Дело № 2-184/2011 22 апреля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего Моруговой Е.Б.
при секретаре Мартин Е.А.,
с участием прокурора Агафоновой И.П.,
представителя 3-го лица МУП ФИО7 Короткова А.И.,
представителя 3-го лица СНТ ФИО8 Газизязова Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску прокурора г.Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ФИО9 о возложении обязанности по проведению комплекса работ по оценке технического состояния моста,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ФИО9 о возложении обязанности по проведению специального осмотра (обследования) моста через реку «Смердье». В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки по безопасности дорожного движения в области эксплуатационного состояния моста на муниципальной дороге в СНТ ФИО8 было установлено, что в течение длительного времени не проводились специальные обследования и испытания моста, построенного в период с 1983 по 1985 годы. В результате чего не установлено значение допустимой массы несущих конструкций моста. Дефекты, снижающие грузоподъемность моста и безопасность движения не устраняются. Данный мост расположен за границами территории ФИО8, следовательно, является муниципальной собственностью. Как объект недвижимости мост не передавался в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям, поэтому обязанность по проведению осмотра моста должна быть возложена на местную администрацию.
Участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию МО «Город Новодвинск» провести комплекс работ по оценке технического состояния автомобильного моста через реку в районе конечной автобусной остановки «Зори Севера» на территории муниципального образования «Город Новодвинск».
Представитель ответчика администрации муниципального образования ФИО9 в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, требования прокурора считает необоснованными, поскольку мост не является муниципальной собственностью, не передан в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальных предприятий и учреждений, не поставлен на учет в качестве безхозяйного имущества. Мост не относится к автомобильной дороге Негино -урочище Коммуна, а, следовательно, не является частью дороги местного значения. Сведениями о владельце моста администрация МО ФИО9 не располагает. Бремя содержания ни законом, ни договором на администрацию не возложено.
Представитель 3-го лица МУП ФИО7 Коротков А.И. заявленные требования не признал и пояснил, что в хозяйственном ведении предприятия находится муниципальная дорога Негино-урочище Коммуна до конечной остановки ФИО8 включая разворотную площадку. Мост расположен за указанной остановкой и не передавался в хозяйственное ведение МУП ФИО7
Представитель 3-го лица СНТ ФИО8 Газизязов Б.Ш. требования прокурора поддержал. Указал, что на балансе СНТ ФИО8 мост не состоит, расположен на территории МО ФИО9 и является единственным возможным проездом в СНТ ФИО8 Учитывая длительный период эксплуатации, мост ветшает и становится аварийно-опасным. Ремонтом моста местная администрация, несмотря его неоднократные обращения, не занимается. Через мост ежедневно, несмотря на запрещающий знак, проходит большое количество машин, в том числе, грузоподъемностью до 17 тонн. Аварийное состояние моста, которым члены садоводческих товариществ, а также отдыхающие на озере Смердье вынуждены пользоваться, создает угрозу их жизни и здоровью.
ОАО ФИО22 привлеченные к участию в деле в качестве 3-го лица, своего представителя в судебное заседание не направили. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Мнения по существу спора не высказали.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика администрации МО «ФИО9 и З-го лица ОАО ФИО22
Выслушав, участвующих в деле лиц, свидетелей ФИО5, исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Законом Архангельской области от 27.09.2006 № 216-12-ОЗ "Об описании границ территории муниципального образования ФИО9 земельный участок Коммуна входит в состав г.Новодвинска, что также подтверждается планом границ территории МО ФИО9 (л.д.124).
Спорный мост соединяет территорию муниципального образования ФИО9. Доступ на земли СНТ ФИО8 являющиеся частью земель урочища Коммуна возможен со стороны г.Новодвинска только через спорный мост. Мост, как сооружение, стоит на железобетонных основаниях (девяти опорах), имеет бревенчатый деревянный настил и деревянные перила. Длина моста 12 метров, общая ширина моста 6,35 м. Мост построен в период с 1983 по 1985 годы.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра объекта, пояснениями участвующих в деле лиц, показаниями свидетеля ФИО5 и не оспариваются ответчиком.
