2-21/2012 о государственной регистрации договора дарения и переходе права собственности (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-21/2012 (2-958/2011)                                                         20 января 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                     

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,

при секретаре Арцыбашевой И.А.,

с участием истца Дмитрова П.Ю., представителя истца - адвоката Шибаева А.Е.,

ответчика Дмитровой А.П., представителя ответчика Юденко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Дмитрова П.Ю. к Дмитровой А.П. о возложении обязанности передать квартиру по адресу: <адрес> путем передачи ключей от входных дверей, вынесении решения о государственной регистрации договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и перехода права собственности на жилое помещение без обращения дарителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

УСТАНОВИЛ:

Дмитров П.Ю. обратился в суд с иском к Дмитровой А.П. о государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и его отцом фамилия был подписан договор дарения квартиры по адресу: <адрес>. Договор дарения на государственную регистрацию не сдавался. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (даритель) умер. Наследниками первой очереди являются сын ФИО3 - Дмитров П.Ю. и супруга ФИО3 - Дмитрова А.П. В связи со смертью дарителя регистрация договора дарения и перехода права собственности невозможна. Ссылаясь на положения статей 574, 165, 223 ГК РФ, истец просит суд вынести решение о проведении государственной регистрации договора дарения квартиры по адресу: <адрес>, совершенного ДД.ММ.ГГГГ между дарителем (фамилия) и одаряемым (Дмитровым П.Ю.), и государственной регистрации перехода права собственности к Дмитрову П.Ю. без обращения дарителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании истец Дмитров П.Ю. исковые требования уточнил, просил обязать Дмитрову А.П. передать ему квартиру по адресу: <адрес> путем передачи ключей от входных дверей; вынести решение о государственной регистрации договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и перехода права собственности на жилое помещение без обращения дарителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Суду пояснил, что ФИО3 (отец истца) проживал в вышеуказанной квартире вместе с <данные изъяты> Дмитровой А.П. фамилия неоднократно говорил, что не может спокойно проживать в этой квартире и хочет подарить ее истцу. Дмитров П.Ю. сначала не соглашался принять квартиру в дар, но потом отец уговорил его. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и Дмитров П.Ю. поехали в <адрес> к нотариусу, чтобы заключить договор дарения. Нотариус составила договор дарения, отец передал истцу все документы на квартиру, а именно: свидетельство на квартиру, документы БТИ, договор мены, поквартирную карточку. Фактически квартиру в дар не принял. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и Дмитров П.Ю. обратились в ФРС г. Новодвинска, чтобы зарегистрировать договор дарения, но консультант ФРС сказал, что необходимо письменное согласие супруги на дарение. При выходе из Новодвинского отдела ФРС, на крыльце, ФИО3 стало плохо, его отвезли в больницу, в больнице пролежал до нового года. Потом отца выписали ненадолго, и снова положили в больницу, назначили операцию на ДД.ММ.ГГГГ, после операции он начал поправляться, его перевели в Новодвинскую больницу, потом выписали домой, и до смерти отец находился дома. Возможности сходить в ФРС не было. В спорной квартире появлялся один раз (перед смертью отца). Документы на квартиру отец передал истцу ДД.ММ.ГГГГ, потом они находились у двоюродной сестры истца на хранении. Когда ФИО3 лежал в больнице, Дмитрова А.П. попросила документы для оформления субсидий, отец эти документы ей передал.

Представитель истца адвокат Шибаев А.Е. в судебном заседании пояснил: исковые требования подлежат удовлетворению, доводы ответчика, что не заключен договор дарения и поэтому договор недействителен, несостоятельны. Согласно статье 165 Гражданского кодекса РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. ФИО3 желал подарить квартиру истцу, ответчик подпись на договоре не оспаривает. Квартиру истец фактически не принял, юридически передача дара осуществилась передачей документов. Согласие супруги для регистрации договора дарения не нужно, поскольку квартира не является совместно нажитым имуществом, мена одной квартиры на другую произошла без вложений ответчика.

Ответчик Дмитрова А.П. в судебном заседании (как и в письменных возражениях) с иском не согласилась, пояснила, что о договоре дарения ничего не знала до получения судебного извещения о предъявленном Дмитровым П.Ю. иске.

Представитель ответчика Юденко Е.С. просил в иске отказать, т.к. для договора дарения необходима государственная регистрация, иначе договор считается незаключенным. Воля дарителя ничем не подтверждена. Одаряемый квартиру не принял, не осуществлял эксплуатацию этой квартиры, не содержал ее.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. В письменном отзыве указывает на то, что решению о государственной регистрации договора дарения и перехода права должна предшествовать правовая экспертиза договора, его проверка на соответствие действующему законодательству, т.к. наделение правом возможно только на законном основании. По мнению третьего лица, истцом должен быть подтвержден факт исполнения сторонами обязательств по договору дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ фамилия и Дмитровым П.Ю. подписан договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В качестве места составления договора указан <адрес>. Согласно пункту 1 договора даритель (ФИО3) подарил сыну (Дмитрову П.Ю.), а одаряемый осмотрел и принял в дар указанную квартиру. На день составления договора квартира принадлежала ФИО3 на праве собственности на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации <данные изъяты>, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Свидетельству о государственной регистрации права, выданному Новодвинским филиалом Архангельского областного Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . В пункте 9 договора указано, что даритель передал в собственность, а одаряемый принял в собственность указанную квартиру. Квартира одаряемым осмотрена, претензий к ее состоянию нет. Передача квартиры осуществлена с одновременной передачей документации, относящейся к квартире. Одаряемый принял квартиру в собственность. Пункт 10 договора предусматривает обязательную регистрацию договора дарения; одаряемый приобретает право собственности на указанную квартиру с момента государственной регистрации договора в органах по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Договор считается заключенным с момента такой регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер (л.д. 31).

