Дело № 2- 846/2011 28 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Новодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шиловой М.И., при секретаре Кузиловой Е.В., с участием прокурора Сюриной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.В обоснование иска указал, что ОАО «<данные изъяты>» в соответствии с Уставом осуществляет содержание и обслуживание находящихся на праве собственности объектов жилого фонда, социально- культурной сферы, спорта, детских лагерей отдыха, здравоохранения. На праве собственности имеет структурные подразделения социально- бытового назначения и осуществляет их содержание и финансирование. Одним из таких подразделений является <данные изъяты>. Подразделение <данные изъяты> размещено в здании дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> Здание дома культуры принадлежит ОАО «<данные изъяты>» на праве собственности. Его целевое назначение- культурно- просветительское. Центральный вход в здание дома культуры оборудован лестницей, использование которой для маломобильной группы населения вызывает затруднение. В связи с чем, прокурор просит обязать ОАО «<данные изъяты>» создать условия для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования лестницы в центральный вход здания пандусом с ограждением и поручнями, отвечающими техническим требованиям, установленными СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73). Прокурор, участвующий в деле Сюрина Е.Н., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении, не возражает против предоставления срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ФИО3 с заявленными прокурором требованиями согласен, находит их законными. Указал, что в настоящее время ответчиком разработан проект обустройства главного входа здания для доступа маломобильных групп населения. Заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на выполнение работ по изготовлению и монтажу лестничных ограждений из нержавеющей полированной стали. Ходатайствует о предоставлении срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на выполнение работ требуются значительные финансовые средства. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную поддержку инвалидам и пожилым гражданам. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам(включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры(жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям,местам отдыха, культурно-зрелищным и другимучреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На территории МО «<данные изъяты>» проживают инвалиды, в том числе с патологией опорно-двигательного аппарата, которые, равно как и другие жители города, должны иметь доступ к объектам социальной сферы. Ответчик ОАО «<данные изъяты>» организует свою деятельность на основании Устава. Согласно п.п. 3.2.,3.3. Устава ОАО «<данные изъяты>» предприятие осуществляет содержание и обслуживание находящихся на праве собственности объектов жилого фонда, социально- культурной сферы, спорта, детских лагерей отдыха, здравоохранения. На праве собственности имеет структурные подразделения социально- бытового назначения и осуществляет их содержание и финансирование. Одним из таких подразделений является <данные изъяты>. Подразделение <данные изъяты> размещено в здании дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> Здание дома культуры принадлежит ОАО «<данные изъяты>» на праве собственности. Его целевое назначение- культурно- просветительское, общая площадь <данные изъяты> кадастровый номер №. Для эксплуатации здания в собственности предприятия имеется земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № Центральный вход в здание дома культуры оборудован лестницей, использование которой для маломобильной группы населения вызывает затруднение, а в некоторых случаях непреодолимое препятствие для посещения инвалидом культурно-зрелищных, просветительских мероприятий. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил. СНиП 35-01-2001, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001. Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. На дату рассмотрения дела в суде крыльцо в здание <данные изъяты> не оборудовано пандусом, поручнями, ограждениями. Сведений о невозможности установить пандусы или другие варианты средств обеспечения подъема инвалидов на креслах-колясках ответчиком суду не представлено. Несоблюдение указанных требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан-маломобильных групп населения, закрепленных в ст.ст. 18,19,27,41,45 Конституции РФ, что недопустимо. Статьи 21, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют прокурору право обращения суд в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц в целях защиты инвалидов, которые в силу своего состояния здоровья и социального статуса не в состоянии самостоятельно защищать свои права и интересы и нуждаются в правовой защите государства. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Согласно статье 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «<данные изъяты>», размер которой определен ст.333.19 НК РФ и составляет <данные изъяты>. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, - удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес> путем оборудования лестницы в центральный вход здания пандусом с ограждением и поручнями, отвечающими техническим требованиям, установленными СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73). Взыскать с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в доход муниципального образования «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд. Судья М.И.Шилова Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2011 года