установление права собственности в порядке наследования



Гражданское дело № 2-247-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 г. п. Хомутово

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Бычковой Л.Н., с участием истца Тарасова А.И., третьих лиц Тарасовой О.Н., Подливахиной Т.Н., при секретаре Герасимовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Тарасова А.И. к Тарасовой О.Н. и Тарасовой Т.Н. о восстановлении срока для принятия наследства,

УСТАНОВИЛ:

Тарасов А.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что 22.02.1994 г. умерла его бабушка Тарасова А.П. После ее смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. После смерти Тарасовой А.П. в доме проживала ее дочь Тарасова А.И. – мать истца. Тарасова А.И. умерла 04.01.1999 г. Истец своевременно не мог обратиться с заявлением о принятии наследства, так как имел на момент смерти бабушки и матери несовершеннолетний возраст, проживал в интернате. Просит восстановить срок для принятия наследства и признать принявшим наследство.

В судебном заседании истец Тарасов А.И. уточнил исковые требования. Просит восстановить срок для принятия наследства и признать принявшим наследство в виде причитающейся ему доли на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> земельный участок, расположенный по тому же адресу. Пояснил, что его мать Тарасова А.И. после смерти Тарасовой А.П. фактически приняла наследство, так как проживала в доме и пользовалась имуществом умершей, однако оформить право на наследство не смогла, так как в связи с психическим заболеванием была помещена в психоневрологический интернат.

Представитель ответчика МИ ФНС России № 5 по Орловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Третьи лица Тарасова О.Н. и Подливахина (добрачная фамилия Тарасова) Т.Н. против восстановления срока для принятия наследства Тарасову А.И. не возражают. Пояснили, что они являются родными сестрами, истец – их двоюродный брат, Тарасова А.П. – их бабушка. После смерти Тарасовой А.П. наследниками являлись Тарасов Н.И. – их отец и Тарасова А.И. – мать истца. Тарасов Н.И. умер 24.10.1994 г., после смерти Тарасовой А.П. к нотариусу для оформления наследственных прав не обращался. Тарасова А.И. также не обращалась к нотариусу, так как была психически нездорова и была помещена в интернат, где умерла 04.01.1999 г. Опекун Тарасовой О.Н. и Тарасовой Т.Н. в их интересах обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и было заведено наследственное дело, однако свидетельства о праве на наследство они до настоящего времени не получили. Подливахина Т.Н. отказалась от причитающейся ей доли наследства в пользу Тарасова А.И., пояснила, что имеет свое жилье и данное наследственное имущество ей не нужно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Старостин И.Н. показал, что он является отцом Тарасова А.И., но свое отцовство в отношении него не устанавливал. Он проживал с Тарасовой А.И. в доме, принадлежащем ее матери, оказывал помощь в похоронах Тарасовой А.П. Так как периодически находился в местах лишения свободы, в доме проживал не постоянно. После смерти матери Тарасова А.И. проживала в доме и пользовалась имуществом умершей, но право на наследство не оформила, так как была помещена в психоневрологический интернат. Тарасов А.И. был несовершеннолетним, проживал в интернате и не смог своевременно оформить свои права на наследственное имущество.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы гражданского дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.

В судебном заседании установлено, что наследодатель Тарасова А.П. умерла 22.02.1994 г. (л.д. 5).

После ее смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома инвентарный номер 54:239:002:010145360 расположенного по адресу <адрес> (л.д. 39-44) и земельного участка кадастровый номер 57:20:0010206:20, расположенного по адресу <адрес> площадью 899 кв.м (л.д. 45-47).

Из ответа нотариуса на запрос суда следует, что к имуществу Тарасовой А.П. было заведено наследственное дело №; к имуществу Тарасовой А.И. наследственное дело не заводилось (л.д. 16).

