2-847/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2- 847/2011                                           27 декабря 2011 года

      Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

В составе председательствующего судьи Шиловой М.И.,

при секретаре Кузиловой Е.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Шемякиной Л.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> о досрочном назначении пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Шемякина Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <данные изъяты> о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.В обоснование иска указала, что 1 сентября 2011 года обращалась в ГУ-Управление Пенсионного фонда в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13 сентября 2011 года в назначении пенсии было отказано. В стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не были включены следующие периоды работы: с 27.07.1989 по 18.08.1989, с 26.04.1994 г. по 26.05.1994 г. -периоды нахождения в учебных отпусках, курсы повышения квалификации с 08.10.2001 г. по 18.10.2001 г., отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.07.1993 г., период работы в отделении безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом) Государственного Учреждения «<данные изъяты> в должности воспитателя с 01.09.2007 по 31.08.2011 г. Считает отказ ГУ-Управление Пенсионного фонда в <адрес> в назначении досрочной пенсии необоснованным, просит включить в педагогический стаж все вышеуказанные периоды, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика назначить пенсию со дня возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания истец уточнила заявленные требования. Просит включить в педагогический стаж следующие периоды: с 27.07.1989 по 18.08.1989, с 26.04.1994 г. по 26.05.1994 г. -периоды нахождения в учебных отпусках, курсы повышения квалификации с 08.10.2001 г. по 18.10.2001 г., отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.07.1993 г., период работы в отделении профилактики безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом) Государственного Учреждения социального обслуживания <данные изъяты> в должности воспитателя с 01.09.2007 по 31.12.2010 г., период работы с 01.01.2011 по 08.09.2011 г. в должности воспитателя отделения социального приюта для детей Государственного Учреждения социального обслуживания населения <данные изъяты>». Считает отказ ГУ-Управление Пенсионного фонда в г<данные изъяты> в назначении досрочной пенсии необоснованным, просит включить в педагогический стаж все вышеуказанные периоды, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика назначить пенсию с 08.09.2011 года.

Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда в <адрес> Тропникова Ю.В. указала, что отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда в <адрес> в назначении Шемякиной Л.Н. досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности находит законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

         В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в графе «наименование должностей» которого указаны должности воспитателя, учителя; в графе «наименование учреждений» значатся школы всех наименований, учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Материалами дела установлено, что истец в период с 29.08.1986 г. по 15.08.2002 г. работала учителем начальных классов, учителем биологии, географии, истории <данные изъяты> школы, <данные изъяты>, с 16.08.2002 по 19.09.2003 г. воспитателем продленного дня МОУ «СОШ № 4» <данные изъяты>, с 22.09.2003 г. по 30.08.3007 г. воспитателем <данные изъяты> с 01.09.2007 г. по 31.12.2010 г. воспитателем отделения профилактики безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом) Государственного учреждения социального обслуживания населения <данные изъяты> с 01.01.2011 г. по настоящее время воспитателем отделения социального приюта для детей Государственного учреждения социального обслуживания населения «<данные изъяты>».

В суде установлено, что истец обращалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии 01 сентября 2011 года.

При обращении истца за назначением пенсии ответчиком включены в педагогический стаж периоды работы Шемякиной Л.Н. за исключением спорных периодов. За вычетом данных периодов педагогический стаж истца на 01 сентября 2011 года составил 19 года 11 месяцев 24 дня. Периоды педагогической деятельности истца, вошедшие в указанный специальный стаж, сторонами не оспариваются.

Ответчиком в стаж педагогической деятельности истца не включен период работы с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2011 года в должности воспитателя ГУ социального обслуживания населения «<данные изъяты>», поскольку данный центр не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Вместе с тем, из Устава ГУ социального обслуживания населения <данные изъяты>», утвержденного приказом управления социальной защиты населения администрации Архангельской области от 28 января 2005 года видно, что «Центр социального обслуживания населения» создано на основании постановления мэра муниципального образования «<данные изъяты>» от 25 июля 2004 года № 326.

В соответствии с распоряжением Главы администрации Архангельской области от 28 декабря 2004 года № 1441-р учреждение принято в государственную собственность Архангельской области и переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания населения «<данные изъяты>» (далее ГУ <данные изъяты>). Названный центр является юридическим лицом.

         Целью деятельности ГУ <данные изъяты>» согласно Уставу является оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального, материального положения, психологического статуса, а также осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Основными задачами центра является организационно-методическое обеспечение социального обслуживания населения, консультирование граждан по социальным, психологическим и юридическим вопросам, оказание государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики безнадзорности детей и подростков, осуществление дневного пребывания детей, подростков, граждан пожилого возраста и инвалидов, реабилитация детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, осуществление социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществление специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Приказом Департамента социальной защиты населения Архангельской области от 02.08.2007 г. № 290/1-0 руководителю ГУ «<данные изъяты>» приказано открыть с 1 сентября 2007 года отделение профилактики безнадзорности детей и подростков (социальный приют) на 8 мест, провести организационно-штатные мероприятия, связанные с приемом сотрудников на работу в указанное отделение.

