2-335/11 о признании незаконным требование об уплате налога (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-335/2011                                                                17 июня 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

с участием представителя ответчика Полегенько Н.В.,

при секретаре Борзой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску Кузнецова А.Е. к Межрайонной ИФНС России № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным требования по уплате недоимки об транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.Е. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС ) о признании незаконным требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пени.

В обосновании иска указал, что имеет на праве собственности легковой автомобиль, а также автомобиль УАЗ государственный номер . В соответствии с паспортом транспортного средства УАЗ отнесен к типу - специальное пассажирское транспортное средство. Согласно налоговому уведомлению МИФНС ему начислен транспортный налог за год на автомобиль УАЗ по ставке, предусмотренной для автобусов, из расчета 37 рублей с лошадиной силы. Поскольку он был не согласен с суммой транспортного налога, направил в адрес налогового органа претензию, а также уплатил транспортный налог за оба транспортного средства в размере руб. по ставке рубля, предусмотренной для легковых автомобилей. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС предъявило требование об уплате недоимки руб. и пени руб. по транспортному налогу за год, исчисленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил ему ответ на претензию, в котором указал, что категория автомобиля УАЗ определена по идентификационному номеру транспортного средства, поскольку при расшифровке VIN кода , вторая цифра второй части кода «», поэтому транспортное средство УАЗ относится к категории «автобус». Считает такой ответ неправомерным, так как в паспорте транспортного средств УАЗ , как автобус не классифицирован, разрешенная максимальная масса автомобиля не превышает 3,5 тонн и число пассажирских мест, помимо места водителя не превышает восьми, то есть его классификация по типу «В» соответствует наименованию типа по Венской Конвенции по типу «М1» - механическое транспортного средства, имеющее не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя. Поэтому полагает, что на нем лежит обязанность по уплате транспортного налога в соответствии с Законом Архангельской области «О транспортном налоге» для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с, где установлена налоговая ставка 32 рубля. В связи с чем, просит признать незаконным требование МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ об уплате им недоимки руб., пени руб. по транспортному налогу за год, исчисленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Кузнецов А.Е., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще, в судебное заседание не явился, представил заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика МИФНС Полегенько Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.22,23), согласно которым МИФНС считает, что правомерно выставило истцу налоговое требование о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере руб., пени руб. за год, так как транспортное средство УАЗ заводом изготовителем отнесено к автобусам, сертифицированных по категории М2 «Механические транспортные средства для перевозки пассажиров».

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии истца.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Законом Архангельской области от 01.10.2002 "О транспортном налоге" (далее - Закон "О транспортном налоге") на территории Архангельской области введен транспортный налог и установлены ставки этого налога.

В соответствии со ст.1Закона "О транспортном налоге" (в редакции, действующей в проверяемый период - закон Архангельской области от 27.11.2009 N 102-внеоч.-ОЗ) ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. определена в размере 32 руб., а для автобусов до 200 л. с. - 37 руб.

Как следует из указанной статьи Закона "О транспортном налоге", налоговые ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденных Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (далее - «Положение о паспортах транспортных средств»), паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Согласно п.2 «Положения о паспортах транспортных средств», паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более.

В целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства: а) грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства; б) легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями (п. 3 Положения о паспортах транспортных средств).

Пункта 27 и 28 «Положения о паспортах транспортных средств» предусмотрено, что в строке 3 паспортов транспортных средств «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 (далее - "Конвенция о дорожном движении"): A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства; B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств (далее - ТС) по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к «Положению о паспортах транспортных средств».

В данной таблице, к категории "В" отнесены автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: M1 - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; M1С - механические ТС специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом); N1 - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

К категории D отнесены автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 т.; M3 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 т.

Как установлено по материалам дела Кузнецов А.Е. является плательщиком транспортного налога по транспортному средству УАЗ государственный номер .

Согласно паспорту транспортного средства <адрес>, автомобиль УАЗ отнесен к транспортным средствам категории "В", максимальная масса составляет кг, наименование транспортного средства указано - "СПЕЦ. ПАССАЖИРСКОЕ".

Исходя из указанного наименования транспортного средства следует, что транспортные средства, указанные в ст.1 Закона «О транспортном налоге» и в п. 1 ст. 358 НК РФ могут также подразделяться и на специальные пассажирские транспортные средства.

В силу п. 16 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" установлено, что при определении видов автотранспортных средств необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359) и Концепцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР от 29.04.74 N 5938-VIII.

Согласно указанного Общероссийского классификатора к категории «Автомобили легковые» отнесены - автомобили легковые специальные, в категориях «Автобусы» специальное транспортное средство не упомянуто.

Как следует по материалам дела, истец на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) произвел уплату транспортного налога по автомобилю УАЗ исходя из ставки налога установленной Законом "О транспортном налоге" для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с., что подтверждается квитанцией об уплате налога (л.д.12).

