Дело № 2-134/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Новичиха 15 июня 2011 года. Новичихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Томаровского А.А., при секретаре Фоминой И.Н., с участием помощника прокурора Новичихинского района Давыденко А.С., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Старченко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новичихинского района в интересах Барсукова ФИО9 к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии и возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» и на Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и выплате Барсукову А.В. недополученной суммы компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту прав Барсукова А.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» (далее ОАО) о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии и возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» и на Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району обязанности произвести перерасчет и выплатить Барсукову В.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства по соблюдению законности в социальной сфере было установлено, что житель <адрес> Барсуков А.В. является Ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ. В период с 2002 года (по данным похозяйственной книги администрации <адрес>) по настоящее время он проживает в <адрес>, в однокомнатной квартире, оборудованной двухкомфорочной электроплитой плитой «Мечта» (220 вольт). В соответствии с актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о составе семьи по указанному адресу с истцом указанное время проживает супруга -ФИО6. В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 4.35 постановления Администрации Алтайского края от 19 января 2006 года № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах. Данные нормативы введены в действие с 01 января 2007 года. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). По мнению прокурора, при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Барсукова А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был применяться норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25 октября 2006 года в размере 96 кВт/ч в месяц на 1 человека (с учетом электроплиты). Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для жилых и многоквартирных домов». При этом данные нормативы введены в действие с 01 августа 2010 года. Прокурор полагает, что согласно указанным нормативам в отношении Барсукова А.В.. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, должен применяться норматив потребления электроэнергии 322 кВт/ч в месяц на 1 человека, с учетом, что квартира оборудована электроплитой. Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Барсукову А.В. в рассматриваемый период времени за потребленную электрическую энергию применяется норматив потребления в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленный постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». При этом применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 54 кВт на 1 человека в месяц привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством, а как следствие нарушению прав ветерана труда. Руководствуясь изложенным выше, исходя из требований Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах», закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» прокурор просит в судебном порядке признать действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Барсукова А.В. в период с 1 января 2007 года по 10 июня 2011 года незаконными. При этом он просит обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Барсукову А.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с 1 января 2007 года по 31 июля 2010 года исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 96 кВт/ч. на одного человека в месяц, и за период с 1 августа 2010 года по 10 июня 2011 года исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 322 кВт/ч на одного человека в месяц. Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Барсукову А.В. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Кроме того он просит обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края соответственно выплатить Барсукову А.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету. Барсуков А.В. в судебное заседание по рассмотрению иска прокурора не явился, хотя надлежащим образом была уведомлен о времени и месту судебного разбирательства. В материалах дела имеется его письменное заявление, где с учетом его возраста и состояния здоровья рассмотреть иск в его отсутствие. Выслушав мнение сторон, суд, определил возможным разрешить дело в отсутствие Барсукова А.В. по предоставленным в судебное заседание материалам. Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району (далее УСЗН) Старченко Н.А., предоставив заявив возражение относительно заявленных требований сообщила, что, по мнению Управления, его действиями права Барсукова А.В. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг нарушены не были, а поэтому оно не может быть признано по иску надлежащим ответчиком, а может быть привлечено к участию в деле лишь в качестве третьего лица. Вместе с тем в остальной части требования прокурора направленные к организации-поставщику услуг УСЗН считает правомерными. Представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» ФИО7 направил в суд письменное возражение, в котором сообщил, что ответчик иск не признает, так как истцом пропущен срок исковой давности, требования истца о выплате истцу денежной компенсации не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. Кроме того, действующим договором энергоснабжения предусмотрен заявительных характер предоставления льгот. Данный порядок потребителем услуги был нарушен. Ответчик не был своевременно и надлежащим образом уведомлен потребителем о количестве комнат, в жилом помещении, занимаемом истцом, о количестве проживающих в них лиц. Вместе с тем данное обстоятельство является обязательным условием для расчета денежного эквивалента мер социальной защиты по оплате за электроэнергию. Не предоставлены эти сведения своевременно поставщику энергии и органами социальной защиты населения района. Вследствие изложенного вины ответчика в произошедшем нет. Ответчик готов произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной защиты по оплате за электроэнергию Барсукова А.