Дело № 2-425/2011 9 июня 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации Новодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Моруговой Е.Б., при секретаре Сапроновой О.Г., с участием представителя Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» Вареновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по заявлению Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» к главе муниципального образования «Город Новодвинск» об оспаривании бездействия главы муниципального образования, УСТАНОВИЛ: Городской Совет депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» (далее - Городской Совет) обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия главы муниципального образования (далее - Глава), выразившегося в неподписании и ненаправлении в регистрирующий орган решения 23-й сессии Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» «О новой редакции Устава муниципального образования «Город Новодвинск» и возложении на Главу обязанности устранить допущенные нарушения, а именно обязать подписать решение 23-й сессии Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» от 19 мая 2011 года «О новой редакции Устава муниципального образования «Город Новодвинск» в день вступления решения в законную силу. Представитель Городского совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» Варенова Е.В. заявление поддержала. В целях устранения допущенных нарушения дополнительно просила обязать Главу направить новую редакцию Устава для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Представитель главы муниципального образования «Город Новодвинск» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве возражает против удовлетворения заявления Городского Совета, поскольку новая редакция Устава муниципального образования была подписана исполняющим обязанности Главы 27 мая 2011 года, о чем было сообщено Городскому Совету. Однако, Городской Совет первоначально не представил Главе необходимых для регистрации документов, а затем предоставил документы в составе, не соответствующем требованиям части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», чем препятствовал осуществлению возложенных на Главу обязанностей. Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Материалами дела установлено, что 28 апреля 2011 года на заседании 22-й сессии Городского Совета муниципального образования «Город Новодвинск» принято решение «О новой редакции Устава муниципального образования «Город Новодвинск». 29 апреля 2011 года решение сессии и Устав в новой редакции были направлены на подпись Главе муниципального образования «Город Новодвинск». Решение «О новой редакции Устава муниципального образования «Город Новодвинск» не было подписано Главой и 6 мая 2011 года возвращено в Городской Совет с обоснованием отклонения указанного акта. 19 мая 2011 года на 23-й сессии Городского Совета решение «О новой редакции Устава МО «Город Новодвинск» было рассмотрено повторно и одобрено двумя третями депутатов от установленной численности. 20 мая 2011 года решение 23-й сессии было направлено Главе для подписания. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением председателя Городского Совета от 7.04.2011 № 6-пп, повесткой 22-й сессии Городского Совета, протоколом 22-й сессии Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» четвертого созыва от 28.04.2011, решением 22-й сессии от 28.04.2011, Уставом МО «Город Новодвинск» (новая редакция), письмом Главы от 6.05.2011 об отклонении правового акта, постановлением председателя Городского Совета от 3.05.2011 № 8-пп, повесткой 23-й сессии Городского Совета, протоколом 23-й сессии Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» четвертого созыва от 19.05.2011, решением 23-й сессии от 19.05.2011 и др. В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.05.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом муниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Статьей 35 указанного федерального закона закреплено, что нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение 7 дней и обнародованию. В статье 39 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» (в редакции от 25.03.2010) предусмотрена обязанность принятия Городским Советом решений по вопросам своего ведения в виде правовых актов нормативного и иного характера. Согласно указанной правовой нормы решения Городского Совета являются нормативными правовыми актами и подписываются главой муниципального образования. Решения Городского Совета направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней со дня их принятия. Глава муниципального образования в течение 10 дней после получения решения обязан его подписать и обнародовать или возвратить в Городской Совет с мотивированным обоснованием отклонения решения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Городского Совета он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение 7 дней и обнародованию. Аналогичные положения предусмотрены статьями 44 и 45 Регламента Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» (в редакции от 27.05.2010). Решение Городского Совета, одобренное в ранее принятой редакции, не может быть возвращено в Городской Совет повторно. В период с 18 апреля 2011 года по 27 мая 2011 года обязанности главы муниципального образования «Город Новодвинск» исполнял Рядовкин А.