Дело № 2-487/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ с.Новичиха 23 декабря 2011 года Новичихинский районный суд Алтайского края в составе судьи Томаровского А.А., при секретаре Фоминой И.Н., с участием заместителя прокурора Новичихинского района Путилина А.А., представителя ответчика - Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Старченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району на решение мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года по иску прокурора Новичихинского района в интересах Кочковой Р.И. к Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району о взыскании в пользу Кочковой Р.И. недополученной компенсации в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новичихинского района обратился в суд в интересах Кочковой Р.И.с иском к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району о признании незаконными действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии и осязании ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки и обязании Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району производства выплат недополученной суммы компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки. При этом свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно ч. 1 ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Размер платы за коммунальные услуги, в силу положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пункт 4.35 Постановления Администрации Алтайского края от 19 января 2006 года №9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» указывает, что Управление устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах. Данные нормативы введены в действие с 01 января 2007 года. Кочкова Р.И. является ветераном труда и с ДД.ММ.ГГГГ пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года №61-ЗС. Материальный истец, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>. Прокурорской проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что квартира, в которой проживает Кочкова Р.И. является однокомнатной, оборудованной электросчетчиком и газовой плитой. В состав семьи истца входили, её сыновья -Г.В.Н. (до ДД.ММ.ГГГГ) и К.А.С.. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Таким образом, по мнению прокурора, при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кочковой Р.И., с учетом того, что его квартира не оборудована электроплитой и в однокомнатной комнатной квартире проживали три человека, должен был применён норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25 октября 2006 года., в размере 64 кВт/ч в месяц на одного человека,. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для жилых и многоквартирных домов». Данные нормативы введены в действие с 01 августа 2010 года. Пунктом 3 указанного выше Решения, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для многоквартирных домов, не оборудованных стационарными электрическими плитами, дифференцированные по количеству комнат в квартире и количеству проживающих в ней человек, при отсутствии лифтового оборудования. Согласно указанным нормативам Кочковой Р.И. с 01 августа 2010 года по настоящее время при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, должен применяться норматив потребления электроэнергии - 81 кВт/ч в месяц на одного человека, с учетом того, что квартира не оборудована электроплитой, и в 3-комнатной квартире проживают 2 человека. Однако, в ходе проведенной прокурором района проверки, было установлено, что при расчете мер социальной поддержки Кочковой Р.И., в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время за потребленную электрическую энергию применяется норматив потребления в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленный постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». Применение ответчиком указанного норматива потребления по электроснабжению незаконно и привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством. Руководствуясь изложенным выше, а так же требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» и Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденным постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126, прокурор попросил суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии и взыскании в пользу истца с Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району недополученной суммы компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки. Впоследствии, в ходе судебного разбирательства, прокурор уточнил исковые требования. При этом он отказался от части первоначально заявленных требований, в частности о признании незаконными действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению и взыскании с него в пользу истца денежной компенсации недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению, и ограничившись требованиями лишь к одному ответчику - к Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району, с которого попросил взыскать в пользу истца Кочковой Р.И., недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 313 рублей 33 копеек, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении. Решением мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года иск прокурора был удовлетворен в заявленном объеме, при этом с Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району в пользу истца Кочковой Р.И., была взыскана недополученная последним сумма компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 313 рублей 33 копеек. В апелляционной жалобе от ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району не согласившись с выводами мирового судьи, попросило отменить решение мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года как незаконное и необоснованное, и принять новое решение с привлечением в качестве надлежащего ответчика по заявленным исковым требованиям - ОАО «Алтайкрайэнерго». Привлечённое прокурором к участию в деле Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне так же, не согласившись с выводами решения мирового судьи изложенными в решении от 13 октября 2011 года, полагая взыскание не предоставленной льготы с Управления социальной защиты района невозможно в силу закона, в апелляционной жалобе попросило отменить судебное решение от 13 октября 2011 года с постановлением нового, об отказе в удовлетворении иска прокурора. В ходе судебного заседания по рассмотрению апелляционных требований ответчика, представителем Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району, требования апелляционной жалобы были изменены. При этом отказываясь от требований в части жалобы об отмене решение мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года, представитель ответчика попросила апелляционный суд лишь изменить его в части суммы компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считая взысканную судебным решением сумму в 331 рубль 33 копейки необоснованно завышенной и не соответствующей действительности. В обоснование заявленной позиции представитель Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Старченко Н.А. попросила суд приобщить расчет начисления льгот по ЕДК выполненный инженером по бытовым абонентам ОАО «Алтайкрайэнерго» Р.М.А., непосредственно занимающуюся вопросами исчисления денежного эквивалента мер социальной поддержки. Участвующий в ходе судебного рассмотрения апелляционной жалобы прокурор возразил против требований апелляционных жалоб и сообщил, что, по его мнению, решение мирового судьи законно и обоснованно, оснований к его отмене либо изменению нет. Произведенный прокурором расчет верен. Материальный истец Кочкова Р.