2-328/11 о перасчете страхового стажа (решение обжаловано)



Дело № 2-328/2011                                                                01 июня 2011 года

                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

с участием представителя ответчика Тропниковой Ю.В.,

при секретаре Борзой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску Муратова А.В. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ФИО6 об исчислении страхового стажа в льготном исчислении и установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л:

Муратов А.В. обратился в суд к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ФИО6 (далее - Управление ПФР) о перерасчете страхового стажа для установления повышенного фиксированного базового размера пенсии за работу в районе Крайнего Севера с учетом льготного порядка исчисления.

В обосновании иска указал, что является пенсионером по старости. Обратился в Управление ПФР с заявлением о перерасчете страхового стажа и базовой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. По решению Управления ПФР ему было отказано в таком перерасчете в связи с отсутствием необходимого количества страхового стажа. Считает такое решение незаконным, так как период его работы в районе Крайнего Севера до 01.01.2002 в силу положений указанных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П должен быть исчислен в льготном исчислении. В связи, с чем просит установить повышенный размер базовой части трудовой пенсии за работу в районе Крайнего Севера с .

Истец Муратов А.В. в судебном заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия. Ранее опрошенный на предварительном судебном заседании исковые требования уточнил, о чем представил заявление (л.д.41), согласно которому просит обязать Управление ПФР произвести расчет страхового стажа в полуторном исчислении до 01.01.2002 и установить повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 07.03.2011.

Представитель ответчика Управления ПФР Тропникова Ю.В., в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.48,49), согласно которому Управление ПФР считает, что оснований для применения льготного порядка подсчета страхового стажа для признания права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера нет. Управлением ПФР применен в отношении истца наиболее выгодный вариант конвертации его пенсионных прав, исходя из которого, был определен размер его пенсии. Подсчет страхового стажа при таком варианте конвертации предполагает исчисление стажа в календарном порядке. При подсчете страхового стажа истца в льготном исчислении, вариант конвертации изменится, что приведет к уменьшению размера страховой части его трудовой пенсии. Также считают, что подсчет страхового стажа в льготном исчислении в силу положений указанных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П возможен в целях сохранения ранее приобретенных истцом пенсионных прав при действовавшем до 01.01.2002 пенсионном законодательстве. Право на установление фиксированного базового размера трудовой пенсии возникло у истца не до 01.01.2002, а с момента вступления в силу Федерального закона от 01.12.2007 N 312-ФЗ, которым был установлен такой вид выплаты. В связи с чем, применение к такой выплате положений ранее действовавшего законодательства не основано на законе и противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон «О трудовых пенсиях в РФ») вступившим в законную силу с 01.01.2002 установлены основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п.2 ст.31 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

Статьей 5 названного закона в редакции, действовавшей на момент вступления его в законную силу были предусмотрены следующие виды пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Составляющими трудовой пенсии по старости на момент вступления закону в силу являлись: базовая, страховая и накопительные части, размер которых определялся в соответствии со ст.14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». При этом размер базовой части трудовой пенсии имел фиксированный размер и не ставился в зависимость от места проживания получателя пенсии.

Федеральным законом от 29.11.2003 N 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 01.01.2004 было предусмотрено увеличение размерабазовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). Для чего статья 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» была дополнена пунктом 4.1.

Федеральным законом от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" поэтапно с 01.01.2008 и с 01.08.2008 были внесены изменения в статью 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» путем дополнения ее пунктами 4.2-4.11 предусматривающих право на получение повышенного размера базовой части трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщиннезависимо от места жительства гражданина.

Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ были внесены изменения в статьи 5 и 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым из состава трудовой пенсии по старости была исключена ее базовая часть. При этом страховая часть трудовой пенсии была дополнена фиксированным базовым размером, порядок определения которого аналогичен ранее существовавшему порядку для установления базовой части трудовой пенсии, с учетом гарантий ранее установленных Федеральными законами N 154-ФЗ и N 312-ФЗ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как установлено по материалам дела (л.д.50), истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочная трудовая пенсия по старости по подп.1 п.1 ст.27Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом дополнительного снижения возраста на пять лет в соответствии со ст.28.1 названного закона.

На дату назначения пенсии стаж работы истца по Списку № 1 составил год месяцев дней, страховой стаж года месяцев дней, стаж работы в районе Крайнего Севера лет (л.д.50).

