решение по иску о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Александро - Невский 17 февраля 2011 года

Новодеревенский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Пучка В.В., с участием истца Симаковой О.И., представителя ответчика ГУ - Отдела ПФ РФ по Новодеревенскому району Рязанской области Васильева Ю.Г., при секретаре Борисовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новодеревенского районного суда Рязанской области гражданское дело по иску Симаковой О.И. к ГУ - Отделу пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Симакова О.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделу пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что <дата > обращалась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, длительное время осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. На момент обращения период педагогической деятельности составлял более 25 лет. Решением от <дата > за № ответчик отказал в назначении пенсии, мотивируя тем, что её стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей составляет 24 года 7 месяцев 6 дней. Считает, что пенсионный орган неправомерно исключил из периода её работы время обучения в педагогическом институте с <дата > по <дата > (1 год 1 месяц 22 дня), поскольку действовавшее на время её обучения законодательство предусматривало включение в стаж осуществления педагогической деятельности время учёбы. Просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 17 ноября 2010 г. Обязать ГУ - Отдел пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области включить в период осуществления педагогической деятельности время обучения в педагогическом институте с <дата > по <дата > (1 год 1 месяц 22 дня) Обязать ГУ - Отдел пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области назначить ей трудовую пенсию по старости с <дата >

В судебном заседании истец Симакова Р.И. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что на основании абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от <дата > №, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Она в период обучения в педагогическом институте была назначена на должность учителя математики на время прохождения педагогической практики со <дата > по <дата > в <данные изъяты>, затем продолжила обучение в педагогическом институте и после его окончания с <дата > работает учителем в <данные изъяты>, в связи с чем полагает, что имеет право на включении периода обучения в стаж и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В суде представитель ответчика ГУ - Отделу пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области Васильев Ю.Г. исковые требования Симаковой О.И. не признал, пояснив, что в тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Вследствие этого Положение, на нормы которого ссылается истец Симакова О.И., не подлежит применению. Кроме того, ссылка истца на данное Положение является несостоятельной ввиду того, что в нём чётко определено условие, которое необходимо для включения в стаж работы учителей времени обучения в педагогических учебных заведениях: если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Из трудовой книжки истца Симаковой О.И. следует, что поступлению в Рязанский педагогический институт педагогическая деятельность не предшествовала, что не даёт оснований для применения в отношении Симаковой О.И. условий вышеуказанного Положения.

Представитель третьего лица - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рязанской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно направленному в суд отзыву в исковых требованиях Симаковой О.И. просил отказать.

В силу ст. ст. 113, 116, 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, изучив доказательства по делу, суд находит, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам применяются следующие нормативно-правовые акты:

Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждён постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 применяется к периодам работы до 01.11.1999 г.

Список должностей, работа в которых засчитывается выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 (в ред. постановления Правительства РФ от 1.02.2001 г. № 79) применяется к периодам работы после 01.11.1999 г.

Список и Правила, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждения, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

С учётом этого обстоятельства и исходя из вышеприведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определяющей возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 1 января 2002 г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, в спорный период трудовой деятельности Симаковой О.И. надлежит руководствоваться следующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, был закреплён порядок зачёта в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Приказом Министерства Просвещения СССР от 05.01.1977 N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения», действовавшим до 16.05.1985 г., в Приложении № 6 утверждён порядок зачёта в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях, и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.

В соответствии с п. 3 данного Положения, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, что этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы. Лицам, не имевшим педагогического образования, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении продолжалась не менее учебного года, а в детских дошкольных учреждениях - не менее 10 месяцев.

В судебном заседании установлено, что Симакова О.И. в период с <дата > по <дата > обучалась в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> что следует из диплома №, выданного <дата >, и трудовой книжки №.

В период обучения в институте была принята на работу учителем на время прохождения педагогической практики со <дата > по <дата > в <данные изъяты>, после чего продолжила обучение в педагогическом институте до его окончания, что подтверждается трудовой книжкой истца.

Решением ГУ - Отдел пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области от <дата > № Симаковой О.И. отказано в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия 25-летнего стажа на соответствующих видах работ.

Из пенсионного дела Симковой О.И. следует, что на дату обращения <дата > стаж её педагогической деятельности в учреждениях для детей составил 24 года 7 месяцев 6 дней. При этом Симаковой О.И. обоснованно не было включено в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей время обучения в педагогическом институте с <дата > по <дата >

Как следует из взаимосвязанных норм п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и п. 3 приложения N 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утверждённой приказом Министерства просвещения СССР от 05 января 1977 N 2, был закреплён порядок зачёта в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведения. При этом время обучения в среднем специальном учебном заведении могло быть зачтено при учёте, что ему непосредственно предшествовала педагогическая деятельность, которая должна была составлять для лиц, не имевших педагогического образования, по основному месту работы в учебном заведении не менее учебного года. Симакова О.И. на момент поступления в Рязанский педагогический институт не имела педагогического образования. Учёбе истца в Рязанском педагогическом институте, проходившей в период с <дата > по <дата > педагогическая деятельность не предшествовала. С учётом вышеприведённых норм, работа истца в период прохождения педагогической практики с <дата > по <дата >, проходившая во время её обучения на дневном отделении педагогического института, без прерывания его, не влечёт за собой включение в специальный трудовой стаж истца периода обучения с <дата > по <дата >, который был продолжен истцом, как только закончилась её работа <дата > в период педагогической практики.

Таким образом, учитывая, что на <дата > у Симаковой О.И. её педагогический стаж не достиг 25 лет, как это предусмотрено п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на требуемую истцом Симаковой О.И. дату у государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области не было.

При таких обстоятельствах заявленные Симаковой О.И. исковые требования удовлетворения не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Симаковой О.И. к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ по Новодеревенскому району Рязанской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Рязанском областном суде через Новодеревенский районный суд Рязанской области в течение десяти суток со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья -