Дело № 2-47/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Новичиха 5 апреля 2011 года
Новичихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Томаровского А.А.,
при секретаре Фоминой И.Н.,
с участием заместителя прокурора Новичихинского района Путилина А.А.,
представителя ответчика Козина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новичихинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Меркурий» Новичихинского района о признании незаконным бездействия и, о понуждении к совершению действий направленных на соблюдение норм экологического контроля по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новичихинского района Алтайского края обратился в районный суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Меркурий» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий направленных на соблюдение норм экологического контроля по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе произведенной прокуратурой Новичихинского района Алтайского края проверки соблюдения субъектами предпринимательства в Новичихинском районе Алтайского края законодательства РФ об отходах производства и потребления, было установлено, что ООО «Меркурий» Новичихинского района своевременно не предоставило в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год. Данное обстоятельство подтверждается справкой индивидуального предпринимателя и письмом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Проверкой установлено, что ООО «Меркурий» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в 2006 году. Основным видом предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя является розничная торговля продуктами питания и хозяйственными товарами.
Согласно предоставленной информации численность работников ООО «Меркурий» составляет <данные изъяты> человек. Средняя выручка от реализации продукции в 2010 году составила <данные изъяты> рублей. В связи с производством продаж на указанном предприятии образуются ТБО в размере около 15 куб.м. в год, подлежащие утилизации в установленном законодательством РФ порядке.
Таким образом, в силу п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008года), ООО «Меркурий» обязано было предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, однако данную обязанность добровольно не исполнило.
На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным бездействие ООО «Меркурий» по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год и обязать ответчика предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 г. в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.
В ходе судебного разбирательства исковые требования поддержаны в полном объеме. При этом прокурор попросил установить ответчику срок для исполнения требований законодательства до 5 мая 2011 года.
Представитель ответчика Козин Е.В., директор ООО «Меркурий», иск прокурора признал и сообщил, что отчетные документы находятся на стадии подготовки. Нарушение законодательства будет устранено до 5 мая 2011 года.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не прибыл, направив в суд письменный отзыв в котором поддержал заявленные исковые требования и попросил рассмотреть иск в его отсутствие. Так как возражений против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица от сторон не последовало, то суд определил возможным рассмотреть иск в его отсутствие.
Выслушав позицию сторон и изучив предоставленные в судебное заседание материалы суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1,2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с п.3 ст. 18 названного закона субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 556 установлены следующие предельные значения выручки:
для микропредприятий - 60 млн. рублей;
для малых предприятий - 400 млн. рублей;
для средних предприятий - 1000 млн. рублей.
В ходе прокурорской проверкой установлено, что основным видом предпринимательской деятельности ООО «Меркурий» является реализация продовольственных и промышленных товаров. ООО осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленной в суд информации численность работников ООО «Меркурий» составляет <данные изъяты> человек, средняя выручка от реализации продукции в 2010 году составила <данные изъяты> рублей. Таким образом, ООО «Меркурий» отнесено к категории микропредприятий.
Судом установлено, что в результате деятельности указанного выше объекта предпринимательской деятельности образуются отходы около 15 куб.м., что следует из представленной справки, а также характера осуществляемой деятельности по производству и реализации сельхозпродукции. Таким образом, в силу п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 года), ООО «Меркурий» действительно обязано предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
В соответствии с п. 8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16 февраля 2010 года № 30, отчетность включает:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
Согласно п. 4 и п. 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16 февраля 2010 года № 30 отчетным периодом является календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, за 2010 год указанная отчетность в силу п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании и обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года № 30 должна была быть предоставлена ОАО 2Мельниково» до 15 января 2011 года. В п. 3 Порядка закреплено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы
Однако на основании Указа Президента от 23 июня 2010 года № 780 функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
Согласно письму Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 26 октября 2010 года № 2601, Управление в настоящее время осуществляет полномочия по принятию и контролю отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, указанную отчетность необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
В ходе анализа предоставленных в суд документальных данных, а так же пояснений сторон судом установлено, что ООО «Меркурий» до настоящего времени не предоставило указанную отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. Исковые требования ответчиком признаны в полном объеме. Предложенный к устранению нарушения месячный срок суд полагает приемлемым и обоснованным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению в заявленном объеме.
В силу положений ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В виду удовлетворения иска с ответчика подлежит удержанию государственная пошлина в размере установленном действующим Налоговым кодексом РФ, а именно 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание ООО «Меркурий» иска.
Иск прокурора Новичихинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Меркурий» по не предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год.
Обязать ООО «Меркурий» в месячный срок, т.е. до 5 мая 2011 года, предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.
Взыскать с ООО «Меркурий» в пользу бюджета МО «Новичихинский район» пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новичихинский районный суд в течение 10 дней с момента провозглашения судебного решения.
Председательствующий
Судья Новичихинского районного суда
Алтайского края Томаровский А.А.