенному Уставом предприятия предмету его деятельности, обязано содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения.

При таких обстоятельствах, обязанности по приведению пожарных гидрантов в исправное техническое состояние и обеспечению тем самым возможности использования их при тушении пожаров следует возложить на МУП ФИО11.

Доводы представителя МУП ФИО11 о том, что участок магистрального водопровода, на котором расположенные указанные прокурором гидранты, был построен в 1972 году, выведен из эксплуатации 15 лет назад в связи с его аварийным состоянием и не участвует в снабжении питьевой водой, не имеют правового значения по делу. Обязанность содержать пожарные гидранты в технически исправном состоянии лежит на МУП ФИО11 который и должен принять необходимые и действенные меры для использования их при тушении пожаров, в том числе путем ремонта (восстановления) участка водопровода.

Ссылка представителя МУП ФИО11 о том, что участок магистрального водопровода не находится в хозяйственном ведении МУП ФИО11 опровергнута материалами дела. Отсутствие данного объекта на балансе основных средств предприятия не является основанием для возложения ответственности на собственника, поскольку обязанность введения надлежащего бухгалтерского учета имущества, а также комплексное исследование его состояния лежит на самом предприятии. Из пояснительной записки к смете на проведение капремонта водопроводных и канализационных сетей на 2010 год и схемы участка водопровода, составленной ведущим инженером МУП ФИО11 (т.2 л.д.21) следует, что данный участок водопровода имеется, его ремонт необходимо включить в план капремонта на 2010 г.

Согласно пояснительной записке к производственной программе и расчету тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые МУП «ФИО11 на 2010 г., видно, что МУП ФИО11 планировал проведение работ капитального характера по замене участка водопровода от ВК по <адрес> до ВК по <адрес>. Из представленного представителем администрации плана капиталь-ного ремонта водопроводных сетей, утвержденного техническим директором МУП «Жилкомсервис» усматривается, что на 2011 год спорный участок магистрального водопровода включен в план капитального ремонта.

Данные обстоятельства опровергают указанные выше доводы представителя МУП ФИО11

Письменными материалами дела подтверждается, что МУП ФИО11 расценивало спорные объекты как находящиеся в его хозяйственном ведении, отчитывалось за них, планировало в отношении этого имущества свою производственную деятельность и подвергалось административ-ному наказанию на нарушение требований пожарной безопасности в отношении этих объектов.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и, следовательно, подлежащими удовлетворению.

Для устранения нарушений пожарной безопасности прокурор просит предоставить срок 30 дней со дня вступления решения в законную силу. Ответчики срок устранения нарушений не оспаривают и каких-либо возражений по нему не заявляют. Суд учитывает, что при вступлении решения в законную силу ответчик не лишен права обратиться в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Заявленные прокурором требования об устранении нарушений требований пожарной безопасности относятся к требованиям неимущественного характера, заявлены в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, которые в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежат оплате государствен-ной пошлиной в размере 200 рублей, следовательно, с МУП ФИО11 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования ФИО12 в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ФИО11 о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие ФИО11 привести в исправное техническое состояние, обеспечивающее возможность использования при тушении пожаров, пожарные гидранты: № 150, расположенный по адресу: г.Новодвинск, ул.3-ей Пятилетки, д.36 (у автобусной остановки), № 152, расположенный по ул.3-ей Пятилетки г.Новодвинска напротив аптеки, № 155, расположенный у новой церкви (Православного храма Покровской православной общины) напротив д.10 по ул.Мира г.Новодвинска в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия ФИО11 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования ФИО12 200 рублей.

В иске прокурора города Новодвинска к администрации муниципального образования ФИО12 о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новодвинский городской суд.

Председательствующий - Е.Б. Моругова

Решение в окончательной форме

изготовлено 1 декабря 2010 года