Из наследственного дела к имуществу Тарасовой А.П. следует, что опекун несовершеннолетних Тарасовой О.Н. и Тарасовой Т.Н. обратилась к нотариусу с заявлением, в котором указала, что наследниками Тарасовой А.П. являются Тарасов Н.И. - отец несовершеннолетних Тарасовой О.Н. и Тарасовой Т.Н., который умер 24.10.1994 г. и Тарасова А.И. Наследственное имущество заключается в жилом доме с земельным участком. Просит выдать свидетельство о праве на наследство (л.д. 18).

Из свидетельства о смерти Тарасова Н.И. следует, что он умер 24.10.1994 г. (л.д. 20-об.), Тарасова А.И. умерла 04.01.1999 г. (л.д. 4).

Таким образом в судебном заседании установлено, что Тарасов Н.И. и Тарасова А.И. в соответствии со ст. 532 ГК РСФСР являлись наследниками Тарасовой А.П. по закону, но своевременно не обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Тарасова А.И. фактически приняла наследство, так как проживала в доме матери, что подтверждается показаниями свидетеля Старостина И.Н., ставить под сомнение которые у суда оснований не имеется, но своевременно не вступила в права наследования так как с 03.11.1994 г. находилась в Тельченском психоневрологическом интернате (л.д. 23).

Тарасова О.Н., Подливахина (Тарасова Т.Н.) и Тарасов А.И. являются внуками умершей Тарасовой А.П. (л.д. 3, 12, 20, 30).

В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

В судебном заседании установлено, что родители Тарасовой О.Н., Подливахиной (Тарасовой) Т.Н. и Тарасова А.И. на момент открытия наследства Тарасовой А.П. были живы, однако действий по принятию наследства не совершили, но как следует из наследственного дела были призваны к наследованию. Так как впоследствии Тарасов Н.И. и Тарасова А.И. умерли, их дети вправе наследовать доли, которые причитались бы ух умершим родителям. Тарасову Н.И. и Тарасовой А.И. причиталось по ? доле наследственного имущества, следовательно Тарасова О.Н. и Подливахина (Тарасова) Т.Н. наследуют поровну ? долю в наследственном имуществе, оставшемся после смерти Тарасова Н.И., Тарасов А.И. наследует ? долю наследственного имущества, оставшегося после смерти Тарасовой А.П.

Пропущенный Тарасовым А.И. срок для принятия наследства подлежит восстановлению, так как Тарасов А.И. на момент смерти Тарасовой А.П. был несовершеннолетним, воспитывался в интернате, что суд признает уважительными причинами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что наследниками имущества Тарасовой А.П. являются Тарасов А.И., который наследует ? долю, Подливахина (Тарасова) Т.Н. и Тарасова О.Н., которые наследуют по ? доли.

В соответствии с ч. 1 ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).

В судебном заседании Подливахина (Тарасова) Т.Н. отказалась в пользу Тарасова А.И. от своей доли в наследственном имуществе, в связи с чем Тарасов А.И. является наследником ? доли на жилой дом и земельный участок, Тарасова О.Н. является наследником ? доли на указанное имущество.

В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом, следовательно Тарасов А.И. приобретает долю (3/4) в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, в связи с чем его требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Тарасова О.Н. приобретает долю (1/4) в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тарасова А.И. удовлетворить.

Восстановить Тарасову А.И. срок для принятия наследства и признать его принявшим наследство в виде жилого дома инвентарный номер 54:239:002:010145360 расположенного по адресу <адрес> земельного участка кадастровый номер 57:20:0010206:20, расположенного по адресу <адрес> площадью 899 кв.м.

Признать за Тарасовым А.И. право общей долевой собственности (доля в праве ?) на жилой дом инвентарный номер 54:239:002:010145360 расположенный по адресу <адрес> земельный участок кадастровый номер 57:20:0010206:20, расположенный по адресу <адрес> площадью 899 кв.м.

Признать за Тарасовой О.Н. право общей долевой собственности (доля в праве ?) на жилой дом инвентарный номер 54:239:002:010145360 расположенный по адресу <адрес> земельный участок кадастровый номер 57:20:0010206:20, расположенный по адресу <адрес> площадью 899 кв.м.

Решение является основанием для государственной регистрации права.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Орловский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Л.Н. Бычкова