Дело № 2-226/2011 05 мая 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,
с участием помощника прокурора Федоровой А.И.,
представителей ответчика Каменевой И.Ю.,
представителя третьего лица Варюхина А.Б., Земской Т.Д.,
при секретаре Борзой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты>» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>» об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В обоснование иска указал, что в ходе проведённой Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения ОАО «<данные изъяты>» законодательства об охране окружающей среды было установлено нарушение предприятием требований п.1 раздела II Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (Приложение N 1 к Правилам разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ), п.19 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621. В частности ОАО «<данные изъяты>» не проведена экспертиза плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, не утвержден и не введен в действие приказом по организации план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в федеральном органе исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром. Отсутствие у ОАО «<данные изъяты>» надлежащим образом разработанного и утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов создает реальную опасность нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи, с чем просит обязать ОАО «<данные изъяты>» устранить выявленные нарушения, а именно: получить заключение экспертизы в Государственной экспертизе проектов МЧС России, согласовать и утвердить план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела прокурор исковые требования уточнил (л.д.161а), просит обязать ОАО «<данные изъяты>» устранить выявленные нарушения, а именно: утвердить план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Федорова А.И. уточненные требования поддержала полностью.
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» Каменева И.Ю. исковые требований прокурора не признала. Ранее опрошенная в судебном заседании представитель ответчика Цыпина Н.А. пояснила, что План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» разработан и утвержден в 2007 году. Процедура согласования и утверждения, соблюдена в соответствии с Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". План введен в действие ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия плана четыре года и соответственно указанный план является действующим. Соответственно, у ОАО «<данные изъяты>» есть надлежащим образом разработанный и утвержденный план по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Представители третьего лица Главного Управления МЧС по Архангельской области Варюхин А.Б., Земская Т.Д. иск прокурора поддержали полностью, дали пояснения аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.55-57). Представитель Варюхин А.Б. дополнил, что срок действия утвержденного в 2007 году Плана по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на ОАО «<данные изъяты>» истек, так как срок его действия составляет три года.
Выслушав стороны, представителей третьего лица, исследовав письменные материалы дела, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, специалиста ФИО9 и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По материалам дела установлено (л.д.100,147), что на территории ОАО «<данные изъяты>» находятся три резервуара для хранения нефтепродуктов емкостью 2000 м3 каждый, два резервуара для хранения нефтепродуктов емкостью 3000 м3, приемные емкости мазутного хозяйства 40 м3 и 250 м3, два резервуара для хранения нефтепродуктов емкостью 500 м3 каждый, расходная емкость 26,8 м3.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и производственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях (статья 14).
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Подпунктом "в" пункта 1 Приложения 1 указанного закона к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительством РФ принято Постановление от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", которым утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Требования к разработке планов).
Согласно пунктам 2 и 3 Требований к разработке планов, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ.
Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для стационарных объектов хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
На основании пункта 6 Требований к разработке планов, требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, определяются Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (далее - Правила разработки планов ЛРН).
Согласно пунктов 6, 8 Правил разработки планов ЛРН, зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий). В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) организации разрабатывают Планы и Календарные планы, которые подлежат согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией и в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами.
В соответствии с пунктами 14-19 Правил разработки планов ЛРН, организации в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)) разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального.
Планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти
Планы организаций для территориального уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций для регионального уровня утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром.
МЧС России дает согласие на утверждение соответствующих Планов решением КЧС субъекта Российской Федерации на основании рассмотрения документов в границах опасных производственных объектов организаций.
Ответчиком в 2007 году был направлен в Главное Управление МЧС по Архангельской области на утверждение разработанный План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>». Разработка и составление плана осуществлена по заданию ответчика - ООО «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ начальником Главного Управления МЧС по Архангельской области представленный ответчиком План был утвержден (л.д.177).
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» введен в действие ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно раздела II Порядка выполнения требований к разработке плана Приложения N 1 к Правилам разработки планов ЛРН (в редакции действовавшей на момент утверждения Плана), планы организаций подлежат экспертизе на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС(Н). Экспертная оценка Планов проводится на основании соглашения (договора) между экспертной организацией и организациями, представляющими Планы на утверждение. Не допускается проведение экспертной оценки Планов организациями, участвовавшими в их разработке.
В соответствии с разделом III Порядка выполнения требований к разработке плана Приложения N 1 к Правилам разработки планов ЛРН, введение Планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы. Введение Планов организаций в действие должно осуществляться в следующие сроки: объектового и местного уровней - четыре месяца; территориального уровня - шесть месяцев; - регионального уровня - девять месяцев.
Срок действия Планов организаций для объектового и местного уровня составляет три года, территориального уровня - четыре года, регионального и федерального уровней - пять лет. По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов, его утвердившего, или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
В нарушение указанных требований к разработке плана, ответчиком не была проведена соответствующая экспертиза Плана представленного на утверждение в Главное Управление МЧС по Архангельской области.
Как пояснили в судебном заседании представители третьего лица Варюхин А.Б. и Земская Т.Д. утверждение плана Главным Управлением МЧС по Архангельской области осуществлено ошибочно, о чем ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,11) был уведомлен. Как следует из указанного письма и пояснений представителя третьего лица Варюхина А.Б., ответчиком не в полном объеме соблюдена процедура согласования и утверждения плана, представленный план должен пройти экспертизу, и направлен на утверждение в МЧС России, так как возможный источник ЧС соответствует региональному уровню.
