Дело № 2-125/2011 24 февраля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Моруговой Е.Б.,
при секретаре Склейминой Н.В.,
с участием прокурора Агафоновой И.П.,
председателя Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» Жеганова А.Г.,
представителя главы муниципального образования «Город Новодвинск» Медведковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области заявление прокурора города Новодвинска о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Новодвинска обратился в суд с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск» (далее - Правила благоустройства), утвержденные решением 25 сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 февраля 2008 г. № 143, опублико-ванные в газете «Новодвинский рабочий» от 6 марта 2008 г. № 9 в части, возложения на граждан и организаций, имеющих земельные участки на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям обязанностей по обеспечению своевременной и качественной уборке и очистке прилегающих территории в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муници-пальными правовыми актами (часть 1 статьи 3 Правил благоустройства), содержанию и уборке прилегающих к садам, скверам, паркам, зеленым насаждениям, принадлежащих гражданам или организациям на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, прилегающих территорий самостоятельно или по договорам со специализированной организацией (часть 5 статьи 5 данных Правил), а также обязанность владельцев технически исправных транспортных средств на оставление (хранение) их в местах, специально отведенных для стоянки транспортных средств (часть 1 статьи 12 Правил). Считает, что оспаривае-мые положения нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления содержат коррупционный фактор, приняты с превышением полномочий и незаконно возлагают на собственников и владельцев земельных участков бремя несения дополнительных обязанностей по уборке и очистке прилегающих территорий, а также навязывают собственникам технически исправных транспортных средств определенный порядок содержания и хранения имущества в определенных местах, не определяя, ни понятия специально отведенного места, ни того, кто эти места отводит.
Участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. заявление поддержала.
Председатель Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» Жеганов А.Г. с заявлением прокурора согласен.
В судебном заседании представитель главы муниципального образования «Город Новодвинск» Медведкова Е.В. с заявлением не согласна. В обоснование указала, что Городской Совет депутатов муниципального образования вправе принимать решения по вопросам местного значения. Оспариваемые положения Правил не противоречат действующему федеральному законодательству, Уставу муниципального образования «Город Новодвинск» и направлены на регулирование общественных отношений в области благоустройства территории муниципального образования.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление заместителя прокурора г.Новодвинска подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Материалами дела установлено, что решением двадцать пятой сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 февраля 2008 года № 143 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск».
Оспариваемые Правила носят нормативно-правовой характер, являются обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений по организации благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск» в целях обеспечения и улучшения ее санитарного, экологического и эстетического состояния.
Указанные Правила официально опубликованы в газете «Новодвинский рабочий» № 9 от 06.03.2008 г., вступили в законную силу. На момент рас-смотрения спора Правила не отменены, не утратили силу, а, следовательно, являются действующими.
Часть 1 статьи 3 Правил благоустройства предусматривает, что граждане и организации обязаны обеспечить своевременную и качественную уборку и очистку земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмот-ренным законодательством Российской федерации, а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законода-тельством Архангельской области и муниципальными правовыми актами. Организацию иных территорий осуществляет специализированная организация.
При этом, под уборкой, в соответствии с частью 1 статьи 2 Правил благоустройства понимается виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности граждан и организаций, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия населения и охрану окружающей среды.
Часть 5 статьи 5 данных Правил предусматривает, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, принадлежащих гражданам или организациям на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также прилегающих территорий осуществляется этими гражданами или организациями самостоятельно или по договорам со специализированной организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуп-равления в Российской Федерации» представительный орган муниципаль-ного образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Из содержания статей 18, 25, 29 Устава МО «Город Новодвинск» следует, что Городской Совет вправе принимать решения по вопросам местного значения, не отнесенным к компетенции других органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно статье 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества несобственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Несмотря на то, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий устанавливать в отношении граждан и организаций, не являющихся органами муниципальной власти и не находящимися в муниципальной собственности, обязанности по уборке и очистке территорий, не принадлежащим им на праве собственности или иной вещном праве. Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, обязанностей по уборке и очистке территории, прилегающей к их имуществу, не находящейся в собственности, владении, пользовании, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. В данном случае обязанность возложена нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Оспариваемые положения Правил благоустройства предусматривают обязанность физических лиц выполнять работы по благоустройству не принадлежащей им на каком-либо праве территории, в то время как законодательство о местном самоуправлении предусматривает привлечение граждан к выполнению подобного рода работ исключительно на основе принципа добровольности, в частности, согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых для городского округа работ в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных, в том числе и пунктом 25 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона, только на добровольной основе.