          Директором учреждения 25 сентября 2007 года утверждено Положение об отделении профилактики безнадзорности детей и подростков (социальный приют) ГУ «<данные изъяты>», согласно которому в социальный приют принимаются несовершеннолетние от 3 до 10 лет, приют осуществляет социальную реабилитацию несовершеннолетних, обеспечивает их временное проживание, оказывает социальную, психологическую и иную помощь на основе индивидуальных планов помощи, организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних. В период пребывания в приюте воспитанники обеспечиваются продуктами питания, одеждой, медикаментами по нормам, установленным для воспитанников интернатных учреждений.

Согласно п.4.4 Положения на работников социального приюта и заведующую, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодного отпуска, а также льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

Распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 04 июня 2010 г. за №236-ро утвержден Устав Государственного учреждения социального обслуживания населения <данные изъяты>» в новой редакции. Цели и задачи деятельности учреждения не изменились. В уставе учреждения, 2010 года конкретизировано, что учреждение имеет структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, отвечающие его предмету, целям и направлениям деятельности, в том числе: отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, социальный приют для детей.

В соответствии с новой редакцией Устава учреждения руководителем 11.01.2011 года издан приказ № 1 «Об изменении штатного расписания», согласно которому социальный приют для детей и отделение профилактики безнадзорности детей и подростков считать отдельными структурными подразделениями, каждое из которых возглавляет заведующий.

14 января 2011 года директором ГУ <данные изъяты>» утверждено Положение об отделении социального приюта для детей. Задачи деятельности данного отделения и задачи деятельности отделения профилактики безнадзорности детей и подростков (социальный приют) 2007 года, не изменялись.

Согласно Примерному положению о социальном приюте для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216 социальный приют является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения. Социальный приют для детей в соответствии со своими задачами обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства и т.д. В соответствии с п.15 Положения на работу в приют принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ГУ «<данные изъяты>» является учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города Новодвинска организационную и практическую деятельность по своевременному и квалифицированному оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Согласно Уставу Центр является юридическим лицом, может иметь в своей структуре подразделения социального обслуживания, в том числе отделение - социальный приют для детей.

Само по себе отсутствие у отделения социального приюта для детей и отделения профилактики безнадзорности детей и подростков (социальный приют) ГУ <данные изъяты>» статуса юридического лица не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст.28 названного Закона), периоды его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.

В суде достоверно установлено, что истец осуществляла педагогическую деятельность в отделении профилактики безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом) с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2010 года и с 01 января 2011 года по настоящее время осуществляет эту деятельность в отделении социального приюта для детей Государственного Учреждения социального обслуживания населения <данные изъяты>». Занималась образовательно-воспитательной работой с детьми, выполняла непосредственные обязанности воспитателя, предусмотренные должностной инструкцией воспитателя, утвержденной директором Центра, была связана с воспитанием, развитием и адаптацией детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, в частности копией трудовой книжки истца, Уставами ГУ «<данные изъяты>», Положениями об отделении профилактики безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом), об отделении социального приюта для детей, должностными инструкциями воспитателя 2007 и 2011 годов, штатными расписаниями, лицевыми счетами и никем не оспорены.

Допрошенные в суде свидетели ФИО5 - директор ГУ <данные изъяты>», ФИО6 - заведующая социальным приютом для детей, ФИО7 - воспитатель центра указали, что Шемякина Л.Н. с 01 сентября 2007 года по настоящее время работает воспитателем отделения социального приюта с детьми ГУ «<данные изъяты>», в течение полного рабочего дня занята работой с детьми: учит детей навыкам самообслуживания, правилам гигиены, проводит занятия по рекомендованным программам социальной реабилитации и развития детей. За период работы имела полную педагогическую нагрузку, а именно, 30 часов в неделю согласно Приказу Минобрнауки от 24.12.2010 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Указали, что остальные отделения Центра, кроме отделения социального приюта для детей не предусматривают должности воспитателя по штатному расписанию.

Оснований не доверять показаниям свидетелей не имеется, поскольку их показания последовательны и не противоречивы, соответствуют объяснениям заявителя и представленным письменным доказательствам. Допрошенные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Поскольку Шемякина Л.Н., работая воспитателем в отделении профилактики безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом), в отделении социального приюта для детей ГУ «<данные изъяты>», занималась педагогической деятельностью, осуществляя образовательный процесс детей от 3 до 10 лет, временно проживающих в центре, суд считает необходимым включить период работы истца с 01 сентября 2007 года по 08 сентября 2011 года в указанном учреждении в педагогический стаж.

То обстоятельство, что в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке истца отсутствовала запись о том, что Шемякина Л.Н. принята на работу воспитателем в социальный приют отделения профилактики безнадзорности и подростков ГУ «<данные изъяты>» не является виной истца. Суд считает, что данный факт имел место вследствие недоработок по оформлению документов в ГУ «<данные изъяты>» и следовательно, не может умалять право истца на включение вышеуказанного периода в льготный стаж.

Решением комиссии ГУ - Управления ПФР в <адрес> были исключены периоды нахождения Шемякиной Л.Н. в учебных отпусках.

