№1-31/2011 приговор в отношении Дерипапа Т.А.



ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

гор. Новочеркасск20 января 2011 года.Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области В.А. Дорофеев, с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Слабинской В.А., подсудимой Дерипапа Т.А., защитника - адвоката Соломенниковой Л.Н. представившей удостоверение № и ордер № 886, при секретаре Аламахиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Дерипапа Т.А., <данные изъяты>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.293 ч. 1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Дерипапа Т.А., работая согласно приказу №л/с от <дата> начальником отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, являлась должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, в соответствии с которыми была обязана проводить проверки по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее ККТ) и полноты оприходования выручки, полученной с применением ККТ; планировать и организовывать проведение проверок по вопросам соблюдения законодательства о применении ККТ. В период времени с 14 февраля 2008 года по 20 октября 2008 года Дерипапа Т.А., в соответствии со своими должностными полномочиями, поручала подчиненным ей сотрудникам отдела проводить проверки соблюдения законодательства о применении ККТ, по результатам которых были составлены акты проверок и протоколы об административных правонарушениях в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

кафе «<данные изъяты>» - акт № проверки выполнения Закона РФ от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт» от <дата>, протокол № об административных правонарушениях от <дата>;

общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «<данные изъяты>» - акт № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от <дата>; протоколы № и № об административных правонарушениях от <дата>;

ИП <данные изъяты> - акт № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от <дата>, протокол № об административных правонарушениях от <дата>.

Однако после поступления к ней указанных материалов Дерипапа Т.А. в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе не передала материалы административных проверок руководству МИФНС РФ <данные изъяты> для вынесения постановления о назначении административного наказания, что следует из её должностных обязанностей, и в указанный период времени данные материалы находились без принятого решения в рабочем кабинете отдела оперативного контроля, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, так как указанные хозяйствующие субъекты не были привлечены к административной ответственности.

Подсудимая Дерипапа Т.А. не признала себя виновной по предъявленному обвинению и отказалась от дачи показаний.

В период следствия Дерипапа Т.А. полностью признавала свою вину и отказывалась от дачи показаний по обвинению (т. 4 л.д. 193-194).

Для проверки изложенных обстоятельств дела, обоснованности и доказанности квалификации её действий суд допросил в судебном заседании свидетелей и исследовал представленные в деле письменные документы.

Так, свидетель Б.Е.Н. показала, что она работает в должности <данные изъяты> МИФНС России <данные изъяты> области с мая 2005 года по настоящее время. В круг ее служебных обязанностей входит кураторство отделов работы с налогоплательщиками №1 и №2, отдел оперативного контроля, отдел выездных проверок, и отдел камеральных проверок. Кураторством указанных отделов она занималась в период с июня 2009 года по апрель 2010 года. С апреля 2010 года на время отсутствия П.Е.