И. и представитель Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явились. С учетом мнения сторон, исходя из имеющихся в деле заявлений, суд определил возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц по предоставленным доказательствам. Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, а так же приобщенный ответчиком к апелляционной жалобе материальный расчет, выполненный инженером по бытовым абонентам ОАО «Алтайкрайэнерго» Р.М.А., суд находит доводы апелляционной жалобы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В силу требований ст.327 ГПК РФ, рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. При этом суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценивая имеющиеся в деле, а так же дополнительно предоставленные доказательства. Новые требования, которые небыли предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Апелляционный суд не вправе выйти за пределы первоначально заявленных требований. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства полностью подтвержден и не оспаривается сторонами факт того, что материальный истец Кочкова Р.И. является ветераном труда и с 01 октября 2007 года пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года №61-ЗС. Материальный истец, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>. Квартира, в которой проживает Кочкова Р.И. является однокомнатной, оборудованной электросчетчиком и газовой плитой. В состав семьи истца входили, её сыновья -Г.В.Н. (до ДД.ММ.ГГГГ) и К.А.С.. Решением мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года иск прокурора был удовлетворен в заявленном объеме, при этом с Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району в пользу истца Кочковой Р.И., была взыскана недополученная последним сумма компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 313 рублей 33 копейки. Мировым судьей были исследованы все предоставленные в судебное заседание доказательства и правильно сделан вывод о том, что материальный истец -Кочкова Р.И. являясь ветераном труда имеет право на льготы при оплате услуг электроснабжения. Были обоснованно применены к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», в соответствии с которыми подлежат предоставлению ветеранам меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплат регламентирован «Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденными постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126. При этом установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации, а расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Выше названные Правила (п.16) устанавливают, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Таким образом, с 01 апреля 2008 года льготы предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в установленном порядке в денежной форме компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. При этом, в силу положений ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми применительно к рассматриваемым правоотношениям, нормативом потребления коммунальных услуг признается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии. В силу положений п. 8 ст.4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС, а так же пункта 15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно пункту 29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Размер компенсации определяется в результате взаимодействия органов социальной защиты населения и организаций-поставщиков услуг без участия граждан, которые являются получателями компенсации. Согласно пункту 33 Правил, средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Мировым судьей сделан правильный вывод о необходимости применения при расчете льгот нормативов потребления электрической энергии на территории Алтайского края, которые установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению». Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что при исчислении потребленной Кочковой Р.И. электроэнергии неправомерно был применен норматив потребления в 54 кВт в месяц на одного человека, установленный постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 208 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». Незаконное применение указанного выше норматива существенно уменьшает размер денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, предусмотренной действующим законодательством. Кочкова Р.И. обладает правом на получение соответствующей недополученной компенсации в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району как уполномоченный орган по назначению, определению размера и выплате компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае не исполнил свои полномочия в полном объеме, выплатив истцу компенсацию в меньшем размере, чем предусмотрено законом, с учетом действовавших нормативов на момент получения и оплаты истцом соответствующей коммунальной услуги и поэтому обязан выплатить истцу недополученную компенсацию. Указанное обстоятельство ответчиком - Управлением социальной защиты по Новичихинскому району, и привлеченным к участию в деле поставщиком услуг ОАО «Алтайкрайэнерго» в настоящее время в ходе судебного разбирательства не оспаривается. Вместе с тем, выводы мирового судьи относительно размера удовлетворенных требований апелляционный суд полагает необоснованными. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы судом были проанализированы доказательства и методика, на основании которых прокурором был выполнен расчет суммы недоначисленной льготы Кочковой Р.И.. В судебное заседание был предоставлен расчет выполненный инженером по бытовым абонентам ОАО «Алтайкрайэнерго», занимающимся указанными вопросами на предприятии - поставщике услуг. При этом, исходя из предоставленных доказательств и выполненного расчета апелляционный суд приходит к выводу, что размер денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению подлежащий выплате Управлением социальной защиты по Новичихинскому району Кочковой Р.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет не 313 рублей 33 копейки как указано в судебном решении первой инстанции, а 469 рублей 67 копеек. Суд полагает более правильным, соответствующим установленным в ходе судебного рассмотрения обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации расчет, произведенный организацией поставщиком услуг, который выполнен в соответствии с требованиями «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126 и Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению». На основании указанного суд полагает доводы апелляционных жалоб не обоснованными, а решение мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года по иску прокурора Новичихинского района в интересах Кочковой Раисы Иосифовны к Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району не подлежащим отмене, либо изменению. Согласно ст.ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения. Судебных издержек по делу нет. Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району и Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года оставить без удовлетворения, а решение мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 13 октября 2011 года по иску прокурора Новичихинского района в интересах Кочковой Р.И. к Управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району о взыскании в пользу Кочковой Р.И. недополученной компенсации в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 313 (триста тринадцати) рублей 33 копеек без изменения. Определение кассационному обжалованию не подлежит и вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Новичихинского районного суда Алтайского края А.А. Томаровский