Дело № 2-351/2012: о признании недействующим постановления администрации МО `Город Новодвинск` (не вступило в законную силу).



Дело № 2-351/2012                        12 апреля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

при секретаре Хрущевой Ю.В.,

с участием прокурора Агафоновой И.П.,

представителя заинтересованного лица администрации МО «Город Новодвинск» Головина О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по заявлению заместителя прокурора г.Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Город Новодвинск»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г.Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации МО «Город Новодвинск».

В обоснование требований указал, что постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 26.09.2011 № 446-па утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда в размере 1,68 м3. на одного жителя в год. Постановление опубликовано в газете «Новодвинский рабочий» от 22.09.2011 № 37. Постановление принято с превышением компетенции и содержит в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «д» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 - принятие нормативного акта за пределами компетенции. Считает, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и является обязанностью управляющей организации, которая может как собственными, так и с привлечением иных организаций осуществлять сбор и вывоз твердых бытовых отходов по нормативам утверждаемых собственниками помещений многоквартирного дома, либо самой управляющей организацией. В связи с чем, просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации МО «Город Новодвинск» от 26.09.2011 № 446-па «Об утверждении норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. поданное заявление поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Новодвинск» Головин О.В. с заявлением заместителя прокурора не согласился, считает его необоснованным, дал пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на заявление (л.д.75), исходя из которых следует, что принятие администрацией МО «Город Новодвинск» оспариваемого постановления осуществлено в соответствии с положениями ч.1,2 ст.7, ч.1 ст.17, п.24 ч.1 ст.16, ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений ст.28,29,40.2 Устава МО «Город Новодвинск», п.1.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПин 42-128-4690-88), п.5.4 Методических рекомендаций о порядке разработки Генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 152, ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 №. 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», исходя из которых к вопросам местного значения городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, для чего в целях обеспечения организации рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий, определение объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления твердых бытовых отходов по жилому фонду, утверждаемые органами местного самоуправления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, показания свидетеля ФИО4, суд приходит к следующему.

Как установлено по материалам дела, 26.09.2011 администрацией МО «Город Новодвинск» было принято постановление № 446-па «Об утверждении норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда» (л.д.5). Указанным постановлением утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда в размере 1,68 м3 на одного жителя в год, признано утратившим силу постановление мэра города Новодвинска от 30.03.2006 № 94 «Об утверждении норматива накопления твердых бытовых отходов». Постановление № 446-па официально опубликовано в газете «Новодвинский рабочий» № 38 от 29.09.2011 (л.д.81) и вступило в силу с 01.01.2012.

В соответствии со ст.251 гл.24 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п.4 Постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

В силу ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со ст.7 названного закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с п.11 ч.1 ст.16 этого же Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п.п.24, 25 ч.1 ст.16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В силу п.2 ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормами ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Аналогичные полномочия администрации МО «Город Новодвинск» закреплены и в Уставе МО "Город Новодвинск" (ст.ст. 5, 28 и 29) (л.д.83-96).

В соответствии с п.1.2. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (л.д.77), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно «Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152, генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88).

Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.

Согласно п.5.4 указанных Методических рекомендаций, одним из разделов Генеральной схемы является раздел «Твердые бытовые отходы», который должен содержать данные по нормам накопления, предложений по системам и методам сбора и удаления, расчетным объемам работ, определению необходимого количества мусоровозного транспорта и инвентаря, обезвреживанию твердых бытовых отходов.

Постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 20.09.2010 № 598-па (л.д.80), утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории МО «Город Новодвинск», одним из разделов которой является раздел по «Определению норм накопления и морфологического состава отходов потребления для жилищного фонда и норм накопления отходов для объектов общественного назначения МО «Город Новодвинск» (л.д.97-113). Указанным разделом Генеральной схемы составлен прогноз динамики роста ТБО с учетом прошлого периода и произведен расчет нормы накопления отходов для жилищного фонда на одного жителя г.Новодвинска составивший в общей сложности 1,68 м3.