А. она выполняет и её должностные обязанности в части оперативного контроля отделов выездных и камеральных отделов №1, отдела урегулирования задолженности. Начальником отдела оперативного контроля является Дерипапа Т.А. Может пояснить, что проверки по контролю за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетом и (или) расчетом с использованием платежных карт», в данном законе прописано, что контроль осуществляют налоговые органы. Кроме этого закона налоговыми органами разработаны рекомендации по применению указанного закона. На практике и в соответствии с законом проверки проводятся в следующем порядке: на каждый месяц составляется план график для проведения проверок на ведомственной территории, ранее составлялись квартальные планы. Планы составляются исходя из того, где проверки не проводились более двух лет, а также в местах, где проверки уже проводились и были выявлены недостатки. План составляет начальник отдела или закрепленное лицо, после чего план утверждается у руководителя или у заместителя, обычно у нее. Далее выписываются поручения на проверку, а именно в день проведения проверки, обычно утром, она или другой заместитель подписывают поручения. В поручении указывается наименование проверяемых лиц и адрес, фамилии имя отчество инспекторов и должность и указывается ответственный инспектор. Далее поручение регистрируется в журнале регистрации поручений, после чего сотрудники отдела оперативного контроля осуществляют проверку. Проверка проводится сотрудниками самостоятельно, в случаи если выявляются нарушения применения ККТ, то собирается доказательная база о совершенном административном правонарушении, на основе предъявленных для проверки документов, о произведенных наличных расчетах. Факт нарушения законодательства о ККТ отражается в акте проверки, который составляется проверяющими на месте проверки. При наличии на месте проверки ответственных должностных лиц, там же составляется и протокол об административном правонарушении, при этом протоколам присваивается номер, который инспекторами согласовывается с начальником отдела. В случае отсутствия должностных лиц на месте проверки это указывается в акте, и лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, приглашают в инспекцию для составления протокола, время и место вписывается в акт. После возвращения с проверки акты проверок регистрируются в журнале регистрации актов, после чего акт и административный материал проверяется начальником отдела, при отсутствии замечаний они формируют дело и передают со служебной запиской в юридический отдел, в котором проверяется наличие доказательной базы, и принимается решение о вынесении постановления по делу об административном правонарушении, там же эти постановления и составляются. Постановления о привлечении к административной ответственности подписываются руководителем инспекции. Каждый понедельник у них собирается административная комиссия, на которой вручаются протоколы. Может пояснить, что всю ответственность за делопроизводство несет начальник отдела оперативного контроля. Как могло получиться, что в отделе были обнаружены протоколы административных правонарушений, по которым не были приняты решения, - она пояснить не может. По факту обнаружения поручений на проверку, в которых не были указаны организации, сроки проверки, адреса, но которые были подписаны ею, она может пояснить следующее: бывают случаи проведения рейдовых проверок, когда выявляются организации и предприниматели, осуществляющие денежные расчеты без применения ККТ, то есть ККТ не зарегистрирована и не применяется. Такие поручения использовались в тех случаях, когда на том или ином месте находился предприниматель или организация с адресом, не соответствующим адресу, который указывался при регистрации ККТ.

