о признании нзаконным действий по применению норматива потребелния, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию



Дело № 2-132/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Новичиха                          14 июня 2011 года.

          Новичихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Томаровского А.А.,

при секретаре Фоминой И.Н.,

       с участием помощника прокурора Новичихинского района Давыденко А.С.,

       представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Старченко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новичихинского района в интересах Беляковой Е.С. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии и возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» и на Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и выплате Беляковой Е.С. недополученной суммы компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту прав Беляковой Е.С. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» (далее ОАО) о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии и возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» и на Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району обязанности произвести перерасчет и выплатить Беляковой Е.С. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства по соблюдению законности в социальной сфере было установлено, что жительница <адрес> Белякова Е.С. является Ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> С указанного времени она проживает одна в <адрес> в двухкомнатной квартире оборудованной газовой плитой. Квартира оборудована электросчетчиком.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.35 постановления Администрации Алтайского края от 19 января 2006 года № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах.

Данные нормативы введены в действие с 01 января 2007 года.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

       По мнению прокурора, при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении Беляковой Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был применяться норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25 октября 2006 года в размере 105 кВт/ч в месяц на 1 человека.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для жилых и многоквартирных домов». При этом данные нормативы введены в действие с 01 августа 2010 года.

Прокурор полагает, что согласно указанным нормативам Беляковой Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, должен применяться норматив потребления электроэнергии 161 кВт/ч в месяц на 1 человека, при условии, что квартира, в которой он проживает, не оборудована электроплитой, электрокотлом, водонагревателем, полом с электроподогревом.

Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Беляковой Е.С. за потребленную электрическую энергию применяется норматив потребления в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленный постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». При этом применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 54 кВт на 1 человека в месяц привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством, а как следствие нарушению прав ветерана труда.

Руководствуясь изложенным выше, исходя из требований Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах», закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» прокурор просит в судебном порядке признать действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Беляковой Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными. При этом просит обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Беляковой Е.С. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 105 кВт/ч. на одного человека в месяц, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 161 кВт/час на одного человека в месяц.

Кроме того он просит обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края соответственно выплатить Беляковой Е.С. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

Белякова Е.С. в судебное заседание по рассмотрению иска прокурора не явилась, хотя надлежащим образом была уведомлена о времени и месту судебного разбирательства. В материалах дела имеется её письменное заявление, где с учетом её возраста и состояния здоровья рассмотреть иск в её отсутствие. Выслушав мнение сторон, суд, определил возможным разрешить дело в отсутствие Беляковой Е.С. по предоставленным в судебное заседание материалам.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району (далее УСЗН) Старченко Н.А., предоставив в суд письменное возражение относительно заявленных требований сообщила, что, по мнению Управления, его действиями права Беляковой Е.С. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг нарушены не были, а поэтому оно не может быть признано по иску надлежащим ответчиком, а может быть привлечено к участию в деле лишь в качестве третьего лица. Вместе с тем в остальной части требования прокурора направленные к организации-поставщику услуг УСЗН считает правомерными.

Представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» ФИО5 направил в суд заявление с просьбой рассмотреть иск в его отсутствие и письменное возражение, в котором сообщил, что ответчик иск не признает, так как истцом пропущен срок исковой давности, требования истца о выплате истцу денежной компенсации не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. Кроме того, действующим договором энергоснабжения предусмотрен заявительных характер предоставления льгот. Данный порядок потребителем услуги был нарушен. Ответчик не был своевременно и надлежащим образом уведомлен потребителем о количестве комнат, в жилом помещении, занимаемом истцом, о количестве проживающих в них лиц. Вместе с тем данное обстоятельство является обязательным условием для расчета денежного эквивалента мер социальной защиты по оплате за электроэнергию. Не предоставлены эти сведения своевременно поставщику энергии и органами социальной защиты населения района. Вследствие изложенного вины ответчика в произошедшем нет. Ответчик готов произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной защиты по оплате за электроэнергию Беляковой Е.С. для последующей передачи его в УСЗН при условии предоставления достоверной информации о количестве комнат истца и количестве проживающих в указанном жилом помещении лиц.

Выслушав позицию лиц участвующих в судебном заседании, суд определил возможным рассмотреть иск в отсутствии представителя ответчика - ОАО «Алтайкрайэнерго».