После получения ответчиком письма от ДД.ММ.ГГГГ, последним в адрес Главного Управления МЧС по Архангельской области было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103) с просьбой дать более подробные пояснения по данному вопросу. Как следует из обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик считал разработанный план, планом для местного уровня разлива нефти и нефтепродуктов, так как размер разлившихся нефтепродуктов может быть уменьшен, на размер обволоки, а потому в соответствии с п.16 Правил разработки планов ЛРН должен утверждаться руководителем ОАО «<данные изъяты>» и Главным Управлением МЧС по Архангельской области.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101,102) Главное Управление МЧС по Архангельской области дополнительно разъяснило ответчику, что расчет прогнозируемых объемов и площадей разливов нефтепродуктов (п. 3.1.2 плана) произведен ответчиком не верно. При определении категории ЧС ответчиком за основу взята площадь разлитого нефтепродукта, а не его объем, как указано в пункте 2 Требований к разработке планов. При объеме резервуара для хранения нефтепродуктов 3000 м3, разлив нефтепродуктов примерно составит 2850 тонн, что соответствует ЧС регионального значения. При этом Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 не оговаривает уменьшение расчетных величин разлившихся нефтепродуктов до размера обваловки резервуара. Поэтому категория ЧС для резервуарного парка мазутного хозяйства ответчика необоснованно снижена. Аналогичные пояснения даны в судебном заседании и представителями третьего лица Варюхиным А.Б. и Земской Т.Д.
Указанные пояснения представителей третьего лица суд считает обоснованными и заслуживающими внимание.
Максимально возможными источниками ЧС на территории ОАО «<данные изъяты>» (л.д.100,147,155) являются три резервуара для хранения нефтепродуктов емкостью 2000 м3/1800 тонн каждый и два резервуара для хранения нефтепродуктов емкостью 3000 м3/2700 тонн, что соответствует региональному значению разливу нефти и нефтепродуктов (п.3 Требований к разработке планов).
Утверждение ответчика о том, что согласно разработанного и введенного в действие в 2007 году Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>», уровень разлива нефти и нефтепродуктов не превышает муниципального (л.д.158), суд не находит обоснованным.
Ответчиком не проведена в 2007 году в установленном порядке экспертиза плана на предмет его соответствия установленным требованиям, в том числе в части уменьшения расчетных величин разлившихся нефтепродуктов до размера обваловки резервуара.
Довод представителя ответчика о том, что действительность плана подтверждается его утверждение Главным Управлением МЧС по Архангельской области в ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит не состоятельным, так как последним была признана ошибочность его утверждения, о чем ответчик неоднократно был уведомлен.
Более того, как установлено по материалам дела (л.д.156,158), показаниям свидетеля ФИО8 являвшимся директором ООО «<данные изъяты>» (разработчика плана), План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» отнесен к локальному (объектовому) и муниципальному (местному) уровню разлива нефти и нефтепродуктов, в связи, с чем трехлетний срок его действия истек в декабре 2010 года, исчисляемый с даты введения его в действие ответчиком (пункты 1 и 2 раздела III Порядка выполнения требований к разработке плана Приложения N 1 к Правилам разработки планов ЛРН).
Статьи 21, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют прокурору право обращения суд в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, в целях защиты их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, основывая свои требования на нормах статей 42, 58 Конституции РФ, Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В судебном заседании установлено, что ответчиком в нарушении требований статьи 7 и 14 Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не обеспечено в должной мере выполнение указаний по планированию мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в соответствии с требованиями, определенными в Постановлении Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 и Приказе МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.
Разработанный и введенный в действие в декабре 2007 году на предприятии План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» не прошел соответствующую экспертизу, в связи, с чем уменьшенная в плане величина разлившихся нефтепродуктов не может быть признана обоснованной, срок действия плана истек в декабре 2010 года.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, и совокупностью представленных при разбирательстве дела письменных доказательств.
Прокурором заявлено требование, обязать ОАО «<данные изъяты>» устранить выявленные нарушения, а именно: утвердить план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МЧС РФ от 17.01.2011 N 2 "О внесении изменений в Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621", признаны утратившими силу пункты 3, 4 раздела II приложения N 1 к Правилам разработки планов ЛРН, предусматривающих ранее проведение экспертной оценки Планов экспертной организацией не участвующей в разработке Плана.
Как пояснил в зале суда представитель третьего лица Варюхин А.Б. в связи с признанием пунктов 3, 4 раздела II приложения N 1 к Правилам разработки планов ЛРН утратившими силу, ответчик с марта 2011 года вправе направить План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» непосредственно в МЧС России для его согласования н утверждения без проведения экспертной оценки. Подобные разъяснения указаны и в письме МЧС России от 22.02.2011 (л.д.104).
Принимая во внимание, что 100 процентный объем максимальной емкости одного объекта хранения нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» соответствует ЧС регионального значения разлива нефти и нефтепродуктов, суд считает, что утверждение Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» должно быть осуществлено ответчиком в МЧС России в силу положений пункта 2 и 3 Требований к разработке планов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 и пункта 19 Правил разработки планов ЛРН, определенных Приказ МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.
Учитывая, что Ответчиком не представлено суду доказательств подтверждающих, направление Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории ОАО «<данные изъяты>» в МЧС России для утверждения, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и, следовательно, подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает, что указанный прокурором срок, в течение которого ответчик должен утвердить План в МЧС России не может быть указан в решение суда, так как затрагивает процедуру исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лица к ОАО «<данные изъяты>» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать ОАО «<данные изъяты>» устранить выявленные нарушения, а именно: утвердить План по предупреждению ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий - А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 10 мая 2011 года