Дело № 2-255/2012 3 апреля 2012 года Именем Российской Федерации Новодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н., при секретаре Арцыбашевой И.А., с участием истца Телепневой В.В., представителя истца Куликовского А.Н., представителей ответчика Чепурного П.П., Поповой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Телепневой В.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, УСТАНОВИЛ: Телепнёва В.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» (далее - ГБУЗ АО «НЦГБ») о взыскании недоначисленной заработной платы. В обоснование требований указала, что работала в Новодвинской центральной городской больнице <данные изъяты> в период с 08.09.2003 по 23.04.2011. После увольнения ей не была выплачена доплата по модернизации в части внедрения стандартов оказания медицинской помощи за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 в размере 21 000 руб. На письменное обращение работодатель отказался выплатить требуемую сумму со ссылкой на приказ главного врача от 23.12.2011 № 238. В письменном заявлении от 21.02.2012 истец уменьшила размер исковых требований, просила взыскать с ответчика 10500 рублей доплаты по модернизации в части внедрения стандартов оказания медицинской помощи за период с 1 января по 31 марта 2011 года, 5500 рублей годовой премии за отработанный период с января по 23 апреля 2011 года, 1102 рубля 91 копейку компенсации за задержку выплаты премии по итогам года за отработанный период 2011 года. В предварительном судебном заседании истец Телепнёва В.В. отказалась от иска в части взыскания годовой премии за отработанный период с января 2011 года по 23 апреля 2011 года в размере 5500 рублей, компенсации за задержку выплаты премии за период с января по март 2011 года в сумме 1102 рубля 91 копейка, компенсации морального вреда в сумме 1 рубль. Частичный отказ от иска принят судом, и производство по делу в указанной части прекращено определением суда от 19.03.2012. В судебном заседании Телепнёва В.В. и ее представитель Куликовский А.Н. исковые требования поддержали. Просили взыскать с ответчика 10500 рублей доплаты по модернизации в части внедрения стандартов оказания медицинской помощи за период с 1 января по 31 марта 2011 года. Представители ответчика Чепурной П.П. и Попова Л.И. с иском не согласились, сочли срок на обращение в суд пропущенным, просили в иске отказать. Представители третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области и Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. В письменном отзыве на исковое заявление Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании пункта 3 приказа главного врача ГБУЗ АО «НЦГБ» от 23 декабря 2011 года № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи», согласно которому работникам, уволившимся на дату подписания приказа, стимулирующая надбавка не начисляется и не выплачивается. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в письменном отзыве, ссылаясь на пункт 11 Порядка реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи и перечня должностей специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 25.04.2011 № 117-пп, полагает, что ответственность за несвоевременность, неполноту и нецелевое использование средств, выделяемых на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу, несут руководители учреждений здравоохранения. Дело рассмотрено судом в отсутствие одного из представителей ответчика Винниковой Л.П., представителей третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области и Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, на основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ. Заслушав пояснения истца Телепнёвой В.В., представителя истца Куликовского А.Н., представителей ответчика Чепурного П.П. и Поповой Л.И., свидетеля Будейкиной М.А., изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, Телепнёва В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Муниципальном учреждении здравоохранения «Новодвинская центральная городская больница» в должности <данные изъяты>. 23 апреля 2011 года трудовой договор между истцом и ответчиком прекращен по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации). На основании распоряжения Правительства Архангельской области от 13.12.2011 № 832-рп Муниципальном учреждении здравоохранения «Новодвинская центральная городская больница» (далее - МУЗ «НЦГБ») безвозмездно передано как имущественный комплекс в государственную собственность Архангельской области (право государственной собственности Архангельской области на учреждение возникло с 1 января 2012 года). В связи со сменой собственника имущества, в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 15.12.2011 №1204-ро, и распоряжением от 20.12.2011 № 1484-рд, учреждение-работодатель переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница». Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 23 декабря 2011 года. В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в период 2011-2012 годов осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Предусмотренные в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации направляются, в том числе и на внедрение стандартов медицинской помощи. Средства предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 № 85 были утверждены Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Указанными правилами установлено, что денежные средства (субсидии) на региональную программу модернизации предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете ФФОМС, и являются источником финансового обеспечения расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), в том числе по оплате работ и услуг в соответствии с договорами о финансовом обеспечение обязательного медицинского страхования, заключаемыми ТФОМС и страховыми медицинским организациями в части внедрения стандартов медицинской помощи. Средства на внедрение стандартов предоставляются страховым медицинским организациям при наличии у них заключенных с медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. В 2011 году ТФОМС Архангельской области заключены со страховыми организациями <данные изъяты> дополнительные соглашения к договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению реализации Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 28.03.2011 № 78-пп. Указанные дополнительные соглашения предусматривали обязанность ТФОМС Архангельской области не позднее трех рабочих дней после получения заявки перечислить страховым медицинским организациям целевые средства на внедрение стандартов медицинской помощи. Согласно вышеназванным дополнительным соглашениям страховая медицинская организация обязана перечислять средства в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения их от ТФОМС Архангельской области в медицинские организации на основании дополнительных соглашений к договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями. Такие дополнительные соглашения заключены между МУЗ «НЦГБ» и страховыми организациями <данные изъяты> Постановлением Правительства Архангельской области от 01.06.2011 № 184-пп в целях реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011 - 2012 годы утвержден Порядок финансирования внедрения стандартов медицинской помощи, в соответствии с которым медицинская организация использует полученные по дополнительным тарифам целевые средства на оплату труда в части стимулирующих выплат работникам, начисления на выплату по оплате труда, на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий. Приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от 14.07.2011 № 445 утверждено Положение о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи. Положением предусмотрено, что средства, полученные учреждением по дополнительным тарифам на оплату стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, направляются на: 1) оплату труда в части стимулирующих выплат работникам с учетом начислений на выплаты по оплате труда, а также выплаты среднего заработка в период отпусков работников; 2) на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, необходимых для проведения диагностических и лечебных мероприятий. Денежные выплаты, производимые за счет средств по внедрению стандартов медицинской помощи, являются выплатами стимулирующего характера, направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, и должны производиться в зависимости от результативности и качества выполняемой работы (пункт 3.1). Среднему медицинскому персоналу стационарных отделений, включая старших медицинских сестер, выплата установлена в размере 2250 рублей в месяц (пункт 3.2). При начислении денежных выплат учитывается районный коэффициент процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, порядок применения которых для расчета заработной платы работников устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 3.4). Денежные выплаты медицинскому персоналу не производятся, если в месяце, за который должна производиться денежная выплата, у медицинского персонала имеются дисциплинарные взыскания (пункт 3.6). Постановлением Правительства Архангельской области от 22.11.2011 № 447-пп действие Постановления Правительства Архангельской области от 01.06.2011 № 184-пп распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. В связи с этим, Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области 5 декабря 2011 года принято решение, которым утверждены дополнительные тарифы для поэтапного перехода на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи в период с 01.01.2011 по 31.03.2011 (протокол № 6). Целевые средства по дополнительным тарифам были перечислены ТФОМС Архангельской области страховым медицинским организациям <данные изъяты> года. На основании решения Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области от 5 декабря 2011 года и в соответствии с Положением о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, утвержденным Приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от <данные изъяты>, 23 декабря 2011 года главным врачом МУЗ «НЦГБ» издан приказ № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи». По приказу от ДД.ММ.