Дело № 2-11/2011 25 января 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ляпичевой Н.В.
при секретаре Баранцевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Степаненко С.В. к администрации муниципального образования «ФИО3» об обязании поставить на внеочередное получение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Степаненко С.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «ФИО3» о признании его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении вне очереди жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. В процессе рассмотрения дела свои требования изменил, просит признать лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и обязать поставить на внеочередное получение жилья. В обоснование заявления указал, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в поселке <адрес>. По решению Виноградовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО1 лишена родительских прав, отец уклонялся от его воспитания, в связи с чем, он был помещен в Архангельский детский <адрес>, в который он поступил из приемника распределителя. В ДД.ММ.ГГГГ году его распределили в школу-интернат г.Новодвинска, по окончанию которого ему было предоставлено койко-место в общежитии на <адрес>. В настоящее время он проживает в общежитии по <адрес>. В соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на получения жилого помещения по договору социального найма, просит поставить на учет на внеочередное получения жилья.
В судебном заседании истец Степаненко С.В. требования поддержал.
Ответчик администрация муниципального образования «ФИО3» исковые требования не признали, представитель ответчика Лысяк Т.В. пояснила, что права истца нарушены, данных обстоятельств они не оспаривают. В силу Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен законом Архангельской области от 20.09.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма». Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту их рождения или первичного их выявления органами местного самоуправления, либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Степаненко С.В. родился в <адрес>, и администрация <адрес> обязана была принять меры по защите прав несовершеннолетнего, поскольку они своей обязанности не выполнили, то обязанность принять истца на учет для внеочередного предоставления жилого помещения лежит на них. В процессе рассмотрения дела не возражает принять на учет для внеочередного предоставления жилой площади по договору социального найма по месту его жительства в г. Новодвинске.
Органы опеки и попечительства исковые требования Степаненко С.В. поддержали, представитель органа опеки и попечительства Заговельева Е.Н. пояснила, что Степаненко С.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать лишена родительских прав, отец от воспитания уклонялся, с 1976 года он постоянно находился в детских учреждениях. Вопросы закрепления жилья не были решены как при помещении в детское учреждение, так и в период нахождения в них. Степаненко С.В. находился в Новодвинском детском доме, постоянно проживает здесь, то и обязанность поставить на учет для внеочередного получения жилой площади лежит на администрации муниципального образования «ФИО3».
К участию в деле в качестве 3 лица привлечена администрация муниципального образования «ФИО4», которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, возражений не представили.
К участию в деле в качестве 3 лица привлечено Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представили письменные объяснения, в которых указали, что Степаненко С.В. приобрел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, право на получение жилого помещения по договору социального найма. Поскольку за Степаненко С.В. жилое помещение по месту его рождения и первичного выявления при направлении его в детский дом не закреплялась, практически всю сознательную жизнь он прожил в г.Новодвинске, то считают, что Новодвинск может быть признан местом его жительства. На исполнение полномочий по обеспечению сирот жилыми помещениями ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом. На 2011 год муниципальному образованию предусмотрена субвенция в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия третьих лиц.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку всем доказательствам дела, приходит к следующему.
В суде установлено, что Степаненко С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его мать ФИО1 решением Виноградовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, отец ФИО2 уклонялся от его воспитания и в связи с этим Степаненко С.В. был помещен в Архангельский детский <адрес>, а в ДД.ММ.ГГГГ году в школу-интернат г.Новодвинска. По окончанию интерната получил койко-место в общежитии. В настоящее время проживает в общежитии № по <адрес> в <адрес>, занимает комнату площадью 13 кв. м.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами личного дела в отношении Степаненко С.В., выпиской из реестра имущества, принадлежащего муниципальному образованию «ФИО3» о принадлежности муниципальному образованию общежития по адресу <адрес> не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 49 ЖК РФ предусматривает категории граждан, которые имеют право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В силу ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года под детьми, оставшимися без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, а также уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.
Как следует из преамбулы данного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадь не ниже установленных социальных норм.
Мать истца ФИО1 лишена родительских прав, отец ФИО2 уклонялся от воспитания, данные обстоятельства не оспариваются. С учетом этого Степаненко С.В. можно отнести к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии с требованиями п.3 ст.6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области.
Поскольку истец Степаненко С.В. всю сознательную жизнь прожил в г.Новодвинске, находился в учреждения для детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в г. Новодвинске, суд считает, что именно по городу Новодвинску истец был выявлен, как лицо, оставшееся без попечения родителей. В нарушение указанных требований закона истец на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, администрацией муниципального образования поставлен не был. Так как истец не имеет закрепленного за ним жилого помещения, проживает в г.Новодвинске, то должен быть обеспечен жилой площадью вне очереди в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Суд, руководствуясь ст.7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», ст.ст. 45,46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области», Законом Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма", статьями 49,50,57 Жилищного кодекса РФ, считает необходимым обязать администрацию МО «ФИО3» признать Степаненко С.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Новодвинска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом этого требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Степаненко С.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «ФИО3» признать Степаненко С.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать администрацию муниципального образования «ФИО3» предоставить Степаненко С.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, в соответствии с нормами предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Новодвинска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий Н.В. Ляпичева
Мотивированное решение
изготовлено 30 января 2011 года