2-506/2011 о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-506/11                                                      21 сентября 2009 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

В составе председательствующего судьи Шиловой М.И.

При секретаре Хрущевой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Перхуровой С.Б. к администрации ФИО1 администрации ФИО2 о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Перхурова С.Б. обратилась в суд с иском к администрации ФИО1 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ родилась в селе <адрес>, где проживала с родителями. В ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО3. Мать истца ФИО4. выпивала, оставляла ее без присмотра, не заботилась о ней. Совершенно незнакомая женщина ФИО5. взяла ее с собой в г. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, где зарегистрировала временно по месту пребывания на период учебы в школе. В ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца, ей была назначена пенсия как сироте. По окончанию школы в ДД.ММ.ГГГГ, поступила в ФИО6 на дневное отделение, где была временно зарегистрирована в общежитии до окончания университета. После окончания университета, поехала в г. <адрес>, где работает и снимает жилые помещения, зарегистрирована у посторонних граждан в <адрес>. Просит признать г. <адрес> местом жительства и местом первичного выявления, поскольку ей была назначена пенсия в г<адрес>. Обязать администрацию ФИО1 предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.

В ходе рассмотрения дела в суде истцом Перхуровой С.Б. заявленные требования уточнены. Истец просит обязать администрацию ФИО1, администрацию ФИО2 предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Истец Перхурова С.Б. в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Луцышина В.Г., действующая на основании доверенности, заявленные истцом требования поддержала.

Представитель администрации ФИО1 в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что администрация ФИО1 не признает заявленные требования. Считает, что временная регистрация истца по месту пребывания в городе <адрес> и получение пенсии не порождает для органов местного самоуправления правовых последствий для предоставления Перхуровой С.Б. во внеочередном порядке жилой площади по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Считают, что поскольку истец родилась и первично должна была быть выявлена в ФИО2 следовательно данное муниципальное образование обязано обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма.

Органы опеки и попечительства администрации ФИО1» в суд не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель органа опеки и попечительства ФИО7., опрошенная ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования в части предоставления жилого помещения в ФИО2, считает, что нарушенное право истца на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке должно быть восстановлено.

Привлеченная к участию в деле по определению суда в качестве соответчика администрация ФИО2 в суд не явилась, извещены о времени и месте судебного разбирательства, возражений по иску не направили, представили письменное заявление, в котором просят рассмотреть дело в свое отсутствие.

3-е лицо ФИО8 в суд не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве по иску указали, что в силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ обеспечение жильем лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, производится по месту их жительства. Поскольку в г. <адрес> истец имела временную регистрацию по месту пребывания у постороннего гражданина, не являющегося ее опекуном, то министерство полагает, что г. <адрес> не является ее местом жительства. Указывают, что таковым является село <адрес>, где истец родилась и совместно проживала с родителями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, 3-х лиц.

Суд, выслушав истца, представителя истца Луцышину В.Г., свидетеля ФИО9 приходит к следующему.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанные выше законоположения предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Согласно п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусматривая право на предоставление жилого помещения для детей названной категории, действующее жилищное законодательство связывает с местом жительства ребенка.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей и опекунов.

Материалами дела установлено, что Перхурова С.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в возрасте до ДД.ММ.ГГГГ осталась сиротой.

Так, ФИО3 являющийся Перхуровой С.Б. отцом, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы истец проживала и была временно зарегистрирована в городе <адрес> по адресу: <адрес> у постороннего гражданина ДД.ММ.ГГГГ., которая не являлась ни родственником, ни опекуном истца. Обучалась в ФИО10. По окончанию школы, поступила на дневное отделение ФИО6, где проживала в общежитии по адресу: <адрес> до окончания университета. После окончания университета в ДД.ММ.ГГГГ уехала в <адрес> на заработки, где в настоящее время проживает в жилых помещениях по договорам поднайма. Зарегистрирована в жилом доме <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности посторонним гражданам.

Ни в администрации ФИО2 ни в администрации ФИО1 сведений о закреплении за Перхуровой С.Б. жилой площади не имеется. На учете внеочередного предоставления жилого помещения истец не состоит. Согласно уведомлению ФИО11 сведения о правах на недвижимое имущество Перхуровой С.Б. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, свидетельствами: о рождении истца, смерти родителей Перхуровой С.Б., поквартирной карточкой по адресу: <адрес> справкой из образовательного учреждения, сведениями о регистрации истца, уведомлением регистрационного органа, показаниями свидетеля ФИО9. и никем из сторон не оспариваются.

В соответствии с требованиями п.3 ст.6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области.

В суде установлено, что истец Перхурова С.Б. родилась в <адрес> проживала в данном населенном пункте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы. Суд считает, что именно по месту жительства в ФИО2 истец должна была быть выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей. Государственные органы, как то, орган местного самоуправления, образовательное учреждение, в котором обучалась Перхурова С.Б. до ДД.ММ.ГГГГ, обязаны были в силу своих должностных обязанностей и полномочий решить вопрос о лишении матери истца родительских прав, поставить истца на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, по месту первичного выявления (<адрес> а также решить вопрос о закреплении либо предоставлении жилого помещения, что сделано не было.

В нарушение указанных требований закона истец на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, администрацией ФИО2 поставлена не была. Поскольку истец не имеет закрепленного за ней жилого помещения, окончила обучение, следовательно органом местного самоуправления - администрацией ФИО2 должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

В связи с чем, требования истца о предоставлении жилого помещения к администрации ФИО2 суд считает законными и правомерными.

Согласно п. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании п.2 Решения Совета депутатов ФИО2 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» от 30 октября 2009 года № 75 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение должно отвечать указанным требованиям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 12 января 2010 года № 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предусматривающий перечисление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.

В связи с изложенным, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу Перхуровой С.Б. вне очереди жилого помещения по договору социального найма на администрацию ФИО2

Оснований для возложения удовлетворенных требований Перхуровой С.Б. на администрацию ФИО1 суд не усматривает.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с администрации ФИО2 в пользу Перхуровой С.Б. подлежит взысканию уплаченная при обращении в суд государственная пошлина по делу в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Перхуровой С.Б. к администрации ФИО2 о внеочередном предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию ФИО2 предоставить Перхуровой С.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте <адрес> за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Перхуровой С.Б. в удовлетворении исковых требований к администрации ФИО1» о внеочередном предоставлении жилого помещения - отказать.

Взыскать с администрации ФИО2 в пользу Перхуровой С.Б. государственную пошлину в возврат в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.

Судья                                                                               М.И.Шилова

Мотивированное решение

изготовлено 26.09.2011 г.