Право собственности на данный мост ни за кем не зарегистрировано, что следует из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23, 24), письма председа-теля КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), писем Новодвинского филиала ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26, 64), письма главы МО ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.125).
Данный мост не передан в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям, на учет в качестве безхозяйного имущества не поставлен.
Автодорога Негино-Коммуна (непосредственно до моста) является муниципальной собственностью, находится на балансе МУП ФИО7 что установлено выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), технически паспортом (л.д.27-32), выпиской из ЕГРП от 16.023.2011 (л.д.63).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» к вопросам местного значения муниципального образования «Город Новодвинск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Новодвинск», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условия для организации досуга.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 29 Устава к полномочиям администрации муниципального образования относится осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местно-го значения в соответствии с федеральным законодательством, законодатель-ством Архангельской области, Уставом и муниципальными правовыми актами.
Как установлено при рассмотрении дела, мероприятий по обследованию технического состояния моста не проводилось. Данное обстоятельство подтверждается письмом мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Поддерживающий ремонт был выполнен в 2001 году, что усматривается из объяснений председателя СНТ ФИО8 Газизязова Б.Ш.
Предметом заявленных требований является возложение на администрацию МО ФИО9» обязанности по проведению комплекса работ по оценке технического состояния моста.
Доводы представителя администрации о том, что мост не поставлен на учет в качестве безхозяйного имущества, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
То обстоятельство, что мост является бесхозяйным имуществом, т.е. не имеет собственника, установлено и никем не оспаривается.
Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Не направление администрацией МО заявления в регистрирующий орган о постановке на учет бесхозяйного имущества - моста через реку, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.
Иным органам такого права не предоставлено.
Факт того, что в строительстве моста оказывал помощь ОАО ФИО22 не имеет значения для разрешения данного спора.
ОАО ФИО22 был привлечен к участию в споре. Каких- либо прав на данное имущество не заявил. Более того, в деле имеется письмо ОАО ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), из которого следует, что Общество не является собственником моста, поскольку не занималось его проектированием и строительством. В порядке оказания технической помощи, по обращению садоводческих товариществ, при строительстве моста комбинатом оказывались некоторые услуги (выделение материалов, их транспортировка, выделение строительной и грузоподъемной техники). Никакой другой информацией и документацией ОАО ФИО22 не располагает.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобиль-ных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ даны основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в соответствии с которыми автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе: искусственные дорожные сооружения, то есть сооружения предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог иными автомо-бильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Разрешая спор, суд исходит из того, что мост является искусственным дорожным сооружением, относится фактически к бесхозяйному имуществу, находится на территории муниципального образования ФИО9 предназначен для проезда между частями территории города (автомобильная дорога и СНТ ФИО8). Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам относится к обеспечению безопасности дорожного движения.
Комплекс работ по оценке технического состояния моста необходим для осуществления полномочий органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы горожан, проживающих на территории муниципального образования «Город Новодвинск», круг которых определить невозможно.
Администрация является органом местного самоуправления, который обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжением муниципального имущества, а также полномочиями по содержанию и строительству автодорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в пределах муниципального образования.
Ответственность за безопасность дорожного движения в силу Федерального закона «О безопасности дорожного движения» возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которых находятся дороги, поэтому именно администрация должна осуществлять надлежащий надзор за состоянием спорного сооружения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ФИО9 о возложении обязанности по проведению комплекса работ по оценке технического состояния моста удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования ФИО22 провести комплекс работ по оценке технического состояния моста через реку по направлению в СНТ ФИО8 в районе конечной автобусной остановки ФИО8 на территории муниципального образования ФИО9 Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий - Е.Б. Моругова
Решение в окончательной форме
изготовлено 27 апреля 2011 года