Дело № 2-167/2011 10 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Моруговой Е.Б.,
при секретаре Мартин Е.А.,
с участием помощника прокурора г.Новодвинска Агафоновой И.П.,
представителя администрации и главы МО «Город Новодвинск» Кошелева В.Н.,
председателя Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» Жеганова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области заявление администрации муници-пального образования «Город Новодвинск» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 6 части 1 статьи 18 Устава муниципального образования «Город Новодвинск»,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Город Новодвинск» обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 6 части 1 статьи 18 Устава муниципального образования «Город Новодвинск», принятого решением 12 сессии Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» третьего созыва от 22.02.2006 № 49. В обоснование указали, что пункт 6 части 1 статьи 18 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» относит к исключительной компетенции Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (пункт 3 статьи 19) внесены изменения в пункт 6 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные полномочия исключены из исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 года. В связи с чем, оспариваемый пункт Устава в части слов «и учреждений», как допускающий возможность определения Городским Советом депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, вступил в противоречие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
В судебном заседании представитель администрации и главы МО «Город Новодвинск» Кошелев В.Н. заявление поддержал.
Председатель Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» Жеганов А.Г. с заявлением согласен. Пояснил, что 3 марта 2011 года решением внеочередной 20-й сессии Городского Совета депутатов оспариваемая норма Устава приведена в соответствии с федеральным законодательством. В настоящее время указанное решение направлено для подписания Главе муниципального образования «Город Новодвинск».
Участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. заявление поддержала.
Выслушав стороны, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С таким заявлением вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена его компетенция.
Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 16 Устава муниципального образования город Новодвинск» является органом местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что решением 12-й сессии Совета депутатов муниципального образования «город Новодвинск» третьего созыва от 22.02.2006 № 49 принят Устав муниципального образования «Город Новодвинск», который опубликован в газете «Новодвинский рабочий» № 36 от 10.06.2006 г.
Согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Таким образом, Устав, как и оспариваемое положение, носят нормативно-правовой характер, являются обязательными для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение. На момент рассмотрения спора они не отменены, не утратили силу, а, следовательно, являются действующими.
Муниципальные правовые акты в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 18 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» определяет исключительную компетенцию Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск».
Пункт 6 части 1 статьи 18 Устава относит к исключительной компетенции Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Между тем, пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены изменения в пункт 6 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и из исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований исключены полномочия по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, а также внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующий порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2011 года.
Таким образом, с 1 января 2011 года оспариваемый пункт Устава в части слов «и учреждений», как допускающий возможность определения Городским Советом депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, вступил в противоречие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которого принятие решения о реорганизации и ликвидации муниципальный учреждений осуществляется в порядке, устанавливаемом местной администрацией (статьи 16 и 18)
То обстоятельство, что в настоящее время решением сессии Городского совета депутатов оспариваемые нормы Устава приведены в соответствие с Федеральным законом, не имеет правового значения и основанием для отказа в удовлетворении требования администрации не является, поскольку на момент рассмотрения дела по существу внесенные в Устав изменения официально не опубликованы и не вступили в законную силу.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что Устав в указанной части вступил в противоречие с Федеральным законом в период его действия, суд считает необходимым признать пункт 6 части 1 статьи 18 Устава недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствие со статьей 35 Федерального закона «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 6 части 1 статьи 18 Устава муниципального образования «Город Новодвинск», принятого решением 12-й сессии Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» третьего созыва от 22.02.2006 г. № 49, в части слов «и учреждений».
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий".
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий- Е.Б. Моругова
Мотивированное решение
изготовлено 15 марта 2011 года