Дело № 2-129/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Новичиха 15 июня 2011 года. Новичихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Томаровского А.А., при секретаре Фоминой И.Н., с участием помощника прокурора Новичихинского района Давыденко А.С., представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Старченко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новичихинского района в интересах Банниковой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии и возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» и на Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и выплате Банниковой Г.В. недополученной суммы компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту прав Банниковой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» (далее ОАО) о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии и возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» и на Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району обязанности произвести перерасчет и выплатить Банниковой Г.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства по соблюдению законности в социальной сфере было установлено, что жительница <адрес> Банникова Г.В. является Ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и проживает с мужем ФИО5, с 2002 года в <адрес>, в трехкомнатном доме оборудованном газовой плитой. Квартира оборудована электросчетчиком. Вместе с истцом по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ проживала её мать -ФИО6, а до ДД.ММ.ГГГГ дочь -ФИО7 и внук - ФИО8. В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для жилых и многоквартирных домов». При этом данные нормативы введены в действие с 01 августа 2010 года. Прокурор полагает, что согласно указанным нормативам Банниковой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, должен применяться норматив потребления электроэнергии: -112 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трехкомнатном доме проживало пять человек, -129кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трехкомнатном доме проживало четыре человека, -205 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трехкомнатном доме проживает два человека. Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Банниковой Г.В. за потребленную электрическую энергию применяется норматив потребления в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленный постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». При этом применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 54 кВт на 1 человека в месяц привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством, а как следствие нарушению прав ветерана труда. Руководствуясь изложенным выше, исходя из требований Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах», закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» прокурор просит в судебном порядке признать действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Банниковой Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными. При этом просит обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Банниковой Г.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», в 112 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трехкомнатном доме проживало пять человек, в 129кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трехкомнатном доме проживало четыре человека, в 205 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трехкомнатном доме проживает два человека. Кроме того он просит обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края соответственно выплатить Банниковой Г.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету. Банникова Г.В. в судебное заседание по рассмотрению иска прокурора не явилась, хотя надлежащим образом была уведомлена о времени и месту судебного разбирательства. В материалах дела имеется её письменное заявление, где с учетом её возраста и состояния здоровья рассмотреть иск в её отсутствие. Выслушав мнение сторон, суд, определил возможным разрешить дело в отсутствие Банниковой Г.В. по предоставленным в судебное заседание материалам. Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району (далее УСЗН) Старченко Н.А., заявив возражение относительно заявленных требований сообщила, что, по мнению Управления, его действиями права Банниковой Г.В. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг нарушены не были, а поэтому оно не может быть признано по иску надлежащим ответчиком, а может быть привлечено к участию в деле лишь в качестве третьего лица. Вместе с тем в остальной части требования прокурора направленные к организации-поставщику услуг УСЗН считает правомерными. Представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явился, хотя ответчик был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав позицию лиц участвующих в судебном заседании, суд определил возможным рассмотреть иск в отсутствии представителя ответчика - ОАО «Алтайкрайэнерго», дважды не явившегося на заседание суда. Выслушав позицию лиц участвующих в судебном заседании, суд определил возможным рассмотреть иск в отсутствии представителя ответчика - ОАО «Алтайкрайэнерго». Выслушав пояснения каждой из участвующих в рассмотрении иска сторон и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. При этом суд исходит из ниже следующего… Из предоставленной в судебное заседание информации: удостоверения «Ветерана труда», акта прокурорской проверки, справки администрации Новичихинского сельсовета и договора об оказании услуг энергоснабжения следует, что звание «Ветеран труда» жительнице <адрес> края Банниковой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ, Истец с 2002 года (с учетом данных похозяйственной книги) проживает в <адрес> с мужем ФИО5, в трехкомнатном доме, оборудованном газовой плитой. Квартира оборудована электросчетчиком. Вместе с истцом по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ проживала её мать -ФИО6, и до ДД.ММ.ГГГГ дочь -ФИО7 и внук - ФИО8.Услуги по обеспечению электроснабжения жилого дома оказывает ОАО «Алтайкрайэнерго», при этом в доме имеется электросчетчик. Энергоснабжающей организацией Банниковой Г.В. производится определение мер социальной поддержки от величины норматива в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленного постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». Выплату компенсаций мер социальной поддержки осуществляет Управление социальной защиты по Новичихинскому району на основании предоставленных энергоснабжающей организацией реестров. В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. До принятия Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года №37-ЗС, согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закон Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года №37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. Согласно Правилам определения размера и выплаты компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденным постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации. В соответствии с п.п. 27,28 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг. В ходе судебного заседания установлено, что между ОАО «Алтайкрайэнерго», в лице его Рубцовского межрайонного отделения (Рубцовские МЭС) и Управлением социальной защиты населения Новичихинского района имеет место соглашение информационного обмена. В соответствии с указанным документом орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует списки льготополучателей и передает поставщику услуг. В договоре энергоснабжения отсутствует требование о предоставлении потребителем поставщику электроэнергии сведений о количестве комнат в жилом помещении и лиц в них проживающих. В силу положений Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС он обязан извещать лишь об изменениях в составе семьи, об изменении места жительства и др. основаниях для предоставления мер социальной поддержки орган соцзащиты для последующего формирования реестра. Собирание и аккумулирование информации о жилищном положении, в том числе о количестве комнат у потребителя услуги является обязанностью органа социальной защиты и ОАО «Алтайкрайэнерго». Данное обстоятельство закреплено в тесте имеющего место соглашения информационного обмена (раздел «формат сведений») в соответствии с п.28 которого данный учет ведет организация-поставщик услуг. Согласно указанного документа сведения о количестве проживающих в жилом помещении лиц и о членах семьи, пользующихся льготой предоставляется органом социальной защиты населения. При этом уполномоченные органы вправе проверять полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, в другие органы и организации (п.4 ст.7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС). Ненадлежащее исполнение требований законодательства органами социальной защиты и поставщиком услуг не может быть поставлено в вину потребителя -ветерана труда, а как следствие не может явиться основанием для отказа от реализации его прав на льготу. В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Указанное выше в своей совокупности позволяет сделать суду вывод об обоснованности позиций прокурора в признании действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Банниковой Г.В. в рассматриваемый период времени незаконными. Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право. А поэтому ответчик действительно обязан произвести Банниковой Г.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере: -112 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -129кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -205 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Суд не может признать обоснованной и заслуживающей внимание позицию представителя УСЗН о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по иску. С учетом требований законодательства суд считает необходимым обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить Банниковой Г.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету. На основании ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36. НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождается от уплаты госпошлины. Судом удовлетворены исковые требования прокурора в полном объёме, а поэтому с ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Банниковой Г.В. удовлетворить. Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Банниковой Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Банниковой Г.В. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере: -112 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -129кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -205 кВт/ч в месяц на 1 человека в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить Банниковой Г.В. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету. Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход бюджета МО «Новичихинский район» 200 рублей государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Новичихинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в описательной части, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Судья Новичихинского районного суда Алтайского края А.А. Томаровский