Свидетель М.С.С. показала, что в период времени с 2007 года по 2009 год она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляла торговую деятельность по продаже непродовольственных товаров. Для осуществления предпринимательской деятельности она арендовала помещение в торговом центре «Южный», расположенном по адресу: г. Новочеркассу, ул. Московская, 1/90. 14 февраля 2008 года к ней в магазин пришли сотрудники налоговой инспекции, которые предъявили служебные удостоверения, были ли у них поручения на проверку она пояснить не может, так как не помнет, и стали осуществлять проверку её торговой деятельности. В ходе проверки они выявили нарушения, а именно: у неё отсутствовала комната для хранения денежных средств, то есть у неё не была оборудована касса и металлический ящик для хранения денежных средств. По данном факту сотрудниками налоговой инспекции в отношении неё был составлен протокол об административном правонарушении. С данным протоколом она была ознакомлена, после чего сотрудники налоговой инспекции предоставили требование о предоставлении бухгалтерских документов, и ушли. Далее в налоговую инспекцию ею были предоставлены необходимые документы, а именно копии кассовых книг. После этого её в налоговую больше не вызывали, к административной ответственности её не привлекали, и никаких штрафов она не оплачивала.

Свидетель С.С.Г. показала, что она работает в должности <данные изъяты> МИФНС России <данные изъяты> с 01 января 2010 года. До этого она работала в должности <данные изъяты> с 01 апреля 2009 года по настоящее время. В круг ее служебных обязанностей в должности <данные изъяты> входило регистрация и учет контрольно-кассовой техники, проверка по вопросу применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности, проверка по вопросу оприходования выручки. В период ее работы в должности <данные изъяты> начальником отдела оперативного контроля была Дерипапа Т.А., она и по настоящее время возглавляет этот отдел. Может пояснить, что проверки по контролю за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетом и (или) расчетом с использованием платежных карт», в данном законе прописано, что контроль осуществляют налоговые органы. Кроме этого закона налоговыми органами разработаны рекомендации по применению указанного закона. На практике и в соответствии законом проверки проводятся в следующем порядке: на каждый месяц составляется план график для проведения проверок на ведомственной территории, ранее составлялись квартальные планы. План составляет начальник отдела, после чего план утверждается у руководителя или у заместителя. Далее выписываются поручения на проверку, которые технически, а именно печатает на компьютере начальник отдела Дерипапа Т.А. В день проведения проверки, обычно утром, заместитель руководителя подписывает поручения обычно это делает Б.Е.Н. В поручении указывается наименование проверяемых лиц и адрес, фамилии имя отчество инспекторов и должность и указывается ответственный инспектор. Поручения выписываются в соответствии с планом. Далее поручение регистрируется в журнале регистрации поручений, это также делает начальник отдела или зам начальника в её отсутствии, после чего сотрудники отдела оперативного контроля указанные в поручении осуществляют проверку. Проверка проводится сотрудниками самостоятельно, в случаи если выявляются нарушения применения ККТ, то собирается доказательная база о совершенном административном правонарушении, на основе предъявленных для проверки документов, о произведенных наличных расчетах. Факт нарушения законодательства о ККТ отражается в акте проверки, который составляется проверяющими инспекторами на месте проверки. При наличии на месте проверки ответственных должностных лиц, там же составляется и протокол об административном правонарушении, при этом протоколам присваивается номер, который инспекторами согласовывается с начальником отдела, а именно инспектор созванивается с начальником отдела, который присваивает протоколу номер. В случае отсутствия должностных лиц на месте проверки это указывается в акте, после чего лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, приглашают в инспекцию для составления протокола. После возвращения с проверки акты проверок регистрируются в журнале регистрации. Административный материал проверяется начальником отдела, и при отсутствии замечаний инспектор относит материал в юридический отдел, в котором проверяется наличие доказательной базы, после чего юридический отдел готовит материал на комиссию, где принимается решение, которое принимает руководитель инспекции. В юридическом отделе печатается постановление по делу об административном правонарушении. После принятия решения юридический отдел сбрасывает в компьютере лицевую карточку сумму штрафа, и возвращают в отдел оперативного контроля для исполнения материалы, а они уже борются с недоимкой. После поступления материала по делу об административном правонарушении оригиналы актов они подшивают в папку актов проверок и заводят дело об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях хранятся в кабинетах оперативного контроля. 25.05.2009 года она вместе с К., согласно поручению, вышли на проверку в парикмахерскую по ул. Московской, где попытались заказать услугу - стрижку, однако предприниматели Г.Н.В. и Д.Н.П. сказали им, что они не работают уже продолжительное время. После этого они предоставили им необходимые для проверки документы, в результате проверки они выяснили, что бланки строгой отчетности предприниматели не вели, а сами они пояснили, что не работают. По этому поводу они отобрали у предпринимателей объяснения, и составили докладную записку. Акт проверки и протокол об административном правонарушении они не составляли, так как не было документов, на основании которых можно было составить протокол, а сами предприниматели указали, что деятельность не осуществляют. В связи с тем, что достаточных сведений для составления протокола административного правонарушения получено не было, они его не составляли. В период времени с 07 августа 2008 года по 19 августа 2008 года была проведена проверка ООО «<данные изъяты>» по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, в ходе проверки был выявлен факт неоприходования выручки. Далее были составлены протоколы об административном правонарушении, которые в соответствии с вышеуказанным ею порядком переданы в юридический отдел для привлечения лица к административной ответственности. Она помнит, что они пересоставляли какие-то документы, затем отдали их в юридический отдел. Знает, что руководство «<данные изъяты>» было привлечено к административной ответственности. В проверках кафе «<данные изъяты>», ИП <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» она не участвовала.

Свидетель Р.Ю.С. показала, что она работает в должности <данные изъяты> МИФНС России <данные изъяты> с 4 мая 2008 года по настоящее время. В круг ее служебных обязанностей входит представление интересов инспекции в судах общей юрисдикции, Арбитражном суде и юридические консультации сотрудников инспекции, а также правовое обеспечение инспекции. Может пояснить, что после того как инспекторы отдела оперативного контроля составляют протокол об административном правонарушении, акт проверки, фискальные отчеты и другие необходимые документы, материалы проверки предоставляются в юридический отдел МИФНС России <данные изъяты>. После этого юридический отдел осуществляет проверку протоколов на правильность их составления и соответствия Кодексу об административным правонарушениях Российской Федерации. В случае полного соответствия административному законодательству юридический отдел расписывается в получении протоколов и материалов и приступает к формированию постановлений. Далее материалы проверки вместе с протоколом и постановлением направляются к руководителю инспекции, непосредственно для его вынесения (подписания). Каждый понедельник в инспекции в 15 часов проводится комиссия по рассмотрению материалов об административном правонарушении. На эту комиссию ещё при составлении протокола приглашается лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности. Если при рассмотрении этих материалов нарушитель приносит необходимые оправдательные документы, которые рассматривается руководством, и если статья кодекса позволяет, то выносится меньшее наказание, а если нет, то выносится наказание, соответствующее кодексу. Один экземпляр постановления вручается нарушителю прямо на комиссии под роспись. После заседания комиссии юридический отдел оставляет материалы проверки у себя. В случае, если материал административного дела, поступивший из отдела оперативного контроля, содержит недостаточно сведений для привлечения лица к административной ответственности, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению. В этом случаи сотрудники юридического отдела готовят постановление о прекращении дела об административном правонарушении, и подписывают его у руководителя, и таким образом само дело об административном правонарушении считаются рассмотренным. Все постановления, которые выносятся сотрудниками юридического отдела, вносятся в электронную базу данных. Сами материалы также возвращаются в отдел оперативного контроля. Также в инспекции существует практика, когда инспектор приходит в юридически отдел, предоставляет материал об административном правонарушении и протокол, сотрудники юридического отдела изучают их и дают устные рекомендации, например, если приносят материал и необходимо исправить какие-нибудь технические ошибки. В этом случаи они материалы не принимают и за них не расписываются, а просто дают устные рекомендации для доработки материалов. В случае, если они примут материал с техническими ошибками или недоработками, то они будут вынуждены вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении, поэтому и сложилась такая неофициальная практика. То есть, приняв материал, они обязаны принять по нему решение. Такого быть не может, чтобы материалы об административных правонарушения поступили к ней в юридический отдел, но решения по ним не приняты, так как они принимают решение по всем материалам, которые поступают из отдела оперативного контроля и других отделов инспекции, за которые они официально расписались. Материал по кафе «<данные изъяты>», а именно: поручение № от <дата>, объяснение Ш.В.Н. от <дата>, телеграмма, протокол № от <дата>, акт № от <дата>, счет, акт о проверке наличных денежных средств № от <дата>, объяснение Р.А.Ю. от <дата>, возможно, поступал на рассмотрение в юридический отдел, точно пояснить она не может. Когда проводилась проверка «<данные изъяты>», то Дерипапа Т.А. была в отпуске, а она её замещала. После выхода из отпуска она все материалы ей передала. Как могло получиться, что какие-то материалы остались лежать в столах без принятия решения – она пояснить не может.

С согласия сторон в судебном заседании были оглашены протоколы допросов свидетелей, в том числе:

- свидетеля Ф.В.И. о том, что он работает в должности <данные изъяты> МИФНС России <данные изъяты> области в течении последних пяти лет. В круг его служебных обязанностей в период времени примерно с 2005 года по 2007 год входило кураторство отдела регистрации и учета налогоплательщиков, общий отдел, отдел работы с налогоплательщиками №1 и №2, отдел информационных технологий и отдел ввода данных. В период с 26 декабря 2007 года по 2009 год он курировал отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок №1 и №2, отдел информационных технологий, и безопасность. С 2010 года он курирует отдел учета отчета и анализа, отдел ввода и обработки данных, отдел информационных технологий, кураторство общего отдела. Его деятельность в эти периоды определяясь приказами начальника. Также может пояснить, что у них в инспекции взаимозамещение, и если кто-то из замов отсутствует, то его обязанности исполняет другой заместитель. Начальником отдела оперативного контроля является Дерипапа Т.А. Проверки по контролю за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетом и (или) расчетом с использованием платежных карт», в данном законе прописано, что контроль осуществляют налоговые органы. Кроме этого закона налоговыми органами разработаны рекомендации по применению указанного закона. На практике и в соответствии с законом проверки проводятся в следующем порядке: на каждый месяц составляется план график для проведения проверок на ведомственной территории, ранее составлялись квартальные планы. Планы составляются исходя из того, где проверки не проводились более двух лет, а также в местах, где проверки уже проводились и были выявлены недостатки. План составляет начальник отдела или закрепленное лицо, после чего план утверждается у руководителя или у заместителя. Далее выписываются поручения на проверку, а именно в день проведения проверки, обычно утром, заместители, кто курирует ККТ, подписывают поручения. В поручении указывается наименование проверяемых лиц и адрес, фамилии имя отчество инспекторов и должность и указывается ответственный инспектор. Далее поручение регистрируется в журнале регистрации поручений, после чего сотрудники отдела оперативного контроля осуществляют проверку. Проверка проводится сотрудниками самостоятельно. Если выявляются нарушения применения ККТ, то собирается доказательная база о совершенном административном правонарушении на основе предъявленных для проверки документов, о произведенных наличных расчетах. Факт нарушения законодательства о ККТ отражается в акте проверки, который составляется проверяющими на месте проверки. При наличии на месте проверки ответственных должностных лиц, там же составляется и протокол об административном правонарушении, при этом протоколам присваивается номер, который инспекторами согласовывается с начальником отдела. В случае отсутствия должностных лиц на месте проверки это указывается в акте, после чего лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, приглашают в инспекцию для составления протокола, время и место вписывается в акт. После возвращения с проверки акты проверок регистрируются в журнале регистрации актов, акт и административный материал проверяется начальником отдела, при отсутствии замечаний, они формируют и передают служебной запиской в юридический отдел, в котором проверяется наличие доказательной базы, и принимается решение о вынесении постановления по делу об административном правонарушении, там же эти постановления и выносятся. Постановления о привлечении к административной ответственности подписываются руководителем инспекции. Каждый понедельник у них собирается административная комиссия, на которой вручаются протоколы. Может пояснить, что всю ответственность за делопроизводство несет начальник отдела оперативного контроля. Как могло получиться, что в отделе были обнаружены протоколы административных правонарушений, по которым не были приняты решения - он пояснить не может, так как ничего не знает. По факту обнаружения поручений на проверку, в которых не были указаны организации, сроки проверки, адреса, но которые были подписаны им может пояснить следующее: иногда поручение выписывалось не конкретно по налогоплательщику или по адресу, а по какому-то объекту, например «Дом быта», «Базар» или населенный пункт «Багаевка» или для проверки работы предпринимателей без регистрации в налоговых органах, а также для проверки налогоплательщиков не уплачивающих определенный вид налога (например ЕНВД). Например, вы на едином налоге на вмененный доход, у Вас площадь 20 кв. м., вы подали нулевую декларацию, а в результате проверки выяснилось, что деятельность осуществляется. Если поручения были выписаны, но не были использованы при проведении проверки, то они должны уничтожаться начальником отдела оперативного контроля отвечающим за делопроизводство и учет проведенных контрольных мероприятий (т. 4 л.д. 137-138);

