№ 5-19/2011. Ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ.



Дело №5-19/2011

Постановление

Город Новодвинск                                                         11 августа 2011 года

Судья Новодвинского городского суда Архангельской области Белоусов А.Л.,

при секретаре Сапроновой О.Г.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Мамедова А.М. о.,

старшего инспектора отделения УФМС России по Архангельской области в г.Новодвинске ФИО2,

рассмотрев административный материал о правонарушении по ст.20.25 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Мамедову А.Р. оглы разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.51 Конституции РФ. Права понятны, отводов не поступило.

ФИО2, ФИО3 разъяснены права, предусмотренные ст.25.6 КоАП РФ. Права понятны.

                                                         установил:

Мамедов А.Р. оглы, гражданин Республики Азербайджан, проживая в г. Новодвинске Архангельской области по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока временного пребывания на территории РФ, установленной ему до 20 июля 2011 года, уклоняется от выезда с территории Российской Федерации. Указанными действиями Мамедов А.Р. оглы умышленно допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Мамедов А.Р. оглы факт совершения правонарушения признал, пояснил, что проживает в городе Новодвинске без регистрации, с территории Российской Федерации должен был выехать в июле 2011 года. Ранее три раза привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, от выезда уклоняется. Близкими родственниками, имеющими гражданство Российской Федерации являются его гражданская жена ФИО3 и сын ФИО6, <данные изъяты>

          ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Мамедов А.Р. оглы имел временную регистрацию с 22.04.2011 года по 20.07.2011 года, однако после ее окончания привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, назначенное наказание в виде штрафа не исполнил, неоднократно предупреждался о необходимости выезда из РФ, от выезда уклоняется. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами.

          В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Вина Мамедова А.Р. оглы подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10 августа 2011 года, представленными в суд материалами, из которых следует, что 10 августа 2011 года в 19 часов 20 минут по адресу: <адрес> установлено, что Мамедов А.Р. оглы пребывает на территории Архангельской области в городе Новодвинске по адресу: <адрес> <адрес> 21 июля 2011 года по истечении определенного срока временного пребывания, уклоняется от выезда из Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия Мамедова А.Р. оглы подлежат квалификации по ст.18.8 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Санкция ч. 1 ст. 18.8 Кодекса в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод корреспондирует с международно-правовыми предписаниями, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1999 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.

В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, учитывая изложенное выше о месте и роли международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства.

На этом основании представляется, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В статье девятой указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

На этом основании представляется, что, по смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Из пояснений Мамедова А.Р. оглы и свидетеля ФИО3 в судебном заседании следует, что брак с ФИО3 у Мамедова А.Р. оглы не зарегистрирован, отцовство в отношении ребенка ФИО6 не установлено. Однако ФИО3 подтверждено в судебном заседании, что несовершеннолетний ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Мамедова А.Р. оглы, который принимает участие в содержании ребенка и является единственным источником существования ее и ребенка. Невозможность уплаты ранее наложенных на него санкций ФИО3 объяснила тем, что все заработанные Мамедовым А.Р. оглы денежные средства передаются им ей на содержание ее и сына. По пояснениям Мамедова А.Р. оглы, последний готов в ближайшее время добровольно уплатить наложенные на него ранее санкции и покинуть территорию РФ в добровольном порядке.

    В связи с чем, учитывая характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, наличие на его иждивении несовершеннолетнего ребенка, руководствуясь ст. 18.8 ч. 1, 29.12, ст. 29.9, ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Признать Мамедова А.М. о., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики Азербайджан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

.

       Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вынесения в Архангельский областной суд.

Судья                                                                                         А.Л.Белоусов


Разъяснено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель - УФК Минфина России (УФМС России по Архангельской области), расчетный счет 40101810500000010003, наименование банка получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901071427, КПП 290101001, ОКАТО 11415000000 наименование платежа: административный штраф.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.