2-756/2011 об обспечении бесплатным питанием детей коррекционных классво (решение обжаловано)



Дело № 2-756/2011                                                                2 декабря 2011 года

                                                                                                                      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Моруговой Е.Б.,

при секретаре Ляпичевой Е.А.,

с участием помощника прокурора Поповой М.А.,

представителя ответчика Крутковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц, защиты семьи и детства, охраны здоровья, образования к муниципальному образовательному учреждению ФИО6 об обеспечении бесплатным двухразовым питанием детей-учащихся коррекционных классов,

УСТАНОВИЛ:

         Прокурор города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ ФИО6 о возложении обязанности обеспечить бесплатным двухразовым питанием детей - учащихся коррекционных классов. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании. В ходе проверки выявлено, что в 2011-2012 учебном году в школе ФИО6 функционируют специальные (коррекционные) классы, однако бесплатное двухразовое питание для учащихся этих классов в школе не организовано. Бездействиями администрации школы права учащихся коррекционных классов нарушены. В связи с чем, просит устранить допущенное нарушение и обязать ответчика обеспечить бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов.

         Участвующий в деле прокурор Попова М.А. заявленные требования поддержала. Пояснила, что требования прокурора направлены также в защиту семьи и детства, охраны здоровья, образования.

Представитель ответчика - директор школы Круткова И.А. с исковыми требованиями согласна. Пояснила, что согласно учебному плану дети коррекционных классов находятся в школе с 8 до 17 часов. Питание таких детей осуществляется либо за счет родительской платы либо за счет средств местного бюджета для малообеспеченных семей. Бесплатным двухразовым питанием учащиеся специальных (коррекционных) классов не обеспечены. В смету школы денежные средства на указанные цели не заложены. В настоящее время администрацией МО ФИО9 решается вопрос о финансировании питания детей коррекционных классов с января 2012 года.

         3-е лицо администрация МО ФИО9 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Грачева М.С. представила возражения, с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку в школе организовано питание учащихся, помещение для питания функционирует, финансовое обеспечение предоставления питания в общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств областного бюджета. Оспаривает право прокурора на обращение в суд, считает, что круг учащихся, в интересах которых заявлены требования, определен.

         3-е лицо Министерство образования, науки и культуры <данные изъяты> своего представителя в судебное заседание не направили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений по иску не представили.

         В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-х лиц.

         Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письмен-ные материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

         Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с иском в защиту права неопределённого круга как в защиту обучающихся несовершеннолетних специальных (коррекционных) классов, так и будущих учащихся указанных данных классов, число которых может корректироваться в течение срока обучения в образовательном учреждении. Такое право дано прокурору и в случае защиты семьи и детства, охраны здоровья, образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Часть 1 статьи 41 Конституции РФ декларирует право каждого гражданина на охрану здоровья. Данное право обеспечивается, в том числе, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормы которого направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, в части 1 статьи 28 предусматривает, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания.

Согласно пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 46 Типового положения о коррекционном учреждении воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Указанное Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении, что определено пунктом 1 Типового положения.

Таким образом, требования типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и по обеспечению воспитанников, не проживающих в коррекционном учреждении, бесплатным двухразовым питанием, должны выполняться образовательными учреждениями вне зависимости от того, является ли данное учреждение муниципальным или государственным.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение не только осуществляет образовательный процесс, но и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Об этом же свидетельствуют и требования пункта 5 статьи 51 Закона, в соответствии с которым организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.

Подпункт 19 пункта 2 Закона РФ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Вместе с тем, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, как и финансовое обеспечение деятельности учреждения в целом, осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой. Расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой.

В соответствии со статьей 120 ГК РФ муниципальное образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - муниципальное образование ФИО9

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

К полномочиям государственной власти <адрес> относится только финансовое обеспечение образовательного процесса, которое включает в себя финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что предусмотрено пунктом 6.1. статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно пункту 2 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, что, между тем, нельзя трактовать как их полномочие или обязанность в отношении муниципальных образовательных учреждений.

         В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесено и создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания.

         Питание детей, проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных образовательных учреждениях относится к сфере обеспечения услугами общественного питания, а не финансирование обеспечения образовательного процесса. Поэтому при недостаточности средств на эти цели в смете муниципального образовательного учреждения, имеющего лицензию на образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, денежные средства на обеспечение учащихся коррекционных классов бесплатным двухразовым питанием необходимо изыскивать учредителю данного учреждения - муниципального образованию ФИО9

Согласно лицензии, выданной Комитетом по надзору в сфере образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, школа имеет право ведения образовательной деятельности, в том числе по программам общеобразо-вательных специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида при получении детьми начального и основного общего образования.

Пунктами 3.12, 3.17 Устава школы установлено право органов управления образованием по согласованию с учредителем открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VII вида; организация питания обучающихся осуществляется школой.

Приказом заместителя главы администрации МО «<адрес>» по вопросам социального развития -рос от ДД.ММ.ГГГГ «Об открытии первых специальных (коррекционных) классов VII вида» в школе открыты специальные (коррекционные) классы VII вида.

При рассмотрении дела достоверно установлено, что учащиеся специальных (коррекционных) классов не обеспечены бесплатным двухразовым питанием.

         Согласно Уставу школа является самостоятельным юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности, имеет самостоятельный баланс. Школа является получателем бюджетных средств, имеет лицевые счета по учёту бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в органах, осуществляющий казначейское исполнение бюджета. Деятельность школы финансируется на основе сметы доходов и расходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Школа самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность. Источниками финансирования имущества и финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные средства; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешённой доходной деятельности; другие источники, не запрещённые законом; имущество, переданное школе Учредителем или собственником и закреплённое за ним на праве оперативного управления.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено доказательств обращения в органы местного самоуправления по выделению на указанные цели средств из местного бюджета. Не представлено ответчиком и доказательств невозможности использования образовательным учреждением всех предоставленных законом и уставом возможностей по привлечению дополнительных финансовых средств для реализации прав указанной категории несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности по обеспечению учащихся специальных (коррекционных) классов являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что требования прокурором предъявлены, в том числе в интересах неопределённого круга физических лиц, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 333.19 и пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ государственная пошлина, от оплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика в размере 200 рублей в доход бюджета муниципального образования ФИО9

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд                                                                 

РЕШИЛ:

         Исковые требования прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц, защиты семьи и детства, охраны здоровья, образования к муниципальному образовательному учреждению ФИО6 об обеспечении бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов удовлетворить.

         Обязать муниципальное образовательное учреждение ФИО6 обеспечить бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов школы.

         Взыскать с муниципального образовательного учреждения ФИО6 государственную пошлину 200 рублей в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск».

         Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.

         Председательствующий -                                                   Е.Б. Моругова

           Решение в окончательной форме

           изготовлено 7 декабря 2011 года