ГГГГ № стимулирующие надбавки за счет средств по дополнительным тарифам с 1 января по 31 марта 2011 года должны быть начислены и выплачены врачам и среднему медицинскому персоналу, в том числе и подразделения в котором работала истец (пункт 1). Стимулирующие выплаты приказано производить за фактически отработанное время за период с 1 января по 31 марта 2011 года (пункт 2). Вместе с тем, в пункте 3 указано: «Работникам, уволившимся на дату подписания приказа, стимулирующая надбавка не начисляется и не выплачивается». Суд считает такое положение дискриминационным по отношению к работникам, которые осуществляли трудовую деятельность в периоде, за который начисляется премия (январь-март 2011 года), но уволились в последующих периодах (кварталах) 2011 года. Статьями 2 и 4 Трудового кодекса Российской Федерации установлены принципы запрещения дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на оплачиваемый ежегодный отпуск, обеспечение права каждого на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора. Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Как следует из пункта 3 приказа главного врача МУЗ «НЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи», работодатель в нарушение ранее изданного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, определяющего порядок расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, даже не рассматривал вопрос о возможности начисления и выплаты премий (стимулирующих надбавок) работникам, уволившимся на дату подписания приказа. Это же следует из пояснений свидетеля ФИО7 - члена комиссии по оценке деятельности работников, участвующих в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи. По сути, работодатель связал возможность начисления и выплаты стимулирующей надбавки с фактом осуществления трудовой деятельности работником на день подписания приказа о премировании, а не в зависимости от результативности и качества выполняемой работы, как это предусмотрено пунктами 3.1, 3.4-3.6 Положения о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, утвержденного приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, чем дискриминировал истца, тем самым нарушив положения статей 2-4, 132 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд отклоняет доводы представителей ответчика о пропуске работником срока на обращение за разрешением спора в суд. Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Приказ № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» был издан работодателем только 23 декабря 2011 года после принятия Правительством Архангельской области постановления от 22.11.2011 №447-пп, Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области решения от 5 декабря 2011 года и перечисления денежных средств ТФОМС Архангельской области. 27 декабря 2011 года Телепнёва В.В. обратилась к работодателю с заявлением о выплате стимулирующих выплат за фактически отработанное время за период с 1 января по 31 марта 2011 года. Отказ в выплате последовал 12 января 2012 г. - в этот день работник узнал о нарушении своего права. Исковое заявление подано в суд 8 февраля 2012 года, т.е. в пределах установленного законом трехмесячного срока. Даже если учесть, что истец должна была узнать о нарушении своего права в день принятия Правительством Архангельской области постановления от 22.11.2011 № 447-пп, распространившего действие постановления Правительства Архангельской области от 01.06.2011 № 184-пп на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г., то срок все равно не пропущен. В силу положений статей 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом стороны сами несут ответственность за полноту предоставленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения дела. Представителем ответчика произведен расчет стимулирующей выплаты, подлежащей начислению и выплате за период работы с 1 января по 31 марта 2011 года, как части заработной платы истца, согласно которому размер недоначисленного заработка за отработанные дни с января по март 2011 года без удержания налога на доходы физических лиц составляет 7 976 руб. 76 коп. Расчет, представленный ответчиком, истец не оспаривает. В судебном заседании Телепнёва В.В. пояснила, что требуемая ею ко взысканию сумма 10 500 рублей (по 3 500 рублей за каждый месяц) рассчитана примерно, со слов других работников ГБУЗ АО «НЦГБ», получивших выплаты. В связи с отсутствием возражений сторон относительно расчета, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 7 976 руб. 76 коп. стимулирующей выплаты за период работы с 1 января по 31 марта 2011 года. Согласно статье 103 ГПК РФ и пункту 2 статьи 61.1 БК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск», от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления. Размер государственной пошлины определен статьей 333.19 НК РФ и составляет 400 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования Телепневой В.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Новодвинская центральная городская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» в пользу Телепневой В.В. 7 976 рублей 76 копеек заработной платы. В удовлетворении остальной части исковых требований Телепневой В.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» отказать. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» государственную пошлину в сумме 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.Н. Поршнев Мотивированное решение изготовлено 08.04.2012