Б., что следует из представленных суду копии распоряжения Главы от 15.04.2011 (л.д.50) и копий писем Главы от 25.05.2011, 31.05.2011, 01.06.2011 (л.д.78, 82, 84) и др. 19 мая 2011 года на заседании 23-й сессии Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» нормативный правовой акт рассматривался повторно. Принято решение: принять новую редакцию Устава муниципального образования «Город Новодвинск» согласно приложению к настоящему решению. Фактически Городской Совет депутатов одобрил ранее принятую редакцию и продублировал ранее принятое решение. Об этом свидетельствует протокол 23-й сессии Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск». Данное обстоятельство не оспаривается главой муниципального образования, как не оспаривается процедура принятия нормативного правового акта представительным органом и факт направления его главе муниципального образования для подписания. Согласно статье 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы и должностных лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействия). Глава, в силу статьи 34Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является органом местного самоуправления, который, в соответствии с указанным Федеральным законом и Уставом муниципального образования обязан подписать решение сессии Городского Совета в течение 7 дней. Судом установлено, что исполняющим обязанности главы муниципального образования «Город Новодвинск» Рядовкиным А.Б. 27 мая 2011 года подписана новая редакция Устава, что подтверждается обозреваемым подлинником новой редакции Устава, представленным Главой в судебное заседание. Таким образом, при рассмотрении заявления достоверно установлено, что новая редакция Устава МО «Город Новодвинск» на момент рассмотрения настоящего дела подписана Главой, чьи бездействия по неподписанию данного правового акта оспариваются. Представитель Городского Совета Варенова Е.В. настаивает на рассмотрении заявления по существу в полном объеме. Поскольку факт подписания новой редакции Устава был установлен, в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ, в удовлетворении заявления в указанной части следует отказать. Между тем, новая редакция Устава на момент рассмотрения дела в регистрирующий орган для регистрации не поступила, что подтверждается письмами Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 7.06.2011 за № 02-17-3236 и от 9.06.2011 за № 02-17-3328. Доказательств направления новой редакции Устава в регистрирующий орган Главой не представлено. В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Для государственной регистрации устава муниципального образования предоставляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе: устав муниципального образования, решение представительного органа муници-пального образования, а также протокол заседания представительного органа, сведения об источниках и о датах официального опубликования проекта устава и о результатах публичных слушаний. Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Доказательств того, что все действия Главы были направлены на добросовестное исполнение возложенной на него обязанности, срок выполнения которой является сокращенным, а бездействия вызваны невозможностью исполнить предусмотренную законом обязанность по уважительной причины из-за препятствий Городского Совета (председателя Городского Совета) Глава суду не представил. Доводы представителя Главы в этой части суд во внимание не принимает в силу следующего. Судом установлено, что процедура взаимодействия между органами местного самоуправления по подписанию и оформлению принятых Городским Советом правовых актов не устанавливалась. Предусмотренная законом обязанность Главы подписать и направить в регистрирующий орган новую редакцию Устава предполагает выполнить определенные действия, направленные на исполнение возложенной обязанности либо связанные с этой обязанностью с той степенью усмотрительности и добросовестности, которые позволили бы соблюсти установленные законом сроки. Городской Совет, как орган принявший решение, неоднократно обращался к Главе с просьбой подписать и направить в адрес Городского Совета решение сессии и новую редакцию Устава для выполнения установленных в Городском Совете правил делопроизводства, а именно, для регистрации указанного правового акта в аппарате Городского Совета с присвоением порядкового номера и для оформления необходимых документов для государственной регистрации новой редакции Устава. Данные обстоятельства подтверждаются письмами председателя Городского Совета муниципального образования «Город Новодвинск» Жеганова А.Г. от 31.05.2011 № 01-13/163, 1.06.2011 № 01-13/166, 2.06.2011 №01-13/168 (л.д.83, 113, 115). Из объяснений представителя заявителя следует, что Городской Совет так и не имеет подписанного Главой решения сессии и новой редакции Устава, чем нарушается установленный порядок по оформлению и хранению указанных документов. Глава не вернул в Городской Совет подписанное им решение 23-й сессии и новую редакцию Устава, что следует из содержания писем Главы от 31.05.2011 № 01-21/219, 1.06.2011 № 01-21/224, 1.06.2011 № 01-21/225, 2.06.2011 № 01-21/227 (л.