Дело № 2-218/2011 03 мая 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,
с участием истца Струниной Г.Д.,
представителя ответчика Медведковой Е.В.,
при секретаре Сикорской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Струниной Галины Дмитриевны к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Струнина Г.Д. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты> о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде жилого помещения.
В обоснование иска указала, что является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана ВОВ. Неоднократно обращалась в администрацию МО «<данные изъяты>» с просьбой о предоставлении жилья, однако ответчиком ей было отказано, поскольку она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, на каждого члена семьи приходится 14,7 кв.м. общей площади жилого помещения, что значительно превышает учетную норму по <адрес> - 12 кв.м. Указывает, что не является членом семьи своей дочери и внучки, не ведет с ними общего хозяйства. Считает, что ответчик неправомерно отказал в предоставлении жилого помещения, поскольку при предоставлении мер социальной поддержи в виде жилого помещения, учетная норма общей жилой площади к участникам ВОВ и членам их семей, не относится. В связи с чем, просит в соответствии с п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки в виде жилого помещения, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.
При рассмотрении дела истец требования изменила (л.д.153), просит обязать администрацию МО «<данные изъяты>» признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании истец Струнина Г.Д. на иске настаивает.
Представитель ответчика Медведкова Е.В. с требованиями истца не согласна, считает, что истец обеспечена жилым помещением, так как является членом семьи собственника жилого помещения.
Третье лицо <данные изъяты> <адрес> привлеченное судом к участию в деле извещено о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежаще, своего представителя в судебное заседание не направило. Ранее опрошенный в судебном заседании представитель третьего лица ФИО6 пояснил, что Струнина Г.Д. на основании ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" вправе претендовать на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Третье лицо государственное учреждение <данные изъяты> <адрес> привлеченное судом к участию в деле извещено о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежаще, своего представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено по материалам дела (л.д.10), истец является ветераном Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) и вдовой инвалида ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 20 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст.21 названного закона одной из мер социальной поддержки является обеспечениеодин раз за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено завершить обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
На основании ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Таким образом, на федеральном уровне принято решение обеспечить жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.
В силу требований ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах", Постановлением администрации Архангельской области от 02.04.2007 N 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пунктам 4 и 5 названного Порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) признаются следующие граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется ЖК РФ и Областным законом от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма".
В соответствии со ст.3 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа <адрес> заявление установленного образца по форме, утверждаемой указом <адрес> с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи с приложением необходимых документов.
Распоряжением заместителя главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ргр (л.д.56) Струниной Г.Д. как вдове инвалида ВОВ было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещений предоставляемого по договору социального найма.
Как следует из указанного распоряжения, а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании основаниями к отказу явилось то, что истец является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Исходя из материалов дела (л.д.119,176,182), пояснений истца и показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 следует, что истец с 1958 года по март 2008 года постоянно проживала в жилом доме по адресу: <адрес>. После смерти мужа ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ, истец в доме стала проживать одна. В жилом доме, где проживала истец, условия проживания не соответствовали требованиям для проживания в жилых помещениях. В доме отсутствовала тепло и водоснабжение, канализация, за водой приходилось ходить к реке, печное отопление в доме не поддерживало необходимый температурный режим для проживания, так как в результате физического износа в доме присутствовали трещины, баня пришла в негодность в связи с полным износом. В связи, с чем истцом было принято решение продать жилой дом в виду невозможности обеспечить его содержание в силу своего возраста и технического состояния дома. На полученные от продажи дома средства приобрести иное пригодное для проживания жилое помещение истец не смогла. В виду отсутствия необходимого жилого помещения для проживания истец была вынуждена временно зарегистрироваться по месту проживания своей дочери и внучки по адресу: <адрес>.
Свидетели, допрошенные в судебном заседании, предупреждены об уголовной ответственности, их показания являются последовательными. У суда нет оснований не доверять их показаниям.
Согласно технического описания жилого дома по адресу: <адрес> техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.190), фундамент дома имеет повреждения цоколя, стены дома местами покороблены, в венцах и в чердачном перекрытии имеются трещины, в крыше просветы, на окнах трещины.
Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.197-199), истцом был продан принадлежащий ей жилой дом. На основании адресной справки (л.д.127) истец зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Квартира <данные изъяты> в <адрес> принадлежит дочери истца ФИО7 и ее внучке ФИО12 на праве долевой собственности. Квартира приобретена в собственность на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о содержании правоустанавливающих документов (л.д.24).
В соответствии с п.3, ч.1, ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Пунктом 2 указанного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 10 и 12 Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что причиной продажи истцом жилого дома, в котором она проживала с 1958 года являлась невозможность его содержания истцом в силу технического состояния дома и возраста истца. При этом на вырученные от продажи дома средства, истец приобрести иное жилое помещение не смогла.
В соответствии с п.1, ч.1, ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
По сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней (л.д.129,131), истец не является собственником какого-либо жилого помещения пригодного для проживания. Исходя из пояснений истца, нанимателем жилого помещения по договору социального найма она также не является, что не было оспорено ответчиком в судебном заседании.
Исходя из пояснений истца и показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, истец не является членом семьи ФИО7 и ФИО12, так как на протяжении все своей жизни проживала отдельно от них. Проживание вместе с ФИО7 и ФИО12 в принадлежащем им жилом помещении является для истца вынужденным обстоятельством в виду отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения, общего хозяйства истец с собственниками жилого помещения не ведет, так как привыкла жить отдельно.
Довод представителя ответчика о том, что истец, проживающий в настоящее время в жилом помещении принадлежащим на праве собственности ее дочери и внучке, в силу положений ст.31 ЖК РФ является членом их семьи применительно к положениям ст.51 ЖК РФ не является обоснованным.
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, при этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
В связи, с чем суд считает, что в рассматриваемой ситуации, вынужденный характер проживания истца со своей дочерью и внучкой не может являться достаточным основанием для признания ее членом семьи ФИО7 и ФИО12 В противном случае будут нарушены права истца на уважение ее личной и семейной жизни, закрепленные в ст.8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что истец в силу п.1 и п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При этом отказ администрации МО «<данные изъяты>» в признании истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не может быть признан судом обоснованным.
В связи, с чем требования истца обязать администрацию МО «<данные изъяты>» признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 211 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Струниной Галины Дмитриевны к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» признать Струнину Галину Дмитриевну нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий - А.Л.Белоусов
Мотивированное решение
Изготовлено 08 мая 2011 года