Дело № 2-253/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Новичиха 12 сентября 2011 года. Новичихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Томаровского А.А., при секретаре Фоминой И.Н., с участием помощника прокурора Новичихинского района Давыденко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новичихинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Десятилетского сельсовета Новичихинского района о возложении обязанности по согласованию со структурным подразделением ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» и утверждению в установленном порядке Дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании Десятилетский сельсовет, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Десятилетского сельсовета Новичихинского района о возложении обязанности по утверждению и согласованию со структурным подразделением ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» в установленном порядке Дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании Десятилетский сельсовет. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе, проведенной в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей, прокуратурой района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог, были выявлены нарушения в соответствии состояния автомобильных дорог МО «Десятилетский сельсовет» правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. На основании указанного, руководствуясь требованиями Конституции РФ, Федерального Закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», положениями Указа Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае», а так же Уставом муниципального образования «Десятилетский сельсовет Новичихинского района», считая, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке Дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор попросил суд обязать Администрацию Десятилетского сельсовета Новичихинского района Алтайского края утвердить и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» в установленном порядке Дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «Десятилетский сельсовет». В судебном заседании представитель прокуратуры Новичихинского района Давыденко А.С.поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в исковом заявлении, и изменив их, попросил суд обязать ответчика разработать и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский», а потом утвердить в установленном порядке Дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Десятилетский сельсовет. Установить ответчику срок исполнения указанных требований до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика - Глава Администрации Десятилетского сельсовета Новичихинского района Букреева Т.Н. в судебное заседание не явилась, попросив рассмотреть иск в её отсутствие, в телефонограмме сообщила, что заявленные прокурором исковые требования признает в полном объёме, и просит рассмотреть иск в её отсутствие. Выслушав требования прокурора, изучив позицию представителя ответчика по заявленным требованиям и материалы дела, учитывая мнение сторон, суд приходит к следующему… Статьей 17 Конституции РФ, вРоссийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. При этом, в силу ст. 20 Основного закона, каждый имеет право на жизнь, в силу ст. 41- каждый имеет право на охрану здоровья. В ст.24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). Согласно п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статья 3 данного закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильных дорог подразумевает по собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», положениями Устава муниципального образования «Десятилетский сельсовет Новичихинского района», в том числе регулирующими полномочия Администрации сельсовета, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст. 21 указанного Закона). Статья 30 ФЗ № 196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Пункт 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае" устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке Дислокацией. Согласно п. 1 Приказа МВД РФ от 08 июня 1999 года № 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из изложенного выше следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что муниципальным образованием Десятилетский сельсоветДислокация дорожных знаков в установленном порядке не разработана, не согласована и не утверждена. При этом прокурору ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» и Главой Десятилесткого сельсовета представлена информация, согласно которой на территории администрации Десятилетского сельсовета Дислокация дорожных знаков не утверждалась и не согласовывалась. Данная информация ответчиком не оспаривается. Таким образом, суд считает, что в рассматриваемом случае, бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке Дислокации дорожных знаков действительно нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, и представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Статьёй 173 ГПК РФ предусмотрено, что суд разъясняет ответчику последствия признания иска, и при принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В судебном заседании представителем ответчика, правомочия которого проверены судом, признаны заявленные прокурором исковые требования в полном объёме. Судом ответчику разъяснены и ему понятны последствия признания им иска, закреплённые в ст.173 ГПК РФ. Поскольку признание ответчиком иска при указанных обстоятельствах не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, оно подлежит принятию судом. Таким образом, исковые требования, заявленные прокурором Новичихинского района, подлежат удовлетворению. На основании ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36. НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц освобождается от уплаты госпошлины. Судом удовлетворены уточненные исковые требования прокурора в полном объёме. В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков также освобождаются от уплаты госпошлины, в связи, с чем госпошлина с администрации Десятилетского сельсовета Новичихинского района Алтайского края, взысканию не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Принять признание администрации Десятилетского сельсовета Новичихинского района иска прокурора. Исковые требования прокурора Новичихинского района Алтайского края к Администрации Десятилетского сельсовета Новичихинского района о возложении обязанности по разработке, согласованию со структурным подразделением ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» и утверждению в установленном порядке Дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании Десятилетский сельсовет, удовлетворить. Обязать администрацию Десятилетского сельсовета Новичихинского района Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский», и утвердить в установленном порядке Дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Десятилетский сельсовет. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы или представления через Новичихинский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения. Судья Новичихинского районного суда Алтайского края А.А. Томаровский