д. 64, 65, 66, 114, 116), а также письменного отзыва представителя Главы и дополнений к нему. Данные действия Главы недопустимы. Суд расценивает действия (бездействия) Главы по невыполнению обращений Городского Совета как затягивание Главой муниципального образования «Город Новодвинск» процедуры государственной регистрации новой редакции Устава. При этом, суд учитывает, что решение сессии Городского Совета, как и новая редакция Устава, приняты представительным органом, следовательно, являются документами Городского Совета, на котором лежит обязанность после подписания Главой их последующей регистрации, оформлении и хране- нии в представительном органе в соответствии с правилами делопроизводства (документооборота), а также предоставление их копий заинтересованным лицам. Фактически Городской Совет данных документов не имеет, располагает только принятым на сессии решением без подписи Главы и незаверенной надлежащим образом копии. Без подписи установленного законом лица документы (решение сессии, новая редакция Устава) статуса официальных не приобретают, то есть не имеют юридической силы. Кроме того, из объяснений представителя Городского Совета Вареновой Е.В. следует, что решения сессии после подписания Главой в обязательном случае возвращались в Городской Совет для их регистрации в аппарате представительного органа с присвоением порядкового номера, хранения и передачи в последующем в городской архив. Данные объяснения подтверждаются письмом Главы от 6.06.2011 в отношении иного правового акта, принятого решением 22-й сессии Городского Совета, согласно которого следует, что после подписания Глава направил правовой акт в Городской Совет и предложил после регистрации его в аппарате Городского Совета направить копию акта с присвоенным номером в документированном и электронном виде в администрацию муниципального образования «Город Новодвинск» в целях последующего официального опубликования и предоставления в регистр муниципальных правовых актов (л.д.117). Доводы представителя Главы о том, что Городской Совет не предоставлял необходимых для регистрации документов, судом не могут быть приняты во внимание. Несмотря на отсутствие в Городском Совете подлинника решения 23-й сессии и Новой редакции Устава необходимые документы были направлены Городским Советом в адрес Главы 6 июня 2011 г. Данное обстоятельство Главой не оспаривается и более того, подтверждается представленными сторонами копиями письма Городского Совета от 6.06.2011, направленного Главе вместе с необходимыми для регистрации документами с отметкой о их получении. Ссылка представителя Главы о том, что состав представленных в последующем документов, не соответствует статье 3 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» суд находит голословными и расценивает их как сложившиеся в силу судебного спора, связанного с оспариваем бездействия Главы. Доказательств того, что направленные Главе документы имеют какие-либо недостатки либо представленных документов недостаточно для регистрации, Главой суду не представлено, сущность недостатков не изложена, в том числе, в письме Главы от 8.06.2011 № 01-21/238. Новая редакция Устава, как без документов, так и с направленными Городским Советом документами, на регистрацию в Управление Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Главой не направлялась. В регистрации Устава территориальным органом Минюста РФ по изложенным выше обстоятельствам не отказывалось. Таким образом, поскольку Глава не исполнил предусмотренную законом обязанность по направлению новой редакции Устава в регистрирующий орган, которая в силу закона исключительно возложена на него, заявление Городского Совета в этой части является законным и обоснованным. Каких-либо препятствий со стороны заявителя не установлено. Данными бездействиями Главы нарушаются права и законные интересы Городского Совета, как представительного органа местного самоуправления, чье решение, имеющего по своей природе высшую юридическую силу в системе муниципальных правовых актов, не регистрируется в соответствии с законом и в установленный законом срок. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» к главе муниципального образования «Город Новодвинск» об оспаривании бездействия главы муниципального образования удовлетворить. Признать незаконными бездействия главы муниципального образования «Город Новодвинск» по ненаправлению на регистрацию новой редакции Устава муниципального образования «Город Новодвинск», принятой решением 23-й сессии Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» в Управление Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Обязать главу муниципального образования «Город Новодвинск» устранить в полном объеме допущенные нарушения, направив в территориальный орган Минюста России подписанное в установленном порядке решение 23-й сессии Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» от 19 мая 2011 года «О новой редакции Устава муниципального образования «Город Новодвинск» и новую редакцию Устава муниципального образования «Город Новодвинск» со всеми требуемыми документами для регистрации. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новодвинский городской суд. Председательствующий- Е.Б. Моругова Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года