В соответствии с вышеуказанными актами и утвержденной «Генеральной схемой санитарной очистки территории МО «Город Новодвинск», администрацией МО «Город Новодвинск» был утвержден оспариваемым постановлением норматив накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда в размере 1,68 м3 на одного жителя в год. Ранее указанный норматив был определен на основании постановления администрации МО «Город Новодвинск» от 30.03.2006 № 94 в размере 1,05 м3 (л.д.78).

Как следует из п.5.4 «Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», в основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений утвержденные органами местного самоуправления. При расчете объема накопления ТБО следует учитывать тенденцию роста норм накопления.

С учетом утвержденного норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда, администрацией МО «Город Новодвинск» и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в постановлениях № 165-па от 23.02.2012 и от 24.02.2012 № 9-в/2 (л.д.154,155) были установлены тарифы на 2012 год по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов для муниципального унитарного предприятия "Флора-Дизайн" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - МУП "Флора-Дизайн"), осуществляющего в соответствии с Уставом (л.д.172) на территории МО «Город Новодвинск» функции по вывозу отходов производства и потребления и содержание объектов размещения отходов и применяющего в своей деятельности утвержденный норматив накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда на одного жителя МО «Город Новодвинск» для определения объема вывозимых и утилизируемых твердых бытовых отходов жилищного фонда, что соответствует «Методическим рекомендациям по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов» (л.д.161,162).

Определение объема вывозимых и утилизируемых твердых бытовых отходов жилищного фонда осуществляется МУП "Флора-Дизайн" с применением норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда, исходя из численности проживающих граждан в жилом фонде МО «Город Новодвинск», сведения о которых до 05 числа месяца следующего за отчетным предоставляются МУП "Флора-Дизайн" на основании заключенных договоров всеми управляющими организациями, ТСЖ и иными организациями в которых проживают граждане (л.д.185), что подтверждается показаниями свидетеля ФИО4, начальника финансово-экономического отдела МУП "Флора-Дизайн".

Анализ изложенного и вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что положения действующего законодательства, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду возлагают на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению соблюдения санитарных норм и правил, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, объем образования и утилизации которых именно для жилищного фонда определяется на основании утверждаемого органом местного самоуправления норматива накопления твердых бытовых отходов, что также подтверждается письмами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области от 24.11.2011 № 10-16/0 10140 (л.д.61) и Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.03.2012 № 313/649 (л.д.82).

Учитывая, что принятое администрацией МО «Город Новодвинск» постановление от 26.09.2011 № 446-па не противоречит вышеуказанным федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об охране окружающей среды", у суда отсутствуют основания для признания указанного нормативно-правового акта недействующим.

Довод заместителя прокурора г.Новодвинска о том, что принятие указанного акта осуществлено администрацией МО «Город Новодвинск» с превышением предоставленных ей полномочий не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что принятый администрацией МО «Город Новодвинск» норматив накопления твердых бытовых отходов, как один из составляющих утвержденной Генеральной схемы санитарной очистки территории МО «Город Новодвинск» выполняет расчетную функцию по определению образуемых на территории МО «Город Новодвинск» твердых бытовых отходов всего жилищного фонда МО «Город Новодвинск». Цель принятия такого акта обеспечить очистку территории МО «Город Новодвинск», как одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Довод заместителя прокурора г.Новодвинска о том, что такой норматив накопления твердых бытовых отходов должен быть принят собственниками многоквартирного дома, либо самой управляющей организацией не основан на требованиях Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона "Об отходах производства и потребления", возлагающих именно на органы местного самоуправления функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а потому не может быть принят судом.

Довод участвующего в деле прокурора о том, что оспариваемое постановление служит обоснованием изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения является несостоятельным и не влияет на характер рассматриваемого дела. Утвержденный постановлением от 26.09.2011 № 446-па норматив накопления отходов не подменяет собой утвержденные собственниками жилых помещений в многоквартирном доме тарифы на содержание и ремонт жилого помещения, изменить которые последние вправе только в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Город Новодвинск» от 26.09.2011 № 446-па «Об утверждении норматива накопления твердых бытовых отходов для жилищного фонда» - отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле может быть принесено апелляционное представление в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Новодвинский городской суд.

Председательствующий                                                            А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 17 апреля 2012 года