В суде установлено, что истец в период с 1988 г. по 1994 г. обучалась в Кировском государственном педагогическом институте имени В.И.Ленина. Данные обстоятельства подтверждены копией диплома.

В периоды с 27.07.1989 по 18.08.1989 г., с 26.04.1994 по 26.05.1994 г. истец находилась в учебных отпусках.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными суду приказами, уточненными справками.

Доводы представителя ответчика о том, что перечисленные периоды не подлежат включению в специальный стаж работы истца, поскольку в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516, в льготный стаж подлежат включению только периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, суд считает несостоятельными.

Так, в соответствии со ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

Согласно ст. 68 КЗоТ РСФСР ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись: работникам, занятым на работах с вредными условиями труда: работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; а также в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.

Согласно п. 8 ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании» обучающиеся в образовательных учреждениях без отрыва от трудовой деятельности, выполняющие учебный план, имели право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы, предоставляемые в порядке, устанавливаемом трудовым законодательством Российской Федерации.

Положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. № 1116 предусматривало льготы для рабочих и служащих, успешно обучающихся без отрыва от производства в средних общеобразовательных вечерних(сменных) и заочных школах, в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях средних профессионально-технических училищ, на подготовительных отделениях при высших учебных заведениях, в высших и средних специальных учебных заведениях по вечерней и заочной формам обучения.

Пункт 16 данного Положения указывает, что рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных заведениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы.

В силу с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку Шемякина Л.Н., осуществляя в период с 1988 по 1994 год педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, поэтому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды учебных отпусков подлежат включению в льготный стаж.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> не включен в стаж истца период нахождения на курсах повышения квалификации.

Судом установлено, что истец находилась на курсах повышения квалификации в период с 08.10.2001 по 18.10.2001 г. На курсы Шемякина Л.Н. направлялась работодателем на основании приказа № 26 от 06.10.2001 г. Данные обстоятельства подтверждены представленными суду копией приказа, удостоверением о повышении квалификации, лицевым счетом.

Указанные обстоятельства ответчиком не опорочены.

Согласно ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждаются постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для педагогических, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В соответствии с Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 18 июня 1997 года № 1221 периодичность повышения квалификации работника образования регулируется работодателем не реже одного раза в пять лет.

Из представленного суду приказа о направлении истца на курсы повышения квалификации видно, что истец направлялась в вышеуказанный период на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы. Трудовой договор с истцом не прерывался, она получала заработную плату как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность.

В связи с чем, суд считает необходимым включить указанный выше период в льготный стаж истца.

Истец просит включить в стаж педагогической деятельности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06.10.1992 г. по 31.07.1993 г.

Материалами дела установлено, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет с 01.04.1992 г. по 28.09.1993 г. Вместе с тем, до 05.10.1992 г период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включен пенсионным органом в стаж педагогической деятельности для льготного пенсионного обеспечения, а во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.07.1993 г. отказано.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном главой шестой указанного закона.

В частности, п.9 ст.30 названного Федерального закона предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года, которая производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственный пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона. Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по льготному исчислению стажа, до введения нового правового регулирования, недопустимо. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.2,18,54 (часть 1), 55 (часть2),57 Конституции РФ.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3534-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть2), 15 (часть 4), 18,19 и 55 (часть1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из материалов дела, истец до ухода в отпуск по уходу за ребенком работала в должности, поименованной Списком, ушла в отпуск по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года, следовательно, в соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 31.07.1993 подлежит включению в педагогический стаж истца, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.

Таким образом, при включении в специальный стаж истца неправомерно исключенных периодов и оспоренных истцом, стаж Шемякиной Л.Н., дающий право на досрочное назначение пенсии, составлял 25 лет и 1 день на 08 сентября 2011 года.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, истец обратилась за назначением пенсии 01 сентября 2011 года. Право на пенсию у истца возникло с 08 сентября 2011 года, следовательно, пенсия должна быть назначена с указанной даты.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, которые в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                            Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шемякиной Л.Н. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о включении в педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в педагогический стаж работы Шемякиной Л.Н., дающий право на получение льготной пенсии, периоды нахождения в учебных отпусках с 27.07.1989 по 18.08.1989, с 26.04.1994 г. по 26.05.1994 г., курсы повышения квалификации с 08.10.2001 г. по 18.10.2001 г., отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.07.1993 г., период работы в отделении профилактики безнадзорности детей и подростков (с социальным приютом) Государственного Учреждения социального обслуживания населения «<данные изъяты>» в должности воспитателя с 01.09.2007 по 31.12.2010 г., период работы в должности воспитателя отделения социального приюта для детей Государственного Учреждения социального обслуживания населения <данные изъяты> с 01.01.2011 по 08.09.2011 г.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Шемякиной Л.Н. с 08 сентября 2011 года досрочную пенсию по старости по п.п.19 п.1ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> в пользу Шемякиной Л.Н. государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче искового заявления в суд, в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.

Судья                                                              М.И.Шилова

Мотивированное решение

Изготовлено 01 января 2012 года.