2-257/2012 о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов за задержку ее выплаты, компенсации морального вреда (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-257/2012                                                                             13 апреля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                     

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,

при секретаре Арцыбашевой И.А.,

с участием представителей ответчика Чепурного П.П., Поповой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Королевой Т.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов за задержку ее выплаты, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, расходов на оказание юридической помощи,

УСТАНОВИЛ:

Королева Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» (далее - ГБУЗ АО «НЦГБ») о взыскании недоначисленной заработной платы. В обоснование требований указала, что работала в Новодвинской центральной городской больнице в должности медсестры отделения анестезиологии и реанимации в период с 30.06.1998 по 25.04.2011. После увольнения ей не была выплачена доплата по модернизации в части внедрения стандартов оказания медицинской помощи за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 в размере 10 500 руб., а также премия за год (пропорционально отработанному периоду) в сумме 10 500 руб. На письменное обращение работодатель отказался выплатить требуемую сумму со ссылкой на приказ от 23.12.2011 № 238. Первоначально просила взыскать с ответчика недополученные выплаты при увольнении в размере 21000 руб., компенсацию за просрочку выплаты в сумме 2016 руб., компенсацию морального вреда 1 руб.

В письменном заявлении от 12.04.2012 истец уточнила требования, просит взыскать с ответчика в ее пользу: недополученную доплату за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 в сумме 8439,79 руб. (за январь 3825 руб., за февраль 3825 руб., за март 789,79 руб.); премию в сумме 3966,67 руб., компенсацию за задержку заработной платы 654,17 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами 374,95 руб., расходы на оказание юридической помощи 5000 руб., компенсацию морального вреда 100 руб., всего 18 535,58 руб.

В судебное заседание истец Королева Т.В., извещенная о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом, не явилась; своего представителя Воробьева Е.В. в суд не направила; в заявлении от 12.04.2012 просит рассмотреть дело без ее участия.

Представители ответчика Чепурной П.П. и Попова Л.И. в судебном заседании с иском не согласились, сочли срок на обращение в суд пропущенным, просили в иске отказать.

Представители третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области и Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В письменном отзыве на исковое заявление Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании пункта 3 приказа главного врача ГБУЗ АО «НЦГБ» от 23 декабря 2011 года № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи», и пункта 6 приказа главного врача ГБУЗ АО «НЦГБ» от 23 декабря 2011 года № 238 «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи», согласно которым работникам, уволившимся на дату подписания приказа, стимулирующая надбавка не начисляется и не выплачивается.

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в письменном отзыве, ссылаясь на пункт 11 Порядка реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи и перечня должностей специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 25.04.2011 № 117-пп, полагает, что ответственность за несвоевременность, неполноту и нецелевое использование средств, выделяемых на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу, несут руководители учреждений здравоохранения.

Дело рассмотрено судом на основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области и Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав пояснения представителей ответчика Чепурного П.П. и Поповой Л.И., изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Королева Т.В. в период с 30 июня 1998 года по 25 апреля 2011 года работала в Муниципальном учреждении здравоохранения «Новодвинская центральная городская больница» в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации. 25 апреля 2011 года трудовой договор между истцом и ответчиком прекращен по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании распоряжения Правительства Архангельской области от 13.12.2011 № 832-рп Муниципальном учреждении здравоохранения «Новодвинская центральная городская больница» (далее - МУЗ «НЦГБ») безвозмездно передано как имущественный комплекс в государственную собственность Архангельской области (право государственной собственности Архангельской области на учреждение возникло с 1 января 2012 года). В связи со сменой собственника имущества, в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 15.12.2011 №1204-ро, и распоряжением от 20.12.2011 №1484-рд, учреждение-работодатель переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница». Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 23 декабря 2011 года.

Согласно статье 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в период 2011-2012 годов осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Предусмотренные в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации направляются, в том числе и на внедрение стандартов медицинской помощи. Средства предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 № 85 были утверждены Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Указанными правилами установлено, что денежные средства (субсидии) на региональную программу модернизации предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете ФФОМС, и являются источником финансового обеспечения расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), в том числе по оплате работ и услуг в соответствии с договорами о финансовом обеспечение обязательного медицинского страхования, заключаемыми ТФОМС и страховыми медицинским организациями в части внедрения стандартов медицинской помощи. Средства на внедрение стандартов предоставляются страховым медицинским организациям при наличии у них заключенных с медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

В 2011 году ТФОМС Архангельской области заключены со страховыми организациями ФИО8 дополнительные соглашения к договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению реализации Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 28.03.2011 № 78-пп.

Указанные дополнительные соглашения предусматривали обязанность ТФОМС Архангельской области не позднее трех рабочих дней после получения заявки перечислить страховым медицинским организациям целевые средства на внедрение стандартов медицинской помощи.

