Дело № 2-233/2011 25 марта 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Моруговой Е.Б.,
при секретаре Мартин Е.А.,
с участием представителя заявителя Кошелева В.Н.,
прокурора Агафоновой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангель-ской области заявление главы муниципального образования «Город Новодвинск» об оспаривании представления прокурора города Новодвинска,
УСТАНОВИЛ:
Глава муниципального образования «Город Новодвинск» обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора. В обоснование заявления указал, что 3 марта 2011 г. ему поступило представление прокурора г.Новодвинска от 2 марта 2011 г. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, содержащее требования о принятии мер к разработке и утверждению нормативных правовых актовпо вопросам противодействия коррупции. Данное представление считает незаконным, поскольку принятие нормативных правовых актов в виде постановлений, указанных в представлении, к полномочиям главы муниципального образования «Город Новодвинск» не относится. Главой, как представителем нанимателя, в отношениях с муниципальными служащими администрации, в целях проведения мероприятий по противодействию коррупции приняты распоряжения, наличие которых, по его мнению, достаточно для проведения мероприятий по противодействию коррупции в администрации муниципального образований «Город Новодвинск». Полномочиями по регулированию данных вопросов в других органах местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск» глава не наделен.
В судебном заседании представитель главы МО «Город Новодвинск» Кошелев В.Н. заявление поддержал.
Участвующий в деле прокурор Агафонова И.П. возражает против удовлетворения заявления. Указала, что представление прокурора вынесено в соответствии со статьями 21 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» во исполнение задания прокуратуры Архангельской области.
Выслушав представителя заявителя, участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Материалами дела установлено, что прокурором города Новодвинска главе муниципального образования «Город Новодвинск» внесено представление от 02.03.2011 № 1-102 в/2011 об устранении нарушений законодательства.
Указанное представление содержит требование о принятии мер к разработке и утверждению следующих нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции:
перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
порядка предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
порядка деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Дополнительно в представлении поставлены вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона, об извещении прокурора о времени и месте рассмотрения представления и о сообщении прокурору информации о результатах рассмотрения данного представления.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определено, что при рассмотрении дел по существу суду надлежит выяснять имеет ли прокурор, представление которого оспариваются полномочия на его вынесение, соблюден ли порядок принятия представления, соответствует ли содержание требования прокурора требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хоты бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятого прокурором решения (совершения действия).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов указанных органов.
Согласно статье 9 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Право прокурора на внесение представлений об устранении нарушений закона предусмотрено статьей 24 данного Федерального закона.
Существом оспариваемого представления является требование прокурора к главе, как органу местного самоуправления, о принятии мер к разработке и утверждению нормативных правовых актов.
Согласно статье 40 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» глава в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Прокурор, предъявляя указанные требования, обосновывал их тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют, в частности, муниципальные правовые акты. Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" и Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящими Указами при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений, а также утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
По мнению прокурора, в нарушение указанных требований часть вопросов в области противодействия коррупции отрегулированы главой муниципального образования «Город Новодвинск» не нормативными правовыми актами, которыми являются постановления, а распоряжениями главы (мэра), не носящими нормативно-правовой характер. Кроме того, основные необходимые нормативные правовые акты в области противодействия коррупции администрацией не разработаны и не приняты.
Суд считает представление прокурора незаконным, а заявление Главы об оспаривании представления прокурора города Новодвинска подлежим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляет Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Однако, ни Федеральный закон "О противодействии коррупции", ни Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит перечень полномочий по противодействию коррупции и не относит данные полномочия к вопросам местного значения. Кроме того,полномочия по противодействию коррупции в качестве отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не передавались.
Так, в соответствии с положениями частей 1, 6 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты указанных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем) самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции.
В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Администрация муниципального образования «Город Новодвинск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 28 Устава МО «Город Новодвинск» на принципах единоначалия администрацией руководит глава муниципального образования.
Согласно статье 40 Устава муниципального образования «Город Новодвинск» по вопросам организации деятельности администрации муниципального образования глава издает распоряжения.
Главой муниципального образования «Город Новодвинск», как представителем нанимателя (работодателем) в отношениях с муниципальными служащими администрации муниципального образования «Город Новодвинск» (статья 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), в целях проведения мероприятий по противодействию коррупции приняты и применяются в администрации муниципального образования «Город Новодвинск»:
распоряжение от 05.02.2009 № 51-р «Об утверждении Порядка предостав-ления гражданами, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Город Новодвинск», сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей и сведений о выполнении иной оплачиваемой работы»;
распоряжение от 15.09.2009 № 417-р «Об утверждении Порядка уведомле-ния представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы в администрации муниципального образования «Город Новодвинск», к совершению коррупционных правонарушений»;
распоряжение от 04.10.2010 № 241-ра «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации муниципального образования «Город Новодвинск».
Полномочиями по регулированию данных вопросов в других органах местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск» глава муниципального образования «Город Новодвинск» не наделен.
При таких обстоятельствах, оспариваемое представление прокурора об обязывании главу муниципального образования «Город Новодвинск» принять меры к разработке и утверждению нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции нарушает компетенцию Главы и является незаконным.
В силу статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица (орган) устранить допущенное нарушение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление главы муниципального образования «Город Новодвинск» об оспаривании представления прокурора города Новодвинска удовлетворить.
Признать незаконным представление прокурора города Новодвинска об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 2 марта 2011 года, направленное главе муниципального образования «Город Новодвинск».
Обязать прокурора города Новодвинска устранить допущенное нарушение.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, а прокурором кассационного представления через Новодвинский городской суд.
Председательствующий - Е.Б. Моругова
Решение в окончательной форме
изготовлено 30 марта 2011 года