Выслушав пояснения каждой из участвующих в рассмотрении иска сторон и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. При этом суд исходит из ниже следующего…

Из предоставленной в судебное заседание информации: удостоверения «Ветерана труда», акта прокурорской проверки, справки администрации Новичихинского сельсовета и договора об оказании услуг энергоснабжения следует, что звание «Ветеран труда» жительнице <адрес> края Беляковой Е.С. присвоено в ДД.ММ.ГГГГ (удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ). Ранее Белякова проживала в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ она проживает одна в <адрес>, в двухкомнатной квартире оборудованной газовой плитой. Квартира оборудована электросчетчиком. Услуги по обеспечению электроснабжения жилого дома оказывает ОАО «Алтайкрайэнерго», при этом в доме имеется электросчетчик.

Энергоснабжающей организацией Беляковой Е.С. производится определение мер социальной поддержки от величины норматива в размере 54 кВт/ч в месяц на 1 человека в месяц, установленного постановлением Главы администрации Новичихинского района от 12 августа 2008 года № 318 «Об утверждении нормативов отдельных видов коммунальных услуг и стоимости твердого топлива». Выплату компенсаций мер социальной поддержки осуществляет Управление социальной защиты по Новичихинскому району на основании предоставленных энергоснабжающей организацией реестров.

В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

До принятия Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года №37-ЗС, согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закон Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года №37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

В соответствии со ст. 2, ч.ч. 7-9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

      Согласно Правилам определения размера и выплаты компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденным постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации. В соответствии с п.п. 27,28 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг.

В ходе судебного заседания установлено, что между ОАО «Алтайкрайэнерго», в лице его Рубцовского межрайонного отделения (Рубцовские МЭС) и Управлением социальной защиты населения Новичихинского района имеет место соглашение информационного обмена. В соответствии с указанным документом орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует списки льготополучателей и передает поставщику услуг. На основании указанного выше суд полагает неубедительной позицию ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго», что потребитель электроэнергии в лице Беляковой Е.С. не исполняет условия договора энергоснабжения (п. 3.12) и что поставщик услуги не обладает официальной информацией о её правах - льготополучателя. В договоре энергоснабжения отсутствует требование о предоставлении потребителем поставщику электроэнергии сведений о количестве комнат в жилом помещении и лиц в них проживающих. В силу положений Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС он обязан извещать об изменениях в составе семьи, об изменении места жительства и др. основаниях предоставления мер социальной поддержки орган соцзащиты для последующего формирования реестра.

Суд не может признать убедительным и довод ответчика - ОАО «Алтайкрайэнерго» о том, что собирание и аккумулирование информации о жилищном положении -количестве комнат потребителя услуги является только обязанностью органа социальной защиты. Обратное данному утверждению, закреплено в тесте имеющего место соглашения информационного обмена (раздел «формат сведений») в соответствии с п.28 которого данный учет ведет организация-поставщик услуг. Согласно указанного документа сведения о количестве проживающих в жилом помещении лиц и о членах семьи, пользующихся льготой предоставляется органом социальной защиты населения.

Уполномоченные органы вправе проверять полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, в другие органы и организации (п.4 ст.7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС). Ненадлежащее исполнение требований законодательства органами социальной защиты и поставщиком услуг не может быть поставлено в вину потребителя -ветерана труда, а как следствие не может явиться основанием для отказа от реализации его прав на льготу. В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.          

Указанное выше в своей совокупности позволяет сделать суду вывод об обоснованности позиций прокурора в признании действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Беляковой Е.С. в рассматриваемый период времени незаконными. Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право. А поэтому ответчик действительно обязан произвести Беляковой Е.С. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 105 кВт/час на одного человека в месяц, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 161 кВт/ч. на одного человека в месяц.

При этом суд полагает не основанным на законе, а поэтому неприемлемым довод представителя ОАО «Алтайкрайэнерго» о пропуске срока исковой давности.

Суд так же не может признать обоснованной и заслуживающей внимание позицию представителя УСЗН о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по иску. С учетом требований законодательства суд считает необходимым обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить Беляковой Е.С. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

На основании ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36. НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождается от уплаты госпошлины. Судом удовлетворены исковые требования прокурора в полном объёме, а поэтому с ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

       Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Беляковой Е.С. удовлетворить.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Беляковой Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Беляковой Е.С. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 105 кВт/ч. на одного человека в месяц, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по Государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 161 кВт/ч. на одного человека в месяц.

Обязать Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району Алтайского края выплатить Беляковой Е.С. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход бюджета МО «Новичихинский район» 200 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Новичихинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в описательной части, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Новичихинского районного суда      

Алтайского края

                                                                                                  А.А. Томаровский