Согласно вышеназванным дополнительным соглашениям страховая медицинская организация обязана перечислять средства в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения их от ТФОМС Архангельской области в медицинские организации на основании дополнительных соглашений к договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями. Такие дополнительные соглашения заключены между <данные изъяты>

Постановлением Правительства Архангельской области от 01.06.2011 №184-пп в целях реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011 - 2012 годы утвержден Порядок финансирования внедрения стандартов медицинской помощи, в соответствии с которым медицинская организация использует полученные по дополнительным тарифам целевые средства на оплату труда в части стимулирующих выплат работникам, начисления на выплату по оплате труда, на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий.

Приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от 14.07.2011 № 445 утверждено Положение о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи. Положением предусмотрено, что средства, полученные учреждением по дополнительным тарифам на оплату стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, направляются на:

1) оплату труда в части стимулирующих выплат работникам с учетом начислений на выплаты по оплате труда, а также выплаты среднего заработка в период отпусков работников;

2) на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, необходимых для проведения диагностических и лечебных мероприятий.

Денежные выплаты, производимые за счет средств по внедрению стандартов медицинской помощи, являются выплатами стимулирующего характера, направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, и должны производиться в зависимости от результативности и качества выполняемой работы (пункт 3.1).

Среднему медицинскому персоналу стационарных отделений, включая старших медицинских сестер, выплата установлена в размере 2250 рублей в месяц (пункт 3.2).

При начислении денежных выплат учитывается районный коэффициент процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, порядок применения которых для расчета заработной платы работников устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 3.4).

Денежные выплаты медицинскому персоналу не производятся, если в месяце, за который должна производиться денежная выплата, у медицинского персонала имеются дисциплинарные взыскания (пункт 3.6).

Постановлением Правительства Архангельской области от 22.11.2011 №447-пп действие Постановления Правительства Архангельской области от 01.06.2011 №184-пп распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. В связи с этим, Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области 5 декабря 2011 года принято решение, которым утверждены дополнительные тарифы для поэтапного перехода на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи в период с 01.01.2011 по 31.03.2011 (протокол № 6).

Целевые средства по дополнительным тарифам были перечислены ТФОМС Архангельской области страховым медицинским организациям 16 декабря 2011 г.

На основании решения Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области от 5 декабря 2011 года и в соответствии с Положением о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, утвержденным Приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от 14.07.2011 № 445, 23 декабря 2011 года главным врачом МУЗ «НЦГБ» изданы приказы № 238 (с разным наименованием и содержанием): «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» и «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи».

По приказу от 23.12.2011 № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» стимулирующие надбавки за счет средств по дополнительным тарифам с 1 января по 31 марта 2011 года должны быть начислены и выплачены врачам и среднему медицинскому персоналу, в том числе и подразделения в котором работала истец (пункт 1). Стимулирующие выплаты приказано производить за фактически отработанное время за период с 1 января по 31 марта 2011 года (пункт 2). Вместе с тем, в пункте 3 указано: «Работникам, уволившимся на дату подписания приказа, стимулирующая надбавка не начисляется и не выплачивается».

По другому приказу от 23.12.2011 № 238 «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» определен порядок распределения средств из фонда стимулирования на выплаты врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи. Размер выплаты среднему медицинскому персоналу стационарных отделений, включая старших медицинских сестер, установлен 7 000 рублей. Пунктом 5 приказа предусмотрено, что медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи с 1 января 2011 года, выплата производится в 100% объеме от установленного размера выплаты. Медицинскому персоналу, приступившему к работе в период с 1 марта по 31 мая 2011 года выплата производится в объеме 75% от установленного размера выплаты, в период с 1 июня по 31 августа - 50% от установленного размеры выплаты, с 1 сентября по 31 ноября - 25% от установленного размера выплаты. Вместе с тем, в пункте 6 указано: «Работникам, уволившимся на дату подписания приказа, стимулирующая выплата не начисляется и не выплачивается».

Суд считает положения пункта 3 приказа «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» и пункта 6 приказа «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» дискриминационными по отношению к работникам, которые осуществляли трудовую деятельность в периоде, за который начисляется доплата (выплата), но уволились в течение 2011 года и не работали на дату издания приказа 23 декабря 2011 года.

Статьями 2 и 4 Трудового кодекса Российской Федерации установлены принципы запрещения дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на оплачиваемый ежегодный отпуск, обеспечение права каждого на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора.

Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Как следует из пункта 3 приказа главного врача МУЗ «НЦГБ» от 23.12.2011 №238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» и пункта 6 приказа главного врача МУЗ «НЦГБ» от 23.12.2011 № 238 «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи», работодатель в нарушение ранее изданного приказа от 14.07.2011 № 445, определяющего порядок расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, даже не рассматривал вопрос о возможности начисления и выплаты стимулирующих надбавок работникам, уволившимся на дату подписания приказа.

