Исковые требования об устранении нарушений в сфере благоустройства удовлетворить



Дело № 2-465/2012                                                                                                     30 мая 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,

при секретаре Ляпичевой Е.А.,

с участием представителя истца администрации муниципального образования «Город Новодвинск» Царевой М.В.,

представителя ответчика Гаражно-потребительского кооператива «Южный плюс» Губина С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Город Новодвинск» к Гаражно-потребительскому кооперативу «Южный плюс» об устранении нарушений в сфере благоустройства,

УСТАНОВИЛ:

реализуя полномочия органа местного самоуправления, администрация муниципального образования «Город Новодвинск» обратилась в суд с иском к Гаражно-потребительскому кооперативу «Южный плюс» (далее - ГПК «Южный плюс») об устранении нарушений в сфере благоустройства. В обоснование иска указано на то, что в 2011 году органом муниципального контроля проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о благоустройстве, в ходе которой на принадлежащих ответчику на праве аренды земельных участках выявлено незначительное захламление отходами прилегающей территории в радиусе 10 м. По результатам проверки составлен акт от 16.05.2011 и выдано предписание по устранению нарушений, которое ГПК «Южный плюс» не устранено. По этой причине истец просил суд обязать ответчика организовать места накопления отходов в районе земельных участков с кадастровыми номерами , и заключить договор со специализированной организацией на вывоз отходов производства и потребления.

В судебном заседании представитель истца Царева М.В. отказалась от иска в части требований о понуждении ответчика заключить договор со специализированной организацией на вывоз отходов производства и потребления, а в остальной части требования поддержала, просила суд обязать ГПК «Южный плюс» организовать места накопления отходов в районе земельных участков с кадастровыми номерами , .

Отказ от иска в части принят определением суда.

Представитель ответчика Губин С.И. с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что в ГПК «Южный плюс» организовано место временного накопления отходов в виде гаражного бокса.

Заслушав представителей истца и ответчика, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ГПК «Южный плюс» предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные примерно в 400 и 500 м (соответственно) по направлению на юго-восток от жилого дома <адрес> в городе Новодвинске Архангельской области, что подтверждается копиями договора аренды от 12.09.2003, дополнительным соглашением к нему от 24.09.2009, а также копиями постановлений Главы МО «Город Новодвинск» от 24.09.2009 № 1106 и 1107.

16 мая 2011 года органом муниципального контроля - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Город Новодвинск» проведена согласованная прокуратурой г.Новодвинска проверка соблюдения ответчиком законодательства о благоустройстве.

В ходе проверки обнаружено незначительное захламление отходами прилегающей территории в радиусе 10 м (пластиковая тара, обрывки полиэтиленовой пленки, стеклянные бутылки), тем самым нарушены п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 4, п. 3 ст. 8 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск». ГПК «Южный плюс» выдано предписание, в том числе по отсутствию места временного накопления отходов.

1 июля 2011 года была проведена проверка выполнения предписания и установлено, что место временного накопления отходов ответчиком не организовано.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В силу п. 3 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В статье 13 Закона об отходах производства и потребления установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. Так, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Решением Совета депутатов МО «Город Новодвинск» от 21.02.2008 № 143 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск» (далее - Правила).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Правил граждане и организации обязаны обеспечить своевременную и качественную уборку и очистку земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами. Организацию уборки иных территорий осуществляет специализированная организация.

Статьей 4 Правил предусмотрено, что сбор и вывоз отходов и мусора осуществляются по контейнерной или бестарной системе в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами. Вывоз отходов и мусора из жилых домов и организаций осуществляется производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированной организацией. Для сбора отходов и мусора лица, указанные в части 1 статьи 3 Правил, организуют места временного накопления отходов, осуществляют их уборку и техническое обслуживание.

Под местами временного накопления отходов согласно статье 2 Правил понимается контейнерная площадка, контейнеры, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов.

В силу статьи 6 Правил расположение мест временного накопления отходов определяется производителями отходов по согласованию с мэрией в порядке, установленном мэром.

Постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 16.01.2012 № 22-па утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию расположения мест временного накопления отходов.

Вместе с тем, ответчик доказательств наличия на принадлежащих ему земельных участках мест временного накопления отходов, согласованных с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Город Новодвинск», суду не представил, доводы истца об отсутствии таких мест не опровергнул. В связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, поэтому в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета МО «Город Новодвинск» подлежит взысканию <данные изъяты> государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования администрации муниципального образования «Город Новодвинск» к Гаражно-потребительскому кооперативу «Южный плюс» об устранении нарушений в сфере благоустройства удовлетворить.

Обязать Гаражно-потребительский кооператив «Южный плюс» организовать места накопления отходов в районе земельных участков с кадастровыми номерами , .

Взыскать с Гаражно-потребительского кооператива «Южный плюс» в доход бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» <данные изъяты> государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                    А.Н. Поршнев

Мотивированное решение изготовлено 04.06.2012