В. для последующей передачи его в УСЗН при условии предоставления достоверной информации о количестве комнат истца и количестве проживающих в указанном жилом помещении лиц. Выслушав позицию лиц участвующих в судебном заседании, суд определил возможным рассмотреть иск в отсутствии представителя ответчика - ОАО «Алтайкрайэнерго», который был своевременно извещен о времени месте судебного рассмотрения иска. Выслушав пояснения каждой из участвующих в рассмотрении иска сторон и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. При этом суд исходит из ниже следующего… Из предоставленной в судебное заседание информации: удостоверения «Ветерана труда», акта прокурорской проверки, справки администрации Новичихинского сельсовета и договора об оказании услуг энергоснабжения следует, что Барсуков ФИО9 является Ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ. В период с 2002 года (по данным похозяйственной книги администрации Новичихинского района) по настоящее время он проживает в <адрес>, в однокомнатной квартире, оборудованной двухкомфорочной электроплитой плитой «Мечта». В соответствии с актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о составе семьи по указанному адресу с истцом указанное время проживает супруга -ФИО6. Услуги по обеспечению электроснабжения жилого дома оказывает ОАО «Алтайкрайэнерго», при этом в доме имеется электросчетчик. Энергоснабжающей организацией Барсукову А.В. производится определение мер социальной поддержки от величины норматива в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленного постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». Выплату компенсаций мер социальной поддержки осуществляет Управление социальной защиты по Новичихинскому району на основании предоставленных энергоснабжающей организацией реестров. В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. До принятия Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года №37-ЗС, согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закон Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года №37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. Согласно Правилам определения размера и выплаты компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденным постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации. В соответствии с п.п. 27,28 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг. В ходе судебного заседания установлено, что между ОАО «Алтайкрайэнерго», в лице его Рубцовского межрайонного отделения (Рубцовские МЭС) и Управлением социальной защиты населения Новичихинского района имеет место соглашение информационного обмена. В соответствии с указанным документом орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует списки льготополучателей и передает поставщику услуг. На основании указанного выше суд полагает неубедительной позицию ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго», что потребитель электроэнергии не исполняет условия договора энергоснабжения (п. 3.12) и что поставщик услуги не обладает официальной информацией о её правах - льготополучателя. В договоре энергоснабжения отсутствует требование о предоставлении потребителем поставщику электроэнергии сведений о количестве комнат в жилом помещении и лиц в них проживающих. В силу положений Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС он обязан извещать об изменениях в составе семьи, об изменении места жительства и др. основаниях предоставления мер социальной поддержки орган соцзащиты для последующего формирования реестра. Суд не может признать убедительным и довод ответчика - ОАО «Алтайкрайэнерго» о том, что собирание и аккумулирование информации о жилищном положении -количестве комнат потребителя услуги является только обязанностью органа социальной защиты. Обратное данному утверждению, закреплено в тесте имеющего место соглашения информационного обмена (раздел «формат сведений») в соответствии с п.28 которого данный учет ведет организация-поставщик услуг. Согласно указанного документа сведения о количестве проживающих в жилом помещении лиц и о членах семьи, пользующихся льготой предоставляется органом социальной защиты населения. Уполномоченные органы вправе проверять полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, в другие органы и организации (п.4 ст.7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС). Ненадлежащее исполнение требований законодательства органами социальной защиты и поставщиком услуг не может быть поставлено в вину потребителя -ветерана труда, а как следствие не может явиться основанием для отказа от реализации его прав на льготу. В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Указанное выше в своей совокупности позволяет сделать суду вывод об обоснованности позиций прокурора в признании действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Барсукова А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право. А поэтому ответчик действительно обязан произвести Барсукову А.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 96 кВт/ч. на одного человека в месяц ( с учетом наличия электроплиты), а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 322 кВт/час на одного человека в месяц (с учетом наличия электроплиты). ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит выплатить Барсукову А.В. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». При этом суд полагает не основанным на законе, а поэтому неприемлемым довод представителя ОАО «Алтайкрайэнерго» о пропуске срока исковой давности. Суд не может признать обоснованной и заслуживающей внимание позицию представителя УСЗН о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по иску. С учетом требований законодательства суд считает необходимым обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить Барсукову А.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету. На основании ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36. НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождается от уплаты госпошлины. Судом удовлетворены исковые требования прокурора в полном объёме, а поэтому с ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Барсукова ФИО9 удовлетворить. Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Барсукова ФИО9 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Барсукову ФИО9 перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 96 кВт/ч. на одного человека в месяц, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 322 кВт/ч. на одного человека в месяц. Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Барсукову ФИО9 денежную компенсацию недополученной скидки по оплате услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края соответственно выплатить Барсукову ФИО9 недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету. Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход бюджета МО «Новичихинский район» 200 рублей государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Новичихинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в описательной части, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Судья Новичихинского районного суда Алтайского края А.А. Томаровский