По сути, работодатель связал возможность начисления и выплаты стимулирующей надбавки с фактом осуществления трудовой деятельности работником на день подписания приказа о премировании, а не в зависимости от результативности и качества выполняемой работы, как это предусмотрено пунктами 3.1, 3.4-3.6 Положения о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, утвержденного приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от 14.07.2011 № 445, чем дискриминировал истца, тем самым нарушив положения статей 2-4, 132 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд отклоняет доводы представителей ответчика о пропуске работником срока на обращение за разрешением спора в суд.

Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии со статьей 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

Приказы № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» и «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» были изданы работодателем только 23 декабря 2011 года после принятия Правительством Архангельской области постановления от 22.11.2011 № 447-пп, Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области решения от 5 декабря 2011 года и перечисления денежных средств ТФОМС Архангельской области.

27 декабря 2011 года Королева Т.В. обратилась к бывшему работодателю с заявлением о выплате стимулирующих выплат за фактически отработанное время за период с 1 января по 25 апреля 2011 года. Отказ в выплате последовал 12 января 2012 г.

Исковое заявление подано в суд 8 февраля 2012 года, т.е. в пределах установленного законом трехмесячного срока. Даже если учесть, что истец должна была узнать о нарушении своего права в день принятия Правительством Архангельской области постановления от 22.11.2011 № 447-пп, распространившего действие постановления Правительства Архангельской области от 01.06.2011 №184-пп на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, то срок все равно не пропущен.

В силу положений статей 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом стороны сами несут ответственность за полноту предоставленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения дела.

Истцом произведен расчет стимулирующей выплаты, подлежащей начислению и выплате за период работы с 1 января по 31 марта 2011 года, как части заработной платы, согласно которому размер недоначисленного заработка за отработанные дни с января по март 2011 года без удержания налога на доходы физических лиц составляет 8439,79 руб. (за январь 3825 руб., за февраль 3825 руб., за март 789,79 руб.); размер годовой премии (пропорционально отработанному периоду) составляет 3966,677 руб.

Представителем ответчика произведен расчет стимулирующей выплаты, подлежащей начислению и выплате за период работы с 1 января по 31 марта 2011 года, как части заработной платы истца, согласно которому размер недоначисленного заработка за отработанные дни с января по март 2011 года без удержания налога на доходы физических лиц составляет 7 905 руб. 23 коп., размер годовой премии (25%) - 2975 руб.

Проверив расчеты сторон, суд считает расчет истца правильным, а расчет ответчика отклоняет в силу следующих обстоятельств.

Пунктом 3.2 Положения о порядке расходования средств, полученных в рамках реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, утвержденного приказом и.о. главного врача МУЗ «НЦГБ» от 14.07.2011 № 445, среднему медицинскому персоналу стационарных отделений, включая старших медицинских сестер, выплата установлена в размере 2250 рублей в месяц. Соответственно, выплата должна рассчитываться ежемесячно, а не за три месяца сразу, как это сделано ответчиком.

Расчет размера выплаты за январь 2011 года.

2250 руб./108 час.*108 час=2250 руб. (пропорционально отработанным часам)

2250 руб./100*50%=1125 руб. (с учетом процентной надбавки)

2250 руб./100*20%=450 руб. (с учетом районного коэффициента)

2250+1125+450=3825 руб.

Расчет размера выплаты за февраль 2011 года.

2250 руб./135,8 час.*135,8 час=2250 руб. (пропорционально отработанным часам)

2250 руб./100*50%=1125 руб. (с учетом процентной надбавки)

2250 руб./100*20%=450 руб. (с учетом районного коэффициента)

2250+1125+450=3825 руб.

Расчет размера выплаты за март 2011 года.

2250 руб./157,4 час.*32,5 час=464,58 руб. (пропорционально отработанным часам)

464,58 руб./100*50%=232,29 руб. (с учетом процентной надбавки)

464,58 руб./100*20%=92,92 руб. (с учетом районного коэффициента)

464,58 +232,29+92,92=789,79 руб.

Всего за период с 1 января по 31 марта 2011 года - 8439,79 руб.

Пунктом 5 приказа от 23.12.2011 № 238 «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» предусмотрено, что медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи с 1 января 2011 года, выплата производится в 100% объеме от установленного размера выплаты. Медицинскому персоналу, приступившему к работе в период с 1 марта по 31 мая 2011 года, выплата производится в объеме 75% от установленного размера выплаты, в период с 1 июня по 31 августа - 50% от установленного размеры выплаты, с 1 сентября по 31 ноября - 25% от установленного размера выплаты.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Попова Л.И., размер премии другим работникам не уменьшался, если они были приняты на работу не с первого числа первого месяца квартала.

