Дело № 2-664/2011 21 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Новодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Моруговой Е.Б. при секретаре Булатовой М.В., с участием истца Лыткиной М.А., ее представителя Белых В.В., представителя ответчика Наумовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Лыткиной М.А. к администрации ФИО9 об отмене распоряжения заместителя главы муниципального образования «<адрес>» и восстановлении в списках молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 -2011 годы по муниципальному образованию «<адрес>», УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» об отмене распоряжения заместителя главы муниципального образования «<адрес>» и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». В обоснование требований указала, что в 2008 году ее семья была включена в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищный условий». В течение 2008-2011 г.г. ни жилье, ни социальная выплата на приобретение жилья предоставлены не были. Распоряжением заместителя главы муниципального образования «<адрес>» по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ ее семья была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с достижением супругом возраста, превышающего 35 лет. Полагает, что ни нормативными правовыми актами, регулирующими право предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, ни Жилищным кодексом РФ не предусмотрено снятие с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также исключение из программы «Обеспечение жильем молодых семей» по достижению возраста, превышающего 35 лет. В судебном заседании истец поддержала требования об отмене распоряжения заместителя главы муниципального образования «<адрес>» № ргх от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования уточнила, просит восстановить ее с составом семьи 4 человека, включая супруга <данные изъяты> в списках молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 - 2011 годы» по муниципальному образованию «<адрес>». Представитель истца Белых В.В. доводы истца поддержал. Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» Наумова Т.В. с иском не согласна, считает оспариваемое распоряжение законным. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, являющимся супругом истца, исполнилось 35 лет. В связи с чем, оспариваемым распоряжением ДД.ММ.ГГГГ, до формирования органом местного самоуправления списков, семья Лыткиных была исключена из списков семей - участников долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей на 2009 -2011 годы» и право на получение социальной выплаты в 2011 не приобрела. Соответствие семьи Лыткиных иным, необходимым для участия в программе условиям, не оспаривает. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму <адрес>, привлеченное к участию в деле в качестве 3-го лица, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя. Считают, что семья, не соответствующая условиям участия в программе, не включается в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. 3-е лицо - ФИО10 ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя. В письменной отзыве на заявленные требования указали, что по информации Министерства по делам молодежи, спорту и туризму <адрес> семья Лыткиных не была включена в заявку, направленную администрацией МО «<адрес>». Полагают, что до данной семьи не дошла очередность включения их в число получателей средств федеральной подпрограммы на 2011 год, а достижение 35-летнего возраста является основанием для отказа в получении социальной выплаты. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-х лиц. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Постановлением Правительства РФ №675 от 17.09.2001 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище на 2002-2010 годы». В последствие постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена новая федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", частью которой является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме в ред. постановления Правительства РФ от 14.07.2011 № 575). С 2005 года на территории Архангельской области первоначально действовала социально-экономическая целевая программа «Развитие жилищного строительства в <адрес> на 2005-2008 годы» с подпрограммой «Дом для молодой семьи» на 2006-2008 годы». Постановлением администрации Архангельской области от 19 августа 2008 года № 179-па/26 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2011 годы», государственным заказчиком которой в соответствии с паспортом программы выступает министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области. ДД.ММ.ГГГГ Лыткина М.А. (ранее <данные изъяты>) обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на территории МО «<адрес>» с приложением требуемых документов. Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья Лыткиной М.А.,1979 года рождения в составе 2-х человек, в том числе - несовершеннолетняя дочь Энгель Ксения, 1998 года рождения, с целью оказания поддержки в приобретении (строительстве) жилья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Дом для молодой семьи" социально-экономической целевой программы <адрес> "Развитие жилищного строительства в <адрес>" на 2005 - 2008 годы", утвержденной областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ. Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно были приняты на учет ее супруг ФИО4 и несовершен-нолетний сын - Лыткин Никита, 2009 года рождения. В 2009 и в 2010 годах семья Лыткиных включалась в списки молодых семей-претендентов на получение субсидий муниципального образования «<адрес>» в рамках долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2011 годы» (т.1 л.д.170-215). Распоряжением заместителя главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ргх семья Лыткиной М.А. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с достижением супругом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста, превышающего 35 лет. Указанным документом семья Лыткиной М.А. была снята с учета участников долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы», на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий сама Лыткина М.А. не состояла, для участия в указанной программе была поставлена на учет вместо своей сестры ФИО5, которая согласно выписки из постановления мэра <адрес> № состоит в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (до введения в действие ЖК РФ). ДД.ММ.ГГГГ главой МО «Новодвинск» утвержден список молодых семей-претендентов на участие в долгосрочной целевой программе, сформированный ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.216). В данный список семья Лыткиных не включена. В связи с чем, министерством по делам молодежи, спорту и туризму <адрес> в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, семья не попала. Механизмы всех указанных выше программ и подпрограмм предполагают оказание финансовой поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы путем предоставления им социальных выплат. Понятие "молодая семья" определено для целей реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Примененное в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования понятие "молодая семья" основано на нормах раздела III, определяющего основные цели и задачи указанной подпрограммы, согласно которому участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Аналогичные положения определены разделом IV долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2011 годы» и Муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «<адрес>». Исходя из смысла указанных правовых актов, условие о возрасте должно применяться на день получения социальной выплаты. При реализации механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи предусмотрено проведение ряда мероприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Исходя из раздела III федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы» в качестве организационных мероприятий на муниципальном уровне предусмотрено формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодно объема бюджетных ассигнований из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы и выдачу молодым семьям свидетельств на приобретение жилья. Согласно пунктам 20, 22, 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта на основании списков поступивших от органов местного самоуправления и с учетом средств, утверждает сводный список. После определения размера субсидий государствен-ным заказчиком орган исполнительной власти субъекта в течение 10 дней с даты утверждения списков доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств. Затем органы местного самоуправления должны в течение 2 месяцев произвести оформление свидетельств выдать их молодым семьям. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ, что следует из пункта 21 указанных выше Правил. Разделом IY Паспорта долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы» установлено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому формируют списки молодых семей - участников подпрограммы. Участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении; в) наличие у семьи доходов позволяющих получить кредит либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Этим же разделом уточнено, что молодые семьи, включенные в список муниципального образования до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение и строительство жилья, утвержденным постановлением администрации Архангель-ской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па/46, подлежат включению в список молодых семей при соответствии вышеуказанному Положению с учетом вносимых Постановлением администрации <адрес> №-пп от ДД.ММ.ГГГГ изменений. Пунктами 4 и 5 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение и строительство жилья, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па/46 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №-пп) установлено, что в списки молодых семей - участников подпрограммы, формируемые органом местного самоуправления до 1 сентября, включаются молодые семьи - участники программы, претендующие на получение социальной выплаты. Право на социальную выплату имеет молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Аналогичные положения, имеющие приоритетный характер, установлены пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Дата, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, была включена в 2011 году постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в силу с момента официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Внесенные изменения привели к повышению уровня социальной защиты молодых семей, поскольку предусмотрели возможность при реализации федеральной подпрограммы исходить из возраста 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. До ДД.ММ.ГГГГ условие о возрасте должно применяться на день получения социальной выплаты. Таким образом, на орган местного самоуправления возложены функции формирования списков - участников программы. Формирование списков предполагает включение в него молодых семей - участников программы, претендующих на выплату. Субъектами - участниками целевой программы могут быть только молодые семьи, которые соответствуют условиям программы. Данным условиям возраст ФИО4 не соответствовал, поэтому оснований для отмены вынесенного заместителем главы МО «<адрес>» по городскому хозяйству распоряжения не имеется. На момент формирования администрацией МО «<адрес>» списка семей-участников программы (ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент утверждения списка Министерством по делам молодежи, спорту и туризму <адрес>, который, исходя из очередности реализации программы, наступает после указанной даты, ФИО4 достиг 35-летнего возраста. Довод о том, что нормами Жилищного кодекса РФ не предусматривается вынесение подобных актов органами местного самоуправления судом во внимание не принимается, поскольку отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат нормами ЖК РФ не регулируются. Муниципальные образования <адрес>, обобранные для участия в программе, в число которых было включено МО «<адрес>», исходя из положений Паспорта долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2011 годы» наряду с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму <адрес> являются исполнителями программы. На орган местного самоуправления возложены функции по проверке сведений, содержащихся в документах заявителей. Согласно пункта 2.2.1 соглашения № СВ/2011 о реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы за счет средств федерального бюджета и долгосрочной целевой программы <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели в 2011 году, заключенному между Министерством по делам молодежи, спорту и туризму <адрес> и администрацией МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО «<адрес>» также была возложена обязанность обеспечить достоверность сведений о молодых семьях - участников подпрограммы. Кроме того, суд учитывает, что поскольку признание семьи Лыткиных нуждающейся в жилых помещениях для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» было произведено постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, то снятие семьи с учета по участию в программе также должно быть произведено актом того же уровня, что в данном случае и имело место. Заместитель главы МО «<адрес>» имел соответствующие полномочия, переданные ему Главой, что следует из представленного суду постановления Главы №-па от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьями 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом они сами несут ответственность за полноту предоставленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения дела. Оспаривая распоряжение заместителя главы МО «<адрес>» и приводя доводы о том, что снимать с учета участников подпрограммы должен был орган субъекта РФ сторона истца не представила доказательств, что семья Лыткиной М.А. была включена в число участников программы органом субъекта. В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска устанавливает истец, а суд, согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение по заявленным истцом требованиям. Несоответствие семьи Лыткиных условиям по возрасту одного из супругов, установленным Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семьей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы», Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение и строительство жилья, утвержденным постановлением администрации <адрес> послужило основанием не включать семью Лыткиных в список при его формировании органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ. На момент формирования списка ФИО4 исполнилось 35 лет, поэтому включение семьи Лыткиных в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году по муниципальному образованию «<адрес>», как этого требует истец, противоречило бы условиям Федеральной программы, федеральной подпрограммы и долгосрочной целевой программы <адрес>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Лыткиной М.А. к администрации муниципального образования «<адрес>» об отмене распоряжения заместителя главы муниципального образования «<адрес>» № ргх от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении в списках молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы по муниципальному образованию «<адрес>» - отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Новодвинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий - Е.Б.Моругова Решение в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2011 года