2-822/2011 О выделении мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.



Дело № 2-822/2011                                                                  21 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

при секретаре Хрущевой Ю.В.,

с участием прокурора Агафоновой И.П.,

представителя третьего лица Зенцова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> поданного в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о выделении мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к открытому акционерному обществу «<данные изъяты> (далее - ОАО «<данные изъяты>») о выделении мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, проживающих на территории муниципального образования «<данные изъяты>». Проведенной проверкой установлено, что ответчиком не исполняются требования ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по выделению мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянках (остановке) расположенных напротив гостиницы «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>, напротив здания <данные изъяты> по адресу: <адрес> напротив здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>, напротив здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>. В связи с чем, просит обязать ОАО «<данные изъяты>» в течение двух месяцев после даты вступления в силу решения суда выделить на стоянках автотранспортных средств, расположенных напротив гостиницы «<данные изъяты> по адресу: <адрес>, здания <данные изъяты> по адресу: <адрес> здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>, здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначив его с двух сторон для каждого направления движения следующими дорожными знаками Правил дорожного движения Российской Федерации: 6.4 «Место стоянки»; 8.17 «Инвалиды»; 8.6.1, 8.2.1 с указанием расстояния не менее 4 метров в границах стоянки.

При рассмотрении дела участвующим в деле прокурором Жуйковой О.Н. исковые требования были уточнены (<данные изъяты>), просит обязать ОАО «<данные изъяты> после даты вступления в силу решения суда выделить на стоянках автотранспортных средств, расположенных напротив зданий <данные изъяты> по адресу: <адрес> <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и обязать ответчика обозначить выделенные для парковки автотранспортных средств инвалидов места (место) с двух сторон для каждого направления движения следующими дорожными знаками Правил дорожного движения Российской Федерации: 6.4 «Место стоянки»; 8.17 «Инвалиды»; 8.6.1, 8.2.1 с указанием расстояния не менее 4 метров в границах стоянки согласовав установку дорожных знаков с ОМВД «<данные изъяты>» и администрацией муниципального образования «<данные изъяты>». От требований обязать ОАО «<данные изъяты>» после даты вступления в силу решения суда выделить на стоянке автотранспортных средств, расположенной напротив гостиницы «<данные изъяты> по адресу: <адрес> не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, участвующий в деле прокурор отказалась. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, производство в указанной части судом прекращено.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. исковые требования в части обязания ответчика выделить на стоянках автотранспортных средств не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов уточнила, просит обязать ОАО <данные изъяты>» после даты вступления в силу решения суда выделить на стоянках автотранспортных средств, расположенных напротив зданий <данные изъяты> по адресу: <адрес> <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. От требований обязать ОАО «<данные изъяты>» после даты вступления в силу решения суда обозначить выделенные для парковки автотранспортных средств инвалидов места (место) с двух сторон для каждого направления движения следующими дорожными знаками Правил дорожного движения Российской Федерации: 6.4 «Место стоянки»; 8.17 «Инвалиды»; 8.6.1, 8.2.1 с указанием расстояния не менее 4 метров в границах стоянки согласовав установку дорожных знаков с ОМВД «<данные изъяты>» и администрацией муниципального образования «<данные изъяты>», отказалась. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в указанной части судом прекращено.

Ответчик ОАО «<данные изъяты>» извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном ходатайстве представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» ФИО4 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, ранее опрошенный в судебном заседании против требований прокурора в части выделения на стоянках автотранспортных средств, мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов возражений не высказал.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России «<данные изъяты>» ФИО5 уточненные требования прокурора поддержал, пояснил, что все указанные прокурором автостоянки имеют свободный доступ для заезда всех без исключения автомобилей, дорожные знаки, ограничивающие въезд на данные стоянки отсутствуют, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на указанных автостоянках ответчиком не выделены.

Третье лицо администрация муниципального образования «<данные изъяты>», извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще, своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном ходатайстве представитель третьего лица ФИО6 просит провести судебное заседание в отсутствии представителя администрации муниципального образования «<данные изъяты>», согласно ранее представленного отзыва на исковое заявление, считают требования прокурора обоснованными и просят их удовлетворить, так как ответчиком в нарушение требований ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на принадлежащих ему объектах социальной инфраструктуры не созданы условия для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, земельные участки под размещение указанных объектов также принадлежат ответчику.