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), истец сообщил ответчику, что транспортное средство марки УАЗ государственный номер отнесено к категории «В», что по его мнению является основанием для уплаты транспортного налога по ставки установленной для легковых автомобилей, а не автобусов. В поданном заявлении истец предложил ответчику пересмотреть налоговую ставку для указанного автомобиля.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), ответчик разъяснил истцу о том, что по сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, транспортное средство УАЗ отнесено к специальному пассажирскому транспортному средству, при расшифровке идентификационного номера указанное транспортное средство отнесено к категории «автобус», в связи с чем, уплата транспортного налога по данному автомобилю должна осуществляться по ставкам установленным для транспортных средств категории «автобус».

Требованием об уплате налога (л.д.14,15), признать которое просит истец незаконным, ответчик предложил истцу в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить задолженность по уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ год в размере руб. и пени в сумме 0,90 руб.

Направляя истцу указанное требование, ответчик исходил из того, что уплата истцом транспортного налога произведена им не в полном объеме.

При определении размера задолженности по транспортному налогу, ответчик в соответствии с положениями ст. 362 НК РФ руководствовался сведениями, представленными ОГИБДД по Виноградовскому району (л.д.26,27), согласно которым транспортное средство УАЗ отнесено к специальному пассажирскому транспортному средству категории «В», сведений о том, что указанный автомобиль отнесен к автобусам ОГИБДД по Виноградовскому району ответчику не предоставляло, что также подтверждается и сведениями представленными ОГИБДД по Виноградовскому району на запрос суда (л.д.55).

При получении таких сведений о типе транспортного средства ответчик самостоятельно отнес указанное средство к автобусам по сведениям идентификационного номера УАЗ .

Разъясняя истцу о том, что по расшифровке идентификационного номера транспортное средство УАЗ отнесено к категории «автобус», ответчик не указал истцу на основании какой нормы законодательства РФ о налогах и сборах транспортное средство по идентификационному номеру отнесено к категории автобус.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, отнесение транспортного средства истцу к категории «автобус» по данным идентификационного номера осуществлено МИФНС на основании разъяснений Минфина РФ изложенных этим органом в письме от ДД.ММ.ГГГГ N . Исходя из указанных разъяснений Минфина РФ, условное обозначение транспортного средства в идентификационном номере состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения определяется в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66.

Однако из указанного письма Минфина РФ также следует, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.93 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".

Как установлено в судебном заседании, несмотря на разногласия с истцом по отнесению транспортного средство УАЗ 220695-04 к категории «автобус» ответчик в компетентные органы уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.93 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" не обращался.

Ссылка представителя ответчика на письмо ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), в котором главный конструктор завода дает пояснения на запрос налогоплательщика по отнесению автомобилей марки УАЗ к категории М1, N1, М2 судом во внимание принята быть не может, так как из указанного письма не возможно определить каким нормативно-правовым актом установлено такое разграничение транспортных средств, предусмотрен ли указанный акт законодательством РФ о налогах и сборах.

В силу положений ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В материалах дела имеется паспорт автомобиля УАЗ , в третьей строке которого указано наименование типа транспортного средства - "СПЕЦ. ПАССАЖИРСКОЕ», в четвертой строке указана категория транспортного средства - "В.

Категория "В" означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя (М1); к механические транспортному средству специального назначения (автомобиль - дом) (M1C), к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т. (N1)

В разделе "Особые отметки" в свидетельстве о регистрации транспортного средства УАЗ (л.д.17) указано, что в данном транспортном средстве предусмотрено 8 мест для пассажиров, следовательно, спорное транспортное средство относится к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров (М1).

Как следует из возражений ответчика на исковое заявление (л.д.22), при отнесении транспортного средства к категории «М1» применяется налоговая ставка установленная для легковых автомобилей, что по мнению суда в полной мере соответствует положениям "Конвенции о дорожном движении", положениям главы 28 НК РФ и «Положению о паспортах транспортных средств».

Согласно ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии со ст.142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Истцом заявлено требование о признании незаконным Требования об уплате налога вынесенного МИФНС об уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ год и пени.

В судебном заседании установлено, что истцом произведена уплата транспортного налога за 2010 год ДД.ММ.ГГГГ по транспортным средствам принадлежащих истцу в размере 8 064 руб., в том числе по автомобилю УАЗ , исходя из ставки налога установленной Законом "О транспортном налоге" для легковых автомобилей в полном объеме, оснований для применения иной ставки налога по указанному транспортному налогу судом не установлено.

В связи чем, Требование МИФНС в части уплаты истцом транспортного налога в сумме руб. законным признано быть не может, как не может быть признано указанное требование законным и в части уплаты истцом сумм пени в размере руб., в силу того, что истцом не был нарушен срок уплаты налога указанный в налоговом уведомлении (л.д.9).

Поэтому требование истца признать незаконным Требование МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ об уплате им недоимки руб., пени руб. по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ год, исчисленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и подлежит удовлетворению судом.

При подаче искового заявления в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере руб.

В связи, с чем в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузнецова А.Е. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Признать незаконным требование Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ об уплате Кузнецовым А.Е. недоимки руб., пени руб. по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ год, исчисленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Кузнецова А.Е. государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче искового заявления в суд, в размере рублей.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.

Председательствующий                                                            Белоусов А.Л.

Мотивированное решение

изготовлено 22 июня 2011 года