При указанных обстоятельствах, данные нормы в оспариваемой прокурором части следует признать недействующими, как принятые с превышением компетенции представительного органа муниципального образования.
Часть 1 статьи 12 Правил благоустройства территории муници-пального образования «Город Новодвинск» предусматривает, что оставление (хранение) технически исправных транспортных средств допускается в местах, специально отведенных для стоянки транспортных средств.
Суд считает, что указанные положения Правил противоречат федеральному законодательству и приняты с превышением полномочий исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, под «дорожным движением» понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; под «остановкой» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; под «стоянкой» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Из буквального толкования оспариваемой нормы следует, что хранение и оставление технически исправного транспортного средства предполагает прекращение движение транспортного средства и нахождение его на месте в течение определенного периода времени.
При таких обстоятельствах, оспариваемая норма части 1 статьи 12 Правил благоустройства муниципального образования «Город Новодвинск» в части, устанавливающей обязанность оставления (хранения) технически исправных транспортных средств в местах, специально отведенных для стоянки, устанавливает порядок дорожного движения на территории муниципального образования.
Вместе с тем, согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, и так же обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 4 которого устанавливает, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с часть 1 статьи 6 данного Федерального закона установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Каких-либо норм, предусматривающих оставление (хранение) технически исправных средств только в специально отведенных для стоянки местах Правила дорожного движения не содержат.
На основании изложенного, оспариваемая прокурором часть 1 статьи 12 Правил благоустройства муниципального образования «Город Новодвинскг», в части, допускающей оставление (хранение) транспортных средств в специально отведенных для стоянки местах, противоречит Правилам дорожного движения, то есть нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 209 ГК РФ устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Таким образом, часть 1 статьи 12 Правил благоустройства, фактически устанавливает обязанность для лиц, находящихся на территории города, осуществлять хранение принадлежащего им (находящегося в пользовании) технически исправного транспортного средства в специально отведенных для стоянки местах, тогда как нормы федерального законодательства РФ императивно устанавливают и регламентируют правила стоянки (в том числе и длительной) автотранспортных средств, определяют места, в которых возможна их стоянка и остановка, не ограничивая продолжительность стоянки каким-либо временным периодом.
В связи с чем, указанное положение оспариваемого нормативно-правового акта противоречит нормам федерального законодательства, нарушает права лиц, проживающих и находящихся на территории города Новодвинска в этой части, а представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск», устанавливая оспариваемой нормой порядок дорожного движения на территории города Новодвинска, вышел за пределы компетенции, предоставленной Конституцией Российской Федерации, статьями 7, 16.1, 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку подлежащие признанию недействующими правовые нормы могли применяться после вступления оспариваемого нормативно-правового акта в законную силу, что лица, участвующие в деле, допускают, суд считает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Новодвинска Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Правил благоустройства террито-рии муниципального образования «Город Новодвинск» удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 3 в части слов «, а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законода-тельством Архангельской области и муниципальными правовыми актами», часть 5 статьи 5 в части слов «, а также прилегающих территорий», часть 1 статьи 12 в части предложения «Оставление (хранение) технически исправных транспортных средств допускается в местах, специально отведенных для стоянки транспортных средств» Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск», утвержден-ных решением двадцать пятой сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 февраля 2008 года № 143, опубликованных в газете «Новодвинский рабочий» от 6 марта 2008 года № 9.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий".
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий- Е.Б. Моругова
Мотивированное решение
изготовлено 28 февраля 2011 года