Третье лицо государственное учреждение «<данные изъяты> извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще, своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном отзыве просят рассмотрение дела провести без участия своего представителя.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), считает возможным провести судебное заседание в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц.

Заслушав участвующего в деле прокурора Агафонову И.П., представителя третьего лица ОГИБДД ОМВД России «<данные изъяты>» ФИО5, ознакомившись с письменными материалами дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьи 21, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют прокурору право обращения суд в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, в целях защиты прав инвалидов в Российской Федерации на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, основывая свои требования на нормах Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Исходя из положений ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Согласно п.3.1 СНиП 21-02-99, принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России от 19.11.99 N 64, под стоянкой для автомобилей понимается здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

Понятия остановки и стоянки транспортных средств и места, где запрещена остановка и стоянка транспортных средств, определены пунктами 1.2, 12.4 и 12.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. В силу указанных Правил дорожного движения, под остановкой автотранспортного средства понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Под стоянкой автотранспортного средства понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В судебном заседании установлено, что деятельность ОАО «<данные изъяты>» осуществляется с нарушением требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Как установлено по материалам дела на земельных участках принадлежащих ОАО «<данные изъяты> расположены объекты социальной инфраструктуры в виде: здания <данные изъяты> с кадастровым номером , местом нахождения: <адрес>; здания <данные изъяты> с кадастровым номером , местом нахождения: <адрес> здания <данные изъяты> с кадастровым номером местом нахождения: <адрес>. К каждому из указанных зданий возможен подъезд автотранспортных средств с их остановкой и стоянкой на территории земельных участков принадлежащих ОАО «<данные изъяты>». Места остановки и стоянки автотранспортных средств, примыкающие к объектам социальной инфраструктуры ответчика обозначены бордюрным камнем, имеют дорожное покрытие, свободный въезд и выезд к автодорогам МО «<данные изъяты>». Использование указанных мест осуществляется исключительно для остановки и стоянки автотранспортных средств. Запрещающие знаки остановки и стоянки транспортных средств на указанных местах отсутствуют. Указанное подтверждается документами о государственной регистрации права собственности на объекты социальной инфраструктуры и земельные участки, на которых эти объекты расположены (л<данные изъяты>), актами осмотра территории стоянки от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), пояснениями участвующего в деле прокурора, представителей третьих лиц ОГИБДД ОМВД России «<данные изъяты>» и администрации муниципального образования «<данные изъяты>».

Представленные прокурором доказательства ответчиком не опорочены.

В нарушение требований ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на земельных участках принадлежащих ОАО «<данные изъяты>» в местах остановки и стоянки автотранспортных средств, примыкающих к объектам социальной инфраструктуры ответчика, не выделено не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно заключению ОГИБДД ОМВД России «<данные изъяты>» и <данные изъяты> (<данные изъяты>), на стоянках автотранспортных средств, примыкающих к зданиям <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> возможно выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

На момент рассмотрения дела в суде, ответчиком не представлено доказательств подтверждающих выделение необходимого количества мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянках, расположенных на принадлежащих ответчику земельных участках, которые не должны занимать иные транспортные средства. Отсутствие указанных мест создает угрозу для беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры принадлежащих ответчику, что является недопустимым и нарушающим права инвалидов. В связи с чем, требования прокурора обязать ответчика выделить такие места, основаны на законе, являются обоснованными и, следовательно, подлежат удовлетворению. Доказательств препятствующих исполнить требования прокурора ответчиком в судебное представлено не было.

При этом указанные прокурором сроки, в течение которых ответчик должен устранить выявленные нарушения прав и интересов инвалидов не могут быть указаны в решении суда, так как затрагивает процедуру его исполнения, при которой ответчик вправе при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления поставить перед судом, рассмотревшим дело вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения в соответствии с положениями ГПК РФ.

Согласно статье 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района, размер которой определен ст.333.19 НК РФ и составляет <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> поданного в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о выделении мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «<данные изъяты>» выделить на стоянках автотранспортных средств, расположенных напротив:

здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>

здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>;

здания <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Взыскать с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.

Председательствующий -                                                          А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 26 декабря 2011 года