При назначении пенсии истцу был установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.55), как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как следует из указанных положений закона, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в размере рублей с увеличением на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

В направленном в адрес Управления ПФР заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31), истец выразил свое несогласие с принятым органом ПФР решении в части установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. По мнению истца, ответчиком необоснованно неприменен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии как лицу, имеющему необходимый страховой стаж и стаж работы в районе Крайнего Севера. Истец считает, что имеет необходимые лет страхового стажа, подсчет которого должен быть произведен ответчиком с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, до 01.01.2002 в полуторном исчислении, после этой даты в календарном порядке.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18,19) Управление ПФР отказало истцу в удовлетворении его заявления и указало последнему об отсутствии оснований для применения льготного порядка исчисления страхового стажа для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Указанный вывод ответчика суд считает, обоснованным, в связи со следующим.

В соответствии с положениями указанными в пунктах 7 и 9 статьи 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в размере руб. в месяц.

Исходя из п.7 ст.14Закона «О трудовых пенсиях в РФ» календарный порядок подсчета стажа работы в районе Крайнего Севера для целей установления фиксированного базового размера прямо предусмотрен в указанной норме закона.

Календарный порядок подсчета страхового стажа урегулирован ст.12Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в пункте 1 которой указано, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Аналогичные положения закреплены и в п.35 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555.

В связи, с чем суд считает, что исчисление страхового стажа дающего право на установление повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости должно осуществлять в календарном порядке в силу прямого указания на это в законе.

Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П в рассматриваемом случае не несостоятельна. Исходя из конституционно-правового смысла изложенного Конституционным Судом РФ в названном постановлении, недопустимо ухудшение условий реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Принятым Постановлением, Конституционный Суд РФ восставил права граждан на получение обязательного пенсионного обеспечения, приобретенные ими до вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (до 01.01.2002). В частности право на льготное исчисление до 01.01.2002 периодов работы в районе Крайнего Севера и приравненным к ним местностям для назначения пенсии, в соответствии с положениями ст.94 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и право на получение пенсии в размера предусмотренном статьями 7, 16-18 указанного закона.

В соответствии со ст.94 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.

Согласно ст.16Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

В силу требований ст.17 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом. Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров (ст.18 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ").

Как пояснил в зале суда представитель ответчика подсчет страхового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости определен истцу в календарном порядке, так как указанного стажа при таком исчислении было достаточно истцу для признания за ним права на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, необходимость в применение Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П для подсчета стажа работы истца для назначения пенсии по правилам ст.94 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" в полуторном исчислении до 01.01.2002 - отсутствовала. При определении размера пенсии общий трудовой стаж истца при конвертации его пенсионных прав также учтен календарно в соответствии с положениями ст.30Закона «О трудовых пенсиях в РФ», по наиболее выгодному для него варианту. При определении общего трудового стажа истца в полуторном исчислении при конвертации его пенсионных прав по правилам Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", размер пенсии истца значительно был бы уменьшен в силу ограничений предусмотренных ст.18 названного закона.

Согласно представленного представителем ответчика расчета (л.д.50,51), размер страховой части трудовой пенсии истца при календарном порядке подсчета стажа его работы, без учета фиксированного базового размера составил руб. коп., при полуторном исчислении, по правилам ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», размер пенсии истца составит без учета фиксированного базового размера руб. коп (л.д.52,53).

Исходя из указанного, суд считает, что приобретённые истцом до 01.01.2002 права на обязательное пенсионное обеспечение до введения в действие Закона «О трудовых пенсиях в РФ» сохранены за ним в полной мере. Истец вправе претендовать на полуторное исчисление стажа работы до 01.01.2002 для назначения пенсии и определение ее размера по правилам ранее действовавшего законодательства. Однако необходимость в реализации таких прав у истца в настоящий период отсутствует. По достижению возраста 45 лет истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости с учетом необходимого стажа работы, определен размер трудовой пенсии по наиболее выгодному для истца размеру.

Право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости возникло у истца с 01.01.2004 после вступления в силу Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ принятого в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. До указанной даты такой дополнительной гарантии законом предусмотрено не было. В связи, чем требование истца произвести расчет страхового стажа для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, по правилам ранее действовавшего Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не основано на законе и не следует из постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П. Такое право истец приобрел уже после введения законодателем нового правового регулирования (после введение в действие Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

Как установлено в судебном заседании в связи с отсутствием у истца необходимого страхового стажа (25 лет), исчисленного календарно по правилам ст.12 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», последнему установлен с даты назначения пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 14 названного закона, как лицу, проживающему в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что в полной мере соответствует требованиям Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В связи с чем, требования истца обязать Управление ПФР произвести расчет страхового стажа в полуторном исчислении до ДД.ММ.ГГГГ и установить повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Муратова А.В. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ФИО6 обязать произвести расчет страхового стажа в полуторном исчислении до 01 января 2002 года и установить повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Новодвинский городской суд.

Судья -                                                                                      А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 06 июня 2011 года