Аналогичным образом (зеркально) суд толкует данные положения и к уволившимся в течение 2011 г. работникам. Уволившимся в период с 1 января по 31 марта 2011 года должно выплачиваться - 25%, с 1 апреля по 30 июня - 50%, с 1 июля по 30 сентября - 75%, с 1 октября по 31 декабря - 100%.

Как установлено материалами дела, Королева Т.В. работала в МУЗ «НЦГБ» в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации в период по 25 апреля 2011 года. Соответственно ей подлежала выплате надбавка за год в размере 50% от 7000 рублей (плюс «северные» надбавки).

Ответчик в расчете указал, что доплата составляет 25% от годовой и равна 2975 руб., а истец рассчитал доплату пропорционально отработанному времени за 4 месяца в размере 3966,67 руб.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая, что расчет истца наиболее близок к правильному, суд, не выходя за пределы заявленных требований, взыскивает с ответчика в пользу Королевой Т.В. 8439,79 руб. ежемесячной доплаты за период с января по март 2011 г., 3966,67 руб. годовой премии (выплаты из стимулирующего фонда специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи), а всего 12406,46 руб. недоначисленного заработка.

В соответствии с частью четвертой статьи 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда. В силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Судом установлено, что Королева Т.В. была подвержена ответчиком дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда. Исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также разумности и справедливости, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 100 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика компенсации за задержку заработной платы по ст. 236 ТК РФ в сумме 654,17 руб. и процентов за пользование денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в сумме 374,95 руб. по следующим причинам.

Положения статьи 395 ГК РФ, на которую ссылается истец в обоснование заявленных требований в указанной части, не могут быть применимы, поскольку являются мерой ответственности в случае нарушений, допущенных в рамках гражданско-правовых отношений. В связи с тем, что хотя трудовые отношения сторон и прекратились до даты рассмотрения дела судом, исходя из характера (специфики) спорных правоотношений к ним подлежат применению нормы специального законодательства. В данном случае ответственность должна быть предусмотрена нормами трудового законодательства.

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Исходя из смысла статьи 236 ТК РФ, право работника на получение указанной компенсации - безусловное право, возникающее в силу только одного юридического факта - задержки выплаты причитающихся работнику к выплате денежных сумм.

Статья 140 ТК РФ определяет сроки расчета при увольнении и устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Судом установлено, что трудовой договор сторон прекращен 25 апреля 2011 года. На день прекращения трудовых отношений истец претензий к работодателю не имела.

Приказы № 238 «Об установлении стимулирующих выплат медицинскому персоналу, участвующему в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» и «О выплатах из стимулирующего фонда врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи» были изданы МУЗ «НЦГБ» 23 декабря 2011 года после принятия Правительством Архангельской области постановления от 22.11.2011 № 447-пп, распространившего действие постановления Правительства Архангельской области от 01.06.2011 № 184-пп на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, распределения Согласительной комиссией по тарифам на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области решения от 5 декабря 2011 года дополнительных тарифов и перечисления денежных средств ТФОМС Архангельской области медицинским организациям.

Какого-либо срока выплат стимулирующих надбавок работникам, уволившимся в течение 2011 года, приказы № 238 от 23.12.2011 и другие локальные нормативные акты не содержат.

Таким образом, право истца на получение стимулирующих надбавок и соответствующая ему обязанность ответчика по выплате денежных сумм возникнет не ранее чем после вступления в законную силу настоящего решения, установившего соответствующие право и обязанность (по аналогии с пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

По договору возмездного оказания услуг от 25 января 2012 года ФИО1 поручился оказать Королевой Т.В. услуги по составлению искового заявления и представительству ее интересов в суде за 5000 рублей. Факт оплаты Королевой Т.В. в пользу ФИО1 денежной суммы 5000 рублей подтверждается распиской от 25.01.2012. ФИО1 принимал участие в предварительном судебном заседании 19.03.2012.

Учитывая изложенное и положения ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 48 Конституции РФ, о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а также положение ст. 100 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика понесенные истцом судебные расходы на оплату услуг представителя, включая расходы по подготовке искового заявления, в размере 2000 рублей, считая данную сумму разумной (исходя из количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель и его роли в собирании доказательств по делу).

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд основывается на положениях ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которой, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии со ст. 393 ТК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому суд взыскивает государственную пошлину с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» в размере 696 руб. 26 коп. (12406,46*4%)+200=696,26 руб.).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Королевой Т.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов за задержку ее выплаты, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, расходов на оказание юридической помощи удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» в пользу Королевой Т.В. 12 406 рублей 46 копеек заработной платы, 2000 рублей расходов за составление искового заявления и участие представителя в суде; 100 рублей компенсации морального вреда, а всего взыскать 14 506 рублей 46 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Королевой Т.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» государственную пошлину в сумме 696 рублей 26 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                             А.Н. Поршнев

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2012