Дело №2-167/2011 11 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Моруговой Е.Б.,
при секретаре Мартин Е.А.,
с участием помощника прокурора г.Новодвинска Агафоновой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архан-гельской области заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 14 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Новодвинск»,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Город Новодвинск» обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 14 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Новодвинск», принятого решением 12 сессии Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» третьего созыва от 22.02.2006 № 49. В обоснование указали, что пунктом 14 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» определены полномочия администрации муниципального образования «Город Новодвинск» по ведению реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования «Город Новодвинск» по итогам размещения заказов для муниципальных нужд. Вместе с тем, в силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ (в редакции от 3.11.2010) «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществление указанных полномочий относится к компетенции федераль-ного органа исполнительной власти, осуществляющего правопримени-тельные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской федерации, которым является Федеральное казначейство. В связи с чем, оспариваемый пункт Устава противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому должен быть признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель администрации и главы МО «Город Новодвинск» Кошелев В.Н. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указанное заявление поддержал.
Председатель Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» Жеганов А.Г. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявлением согласен.
Участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. заявление администрации МО «Город Новодвинск» поддержала.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С таким заявлением вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена его компетенция.
Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 16 Устава муниципального образования город Новодвинск» является органом местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что решением 12-й сессии Совета депутатов муниципального образования «город Новодвинск» третьего созыва от 22.02.2006 г. № 49 принят Устав муниципального образования «Город Новодвинск», который опубликован в газете «Новодвинский рабочий» № 36 от 10.06.2006 г.
Согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Таким образом, Устав, как и оспариваемое положение, носят нормативно-правовой характер, являются обязательными для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение. На момент рассмотрения спора они не отменены, не утратили силу, а, следовательно, являются действующими.
Муниципальные правовые акты в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пункт 14 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» определяет полномочия администрации муниципального образования «Город Новодвинск» по ведению реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования «Город Новодвинск» по итогам размещения заказов для муниципальных нужд.
Между тем, статьей 21 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» статья 18 Федерального закона от 21.05.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» изложена в новой редакции, согласно которой (часть 1) ведение реестра государст-венных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким органом, в силу пункта 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703, а также исходя из правовых норм Постановления Правительства РФ от 29.12.2010 г. № 1191, является Федеральное казначейство.
Исходя из изложенного, с 1 января 2011 года пункт 14 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Новодвинск», как допускающий возможность ведения администрацией МО «Город Новодвинск» реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования «Город Новодвинск» по итогам размещения заказов для муниципальных нужд, вступил в противоречие с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
То обстоятельство, что в настоящее время решением сессии Городского совета депутатов оспариваемая норма исключена из Устава, не имеет правового значения и основанием для отказа в удовлетворении требования администрации не является, поскольку на момент рассмотрения дела по существу внесенные в Устав изменения официально не опубликованы и не вступили в законную силу.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что Устав в указанной части вступил в противоречие с Федеральным законом в период его действия, что не исключает наличие возможных процедур по заключению контрактов, суд считает необходимым признать пункт 14 части 1 статьи 29 Устава недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствие со статьей 35 Федерального закона «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации муниципального образования «Город Новодвинск» удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 14 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Новодвинск», принятого решением 12-й сессии Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» третьего созыва от 22.02.2006 г. № 49.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий".
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Новодвинский городской суд.
Председательствующий- Е.Б. Моругова
Мотивированное решение
изготовлено 16 марта 2011 года