Дело № 2-30/12 03 февраля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Новодвинский городской суд Архангельской области В составе председательствующего судьи Шиловой М.И. При секретаре Кузиловой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Перхуровой С.Б. к администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Перхурова С.Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Новодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ родилась в селе ФИО1 <адрес>, где проживала с родителями. В 1995 году умер ее отец ФИО4 Мать истца ФИО5 выпивала, оставляла ее без присмотра, не заботилась о ней. Совершенно незнакомая женщина ФИО6 взяла ее с собой в г. Новодвинск в 1997 году, где зарегистрировала временно по месту пребывания на период учебы в школе. В <данные изъяты> умерла мать истца. В связи с чем, истцу была назначена пенсия как сироте. По окончанию школы в 2000 году, Перхурова С.Б. поступила в АГТУ на дневное отделение, и была временно зарегистрирована в г. Архангельске в общежитии до окончания университета. После окончания университета поехала в <адрес>, где работает и снимает жилое помещение, зарегистрирована у посторонних граждан в <адрес>. Просит признать г. Новодвинск местом ее жительства и местом первичного выявления как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ей была назначена пенсия в г. Новодвинске. Обязать администрацию муниципального образования «Город Новодвинск» предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма. В ходе рассмотрения заявленных требований судом к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация муниципального образования «Устьянский муниципальный район» и администрация муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области. Представитель истца Луцышина В.Г., имеющая надлежащие полномочия, заявленные Перхуровой С.Б. требования уточнила, просит обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области предоставить во внеочередном порядке отдельное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям муниципального образования «Октябрьское». От требований к администрации муниципального образования «Город Новодвинск», муниципальному образованию «Устьянский муниципальный район» о предоставлении вне очереди жилого помещения отказалась, производство по делу в данной части определением суда прекращено. Истец Перхурова С.Б. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя. Ответчик администрация муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителя в суд не направили, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление указали, что администрация муниципального образования «Октябрьское» является ненадлежащим ответчиком по делу. Считают, что проживание истца до 1997 года в п.ФИО1 <адрес> не порождает для администрации правовых последствий для предоставления Перхурова С.Б. во внеочередном порядке жилой площади по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Полагают, что надлежащим ответчиком по делу будет то муниципальное образование, на территории которого истец зарегистрирована либо постоянно проживает. Представитель администрации МО «Город Новодвинск» в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в суд не явился, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Органы опеки и попечительства администрации муниципального образования «Город Новодвинск» и администрации «Устьянский муниципальный район» в суд не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие. 3-е лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителя в суд не направили, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве по иску указали, что в силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, производится по месту их жительства. Поскольку в г. Новодвинске истец имела временную регистрацию по месту пребывания у постороннего гражданина, не являющегося ее опекуном, то Министерство полагает, что г. Новодвинск не является ее местом жительства. Указывают, что таковым является село ФИО1 <адрес>, где истец родилась и совместно проживала с родителями с 1983 по 1997 годы. Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков, 3-х лиц. Суд, выслушав представителя истца Луцышину В.Г., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Указанные выше законоположения предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Согласно п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусматривая право на предоставление жилого помещения для детей названной категории, действующее жилищное законодательство связывает его с местом жительства ребенка. В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей и опекунов. Материалами дела установлено, что Перхурова С.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. ФИО1 <адрес>, в возрасте до 18 лет осталась сиротой. Так, ФИО4, являющийся Перхуровой С.Б. отцом, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. С 1997 по 2000 годы истец проживала и была временно зарегистрирована в городе Новодвинске по адресу: <адрес> у постороннего гражданина ФИО8, которая не являлась ни родственником, ни опекуном истца. Обучалась в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>. По окончанию школы, поступила на дневное отделение АГТУ, где проживала в общежитии по адресу: <адрес> до окончания университета. После окончания университета в 2006 году уехала в <адрес> на заработки, где в настоящее время проживает в жилом помещении по договору поднайма. Зарегистрирована в жилом <адрес>, в <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности посторонним гражданам. Ни в администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», ни в администрации муниципального образования «Город Новодвинск», ни в муниципальном образовании «Октябрьское» сведений о закреплении за Перхуровой С.Б. жилой площади не имеется. На учете внеочередного предоставления жилого помещения истец ни в одном из муниципальных образований не состоит. Согласно уведомлению Управления Росреестра по Архангельской области и НАО сведения о правах на недвижимое имущество Перхуровой С.Б. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду свидетельствами: о рождении истца, смерти родителей Перхуровой С.Б., поквартирной карточкой по адресу: <адрес>, справкой из образовательного учреждения, сведениями о регистрации истца, уведомлением регистрационного органа, а также показаниями истца, свидетеля ФИО9 и никем из сторон не оспариваются. В соответствии с требованиями п.3 ст.6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. В суде установлено, что истец Перхурова С.Б. родилась в с. ФИО1 <адрес>, проживала в данном населенном пункте с 1983 по 1997 годы. Суд считает, что именно по месту жительства в муниципальном образовании «Октябрьское» истец должна была быть выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей. Государственные органы, как то, органы опеки и попечительства, орган местного самоуправления, образовательное учреждение, в котором обучалась Перхурова С.Б. до 1997 года, обязаны были в силу своих должностных обязанностей и полномочий решить вопрос о лишении матери истца родительских прав, поставить истца на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, по месту первичного выявления (с. ФИО1 <адрес>), а также решить вопрос о закреплении либо предоставлении жилого помещения, что сделано не было. В нарушение указанных требований закона истец на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, администрацией МО «Октябрьское» Устьянского района поставлена не была. Поскольку истец не имеет закрепленного за ней жилого помещения, окончила обучение, следовательно, органом местного самоуправления - администрацией МО «Октябрьское» должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. В связи с чем, требования истца о предоставлении жилого помещения к администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области суд считает законными и правомерными. Согласно п. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании п.2 Решения Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» от 30 октября 2009 года № 75 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение должно отвечать указанным требованиям. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Архангельской области от 12 января 2010 года № 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предусматривающий перечисление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. В связи с изложенным, суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу Перхуровой С.Б. вне очереди жилого помещения по договору социального найма на администрацию муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в пользу Перхуровой С.Б. подлежит взысканию уплаченная при обращении в суд государственная пошлина по делу в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Перхуровой С.Б. к администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области о внеочередном предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области предоставить Перхуровой С.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное жилое помещение на территории муниципального образования «Октябрьское», со степенью благоустройства применительно к условиям муниципального образования «Октябрьское», отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Взыскать с администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в пользу Перхуровой С.Б. государственную пошлину в возврат в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд. Судья М.И.Шилова Мотивированное решение изготовлено 08.02.2012 г.