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 Кодекса. Договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен. К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.

В пункте 2 указанной нормы предусмотрено, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей или договор содержит обещание дарения в будущем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 ГК РФ). В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, что предусмотрено пунктом 2 статьи 223 ГК РФ.

Учитывая изложенное, при дарении недвижимости совершаются два регистрационных действия:

1) регистрация договора дарения (сделки);

2) регистрация права собственности одаряемого.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 5-В09-147 правовой позиции, согласно п. 7 статьи 16 Закона о регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.

Следовательно, договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ не может считаться заключенным, а переход права собственности к Дмитрову П.Ю. состоявшимся, т.к. данный договор при жизни ФИО3 государственную регистрацию                      не прошел.

Ссылку истца на положения части 3 статьи 165 ГК РФ суд считает в данном случае необоснованной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

По общему правилу условием государственной регистрации договора является волеизъявление сторон договора, направленное на его заключение, которое должно сохранять силу до момента регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент (п. 1 ст. 110, ст. 1112 ГК РФ)

Дмитрову А.П. нельзя считать обязанным лицом по исполнению договора в порядке перехода этой обязанности в составе наследства по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Следовательно, при принятии наследства к наследнику переходит обязанность исполнения договора дарения.

При этом государственная регистрация является не способом исполнения договора, а одним из этапов его заключения, а к наследникам не могут перейти права по заключению договора, только права по исполнению заключенных договоров.

Договор дарения жилых помещений подлежит государственной регистрации и именно с момента государственной регистрации считается заключенным законом (пункт 3 статьи 433, статья 425 ГК РФ). Поскольку исполнить можно только заключенный договор, а договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ не прошел государственную регистрацию, т.е. является незаключенным, у сторон не возникли обязанности по договору, в том числе обязанность его исполнить, а поскольку не возникла обязанность по его исполнению, то она не могла перейти и к наследнику, в частности к Дмитровой А.П.

Несмотря на то, что действующее законодательство, в том числе ГК РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», не предусматривает сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора и перехода права собственности по нему, суд считает, что ситуация, подобная сложившейся между сторонами настоящего спора (когда лицо требует произвести государственную регистрацию сделки и перехода права собственности лишь после смерти дарителя, а при его жизни на регистрации сделки                               не настаивало, имущество в дар фактически не приняло, расходов по его содержанию не несло и не осуществляло иных прав и обязанностей собственника, не относилось к квартире как к собственной), не соответствует фактически существующим гражданско-правовым отношениям и создает правовую неопределенность.

Из пояснений истца и свидетеля ФИО6 следует, что договор составлен в <адрес>, фактически Дмитровым П.Ю. квартира не принята, им не осмотрена; документы на квартиру после подписания договора дарения были переданы фамилия ФИО6; при жизни ФИО3 на регистрации сделки истец не настаивал, расходов по содержанию квартиры не нес (л.д. <данные изъяты>; показания свидетеля ФИО7) и не осуществлял иных прав и обязанностей собственника, не относился к квартире как к своей собственной.

Тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ истец и ФИО3 обращались в Новодвинский отдел Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не имеет правового значения по делу, т.к. указанным регистрационным органом фактически было отказано в регистрации договора дарения квартиры по мотиву отсутствия согласия на совершение сделки супруги ФИО3 Дмитровой А.П., однако данный отказ ни истец, ни его отец (как стороны договора) не обжаловали, повторных попыток по регистрации договора не предприняли, хотя, как следует из пункта 10 подписанного ими договора, знали о том, что договор подлежит государственной регистрации и переход права возможен только после регистрации договора.

Поскольку при жизни дарителя ФИО3 переход права на недвижимость не был зарегистрирован, это имущество не принадлежит одаряемому Дмитрову П.Ю. В связи со смертью дарителя, правоспособность которого в силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ должно перейти в собственность наследников ФИО3, принявших наследство.

В связи с вышеизложенным суд отказывает Дмитрову П.Ю. в удовлетворении исковых требований к Дмитровой А.П. о возложении обязанности передать квартиру по адресу: <адрес> путем передачи ключей от входных дверей, вынесении решения о государственной регистрации договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и перехода права собственности на жилое помещение без обращения дарителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ судебные расходы по делу относятся на истца, в том числе уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в сумме 3311 рублей 20 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Дмитрова П.Ю. к Дмитровой А.П. о возложении обязанности передать квартиру по адресу: <адрес> путем передачи ключей от входных дверей, вынесении решения о государственной регистрации договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и перехода права собственности на жилое помещение без обращения дарителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                         

Судья                                                                                                             А.Н. Поршнев

Мотивированное решение изготовлено 25.01.2012