О включении в стаж работы в районе крайнего Севера периодов трудовой деятельности и обязании произвести перерасчет размера пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера.



Дело № 2-977/2012                                                                                        30 июля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

при секретаре Хрущевой Ю.В.,

с участием истца Баймурзина Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Баймурзина Е.П. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области о включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов трудовой деятельности и обязании произвести перерасчет размера пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л:

Баймурзин Е.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (далее - Управление ПФР) об обязанни включить в трудовой стаж периоды работы в районе Крайнего Севера и обязании ответчика произвести перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера.

В обосновании иска указал, что работал в <данные изъяты>, неоднократно осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера. 19 июня 2012 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера в составе экипажа теплохода «<данные изъяты>». Своим решением ответчик отказал ему в таком перерасчете, в виду того, что территориальность трудовой деятельности членов экипажей морских судов определяется исходя из территориальной принадлежности судна. Считает, что период, когда судно, на котором он работал, совершало рейс с заходом в порт городов отнесенных к районам Крайнего Севера, должен быть учтен в стаж работы в районе Крайнего Севера для перерасчета базовой части трудовой пенсии по старости. В связи, с чем просит обязать ответчика включить в трудовой стаж периоды работы в районе Крайнего Севера с 23.08.1977 по 26.08.1977 и обязании ответчика произвести перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера.

В судебном заседании истец исковые требования в части обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии уточнил, просит обязать Управление ПФР произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии за работу в районе Крайнего Севера с 01.07.2012, на остальных требованиях настаивает.

Ответчик Управление ПФР извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направил, причин не явки суду не сообщил.

К участию в дело в качестве третьего лица привлечено ОАО «<данные изъяты>», которое в судебном заседании своего представителя не направило, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Суд, заслушав истца, третье лицо, исследовав письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании п.11 ст.14 указанного закона, лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено по материалам дела, истец с 25.02.1999 является получателем трудовой пенсии по старости, с 29.09.1971 по 20.05.2008 работал в <данные изъяты>.

Согласно данных о стаже, истец имеет более 25 лет страхового стажа и более 20 лет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

19 июня 2012 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера.

В обоснование периода работы в районе Крайнего Севера истцом была представлена архивная справка от 27.10.2011, согласно которой судно, на котором осуществлял работу истец с 23.08.1977 по 26.08.1977, находилась в порту города <данные изъяты>.

По решению от 20.06.2012 ответчиком было отказано истцу в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера.

Как следует из решения Управления ПФР причиной отказа в перерасчете истцу фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера, послужило то основание, что местом работы истца, как члена экипажа теплохода «<данные изъяты>» является местность, приравненная к районам Крайнего Севера, так как портом приписки указанного теплохода является г. Архангельск.

Указанный вывод органа ПФР суд находит обоснованным, так как одним из основных условий для установления фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном п.7 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (за работу в районах Крайнего Севера) и п.11 ст.14 этого же закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029 (с последующими изменениями) (далее - Перечень). Перечень является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Перечнем не предусмотрены моря и океаны и соответственно в целях пенсионного обеспечения они не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

На основании статей 29, 33 и 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно приобретает право плавания под Государственным Флагом Российской Федерации с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых портов Российской Федерации, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие основные документы.

Таким образом, законодательно закреплено, что территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки конкретного судна, являющегося местом выполнения трудовых обязанностей членов его экипажа.

Понятия «приписка» судна, «пункт приписки» судна, «порт приписки» судна были раскрыты Кодексом торгового мореплавания СССР, Правилами регистрации судов, эксплуатируемых на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.03.1993 № 18, Правилами регистрации судов в морских торговых портах, утвержденными Министерством морского флота СССР 14.07.1971, Правилами регистрации судов в морских рыбных портах, утвержденными Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 06.09.1972 №291, Правилами регистрации (приписки) судов, плавающих по внутренним судоходным путям РСФСР, и ведения судового реестра судоходными инспекциями Минречфлота, утвержденными Приказом Минречфлота РСФСР от 11.02.1972 № 16, и подразумевали регистрацию судна в соответствующих реестрах судов в судоходных инспекциях, а также в морских портах.

Портом приписки судна, на котором работал истец, как видно из сведений указанных в архивной справке ОАО «<данные изъяты>» от 27.10.2011, являлся г.Архангельск относящийся по Перечню к местности, приравненной к району Крайнего Севера.

В связи с этим при исчислении «северного» стажа работы лица, осуществлявшего трудовую деятельность в составе экипажа судна, находящегося в плавании, исходя из правоприменительной практики, сформированной с учетом позиции Минздравсоцразвития России, территориальность трудовой деятельности члена экипажа судна определяется исходя из территориальной принадлежности судна, то есть порта его приписки.

Такой порядок подсчета стажа работы улучшает пенсионные права истца, поскольку пенсия ему была назначена досрочно со снижением возраста за определенное количество календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, несмотря на то, что истец значительное время в период нахождения судна в рейсе находился на судне в морях и океанах, не отнесенных Перечнем ни к районах Крайнего Севера и ни к местности приравненной к ним.

Учитывая, что доказательства, представленные в материалы о порте приписки судна г.Архангельск стороной истца не опровергнуты, оснований для удовлетворения иска, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Баймурзину Е.П. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области о включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов трудовой деятельности и обязании произвести перерасчет размера пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера - отказать.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.

Председательствующий                                                                         А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 04 августа 2012 года.