Дело № 2-756/2011 2 декабря 2011 года РЕШЕНИЕ Новодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Моруговой Е.Б., при секретаре Ляпичевой Е.А., с участием помощника прокурора Поповой М.А., представителя ответчика Крутковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц, защиты семьи и детства, охраны здоровья, образования к муниципальному образовательному учреждению ФИО6 об обеспечении бесплатным двухразовым питанием детей-учащихся коррекционных классов, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ ФИО6 о возложении обязанности обеспечить бесплатным двухразовым питанием детей - учащихся коррекционных классов. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании. В ходе проверки выявлено, что в 2011-2012 учебном году в школе ФИО6 функционируют специальные (коррекционные) классы, однако бесплатное двухразовое питание для учащихся этих классов в школе не организовано. Бездействиями администрации школы права учащихся коррекционных классов нарушены. В связи с чем, просит устранить допущенное нарушение и обязать ответчика обеспечить бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов. Участвующий в деле прокурор Попова М.А. заявленные требования поддержала. Пояснила, что требования прокурора направлены также в защиту семьи и детства, охраны здоровья, образования. Представитель ответчика - директор школы Круткова И.А. с исковыми требованиями согласна. Пояснила, что согласно учебному плану дети коррекционных классов находятся в школе с 8 до 17 часов. Питание таких детей осуществляется либо за счет родительской платы либо за счет средств местного бюджета для малообеспеченных семей. Бесплатным двухразовым питанием учащиеся специальных (коррекционных) классов не обеспечены. В смету школы денежные средства на указанные цели не заложены. В настоящее время администрацией МО ФИО9 решается вопрос о финансировании питания детей коррекционных классов с января 2012 года. 3-е лицо администрация МО ФИО9 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Грачева М.С. представила возражения, с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку в школе организовано питание учащихся, помещение для питания функционирует, финансовое обеспечение предоставления питания в общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств областного бюджета. Оспаривает право прокурора на обращение в суд, считает, что круг учащихся, в интересах которых заявлены требования, определен. 3-е лицо Министерство образования, науки и культуры <данные изъяты> своего представителя в судебное заседание не направили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений по иску не представили. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-х лиц. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письмен-ные материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. На основании статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с иском в защиту права неопределённого круга как в защиту обучающихся несовершеннолетних специальных (коррекционных) классов, так и будущих учащихся указанных данных классов, число которых может корректироваться в течение срока обучения в образовательном учреждении. Такое право дано прокурору и в случае защиты семьи и детства, охраны здоровья, образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Часть 1 статьи 41 Конституции РФ декларирует право каждого гражданина на охрану здоровья. Данное право обеспечивается, в том числе, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормы которого направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, в части 1 статьи 28 предусматривает, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания. Согласно пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пунктом 46 Типового положения о коррекционном учреждении воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Указанное Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении, что определено пунктом 1 Типового положения. Таким образом, требования типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и по обеспечению воспитанников, не проживающих в коррекционном учреждении, бесплатным двухразовым питанием, должны выполняться образовательными учреждениями вне зависимости от того, является ли данное учреждение муниципальным или государственным. Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение не только осуществляет образовательный процесс, но и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Об этом же свидетельствуют и требования пункта 5 статьи 51 Закона, в соответствии с которым организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. Подпункт 19 пункта 2 Закона РФ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Вместе с тем, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, как и финансовое обеспечение деятельности учреждения в целом, осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой. Расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии со статьей 120 ГК РФ муниципальное образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - муниципальное образование ФИО9 В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. К полномочиям государственной власти <адрес> относится только финансовое обеспечение образовательного процесса, которое включает в себя финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что предусмотрено пунктом 6.1. статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно пункту 2 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, что, между тем, нельзя трактовать как их полномочие или обязанность в отношении муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесено и создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания. Питание детей, проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных образовательных учреждениях относится к сфере обеспечения услугами общественного питания, а не финансирование обеспечения образовательного процесса. Поэтому при недостаточности средств на эти цели в смете муниципального образовательного учреждения, имеющего лицензию на образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, денежные средства на обеспечение учащихся коррекционных классов бесплатным двухразовым питанием необходимо изыскивать учредителю данного учреждения - муниципального образованию ФИО9 Согласно лицензии, выданной Комитетом по надзору в сфере образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, школа имеет право ведения образовательной деятельности, в том числе по программам общеобразо-вательных специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида при получении детьми начального и основного общего образования. Пунктами 3.12, 3.17 Устава школы установлено право органов управления образованием по согласованию с учредителем открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VII вида; организация питания обучающихся осуществляется школой. Приказом заместителя главы администрации МО «<адрес>» по вопросам социального развития №-рос от ДД.ММ.ГГГГ «Об открытии первых специальных (коррекционных) классов VII вида» в школе открыты специальные (коррекционные) классы VII вида. При рассмотрении дела достоверно установлено, что учащиеся специальных (коррекционных) классов не обеспечены бесплатным двухразовым питанием. Согласно Уставу школа № является самостоятельным юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности, имеет самостоятельный баланс. Школа является получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета по учёту бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в органах, осуществляющий казначейское исполнение бюджета. Деятельность школы финансируется на основе сметы доходов и расходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Школа самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность. Источниками финансирования имущества и финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные средства; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешённой доходной деятельности; другие источники, не запрещённые законом; имущество, переданное школе Учредителем или собственником и закреплённое за ним на праве оперативного управления. Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлено доказательств обращения в органы местного самоуправления по выделению на указанные цели средств из местного бюджета. Не представлено ответчиком и доказательств невозможности использования образовательным учреждением всех предоставленных законом и уставом возможностей по привлечению дополнительных финансовых средств для реализации прав указанной категории несовершеннолетних. При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности по обеспечению учащихся специальных (коррекционных) классов являются правомерными и подлежащими удовлетворению. Учитывая, что требования прокурором предъявлены, в том числе в интересах неопределённого круга физических лиц, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 333.19 и пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ государственная пошлина, от оплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика в размере 200 рублей в доход бюджета муниципального образования ФИО9 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц, защиты семьи и детства, охраны здоровья, образования к муниципальному образовательному учреждению ФИО6 об обеспечении бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное учреждение ФИО6 обеспечить бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов школы. Взыскать с муниципального образовательного учреждения ФИО6 государственную пошлину 200 рублей в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск». Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд. Председательствующий - Е.Б. Моругова Решение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2011 года