- свидетеля К.И.В. о том, что она работает в должности <данные изъяты> с 2000 года по настоящее время. Всего в инспекции она работает с 1997 года. В круг ее служебных обязанностей в период времени с 2008 года по 2010 год входило: проверка реализации алкогольной спиртосодержащей продукции, проверка по вопросу применения контрольно-кассовой техники, проверка по вопросу оприходования выручки. С 2010 года она не занимается проверкой реализации алкогольной продукции. В настоящее время начальником отдела оперативного контроля является Дерипапа Т.А., с какого периода она была назначена на должность - она точно не помнит, но руководит она уже в течение нескольких лет. Может пояснить, что проверки по контролю за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетом и (или) расчетом с использованием платежных карт», в данном законе прописано, что контроль осуществляют налоговые органы. Кроме этого закона налоговыми органами разработаны рекомендации по применению указанного закона. На практике и в соответствии законом проверки проводятся в следующем порядке: на каждый месяц составляется план график для проведения проверок на ведомственной территории, ранее составлялись квартальные планы. План составляет начальник отдела, после чего план утверждается у руководителя или у заместителя. Далее выписываются поручения на проверку, которые печатает на компьютере начальник отдела Дерипапа Т.А. В день проведения проверки, обычно утром, заместитель руководителя подписывает поручения, обычно это делает Б.Е.Н. В поручении указывается наименование проверяемых лиц и адрес, фамилии, имя и отчество инспекторов и должность и указывается ответственный инспектор. Поручения выписываются в соответствии с планом. Далее поручение регистрируется в журнале регистрации поручений, это также делает начальник отдела или заместитель - Ч.Н.В., после чего сотрудники отдела оперативного контроля указанные в поручении осуществляют проверку. Проверка проводится сотрудниками самостоятельно, и в случае, если выявляются нарушения применения ККТ, то собирается доказательная база о совершенном административном правонарушении, на основе предъявленных для проверки документов, о произведенных наличных расчетах. Факт нарушения законодательства о ККТ отражается в акте проверки, который составляется проверяющими инспекторами на месте проверки. При наличии на месте проверки ответственных должностных лиц там же составляется и протокол об административном правонарушении, при этом протоколам присваивается номер, который инспекторами согласовывается с начальником отдела, а именно они созваниваются с начальником отдела, который присваивает протоколу номер. В случае отсутствия должностных лиц на месте проверки это указывается в акте и лиц подлежащих привлечению к административной ответственности приглашают в инспекцию для составления протокола, время и место вписывается в акт. После возвращения с проверки акты проверок регистрируются в журнале регистрации актов, то есть заполняются инспектором, так как начальник уже оставила свободное место в журнале в телефонном режиме. Административный материал проверяется начальником отдела, при отсутствии замечаний, инспектор относит материал в юридический отдел, в котором проверяется наличие доказательной базы, и юридический отдел готовит материал на комиссию, где принимается решение, которое принимает руководитель инспекции. В юридическом отделе печатается постановление по делу об административном правонарушении. После принятия решения, юридический отдел сбрасывает в компьютере лицевую карточку сумму штрафа, и возвращают в отдел оперативного контроля для исполнения материалы, а они уже борются недоимкой. После поступления материала по делу об административном правонарушении оригиналы актов они подшивают в папку актов проверок и заводят дело об административном правонарушении. Далее они работают с этим делом, то есть они ждут, когда заплатят штраф. В случае, если штраф не оплачивается они передают постановление в службу судебных приставов и составляют повторный протокол и передают его мировому судье. Дела об административных правонарушениях хранятся в кабинетах оперативного контроля. Бывает так, что, например, провели проверку, составили протокол, а доказательной базы по этому протоколу нет. Конкретно она проверяла кафе «<данные изъяты>», они составили протокол на бармена, а предпринимателя такого нет. Она входила в Федеральную базу данных удаленного доступа, и такого предпринимателя нет, а если нет предпринимателя, то и некого наказывать, у нее был такой случай. Она этот протокол и акт сдала начальнику, Дерипапа Т.А. его передала в юридический отдел, который вернул данный протокол, после чего она его положила в кабинете оперативного контроля, и начальник отдела, наверное, предприняла какие-то свои действия, возможно какие-то действия, какие именно - она не знает. У неё это было в 2008 году, она не помнит фамилию бармена кафе «<данные изъяты>». В её жизни это был единственный такой случай. Она с возращенными материалам по кафе «<данные изъяты>» ничего не делала, ими занимался начальник отдела. Данный материал по кафе «<данные изъяты>» находился в отделе оперативного контроля, юридический отдел возвращал его начальнику отдела, они его обсуждали с Дерипапа Т.А., и она думала, что делать дальше, она посылала телеграммы числящемуся предпринимателю этого кафе, и был ответ, что по указанному адресу никто не проживает. Как она или начальник отдела должны были поступить с данными материалами по кафе «<данные изъяты>» - она затрудняется ответить. Она сейчас не помнит, были ли ещё аналогичные случаи. Она, Т.О.С. и К.П.С. 4-го марта 2009 года на основании поручения и распоряжения пришли в кафе «<данные изъяты>» для проверки соблюдения реализации алкогольной продукции и по вопросу применения контрольно-кассовой техники. Она и О.С. своими денежными средствами для проведения закупки не располагали, а когда им принесли меню, то они посмотрели, что ничего заказать не могут в связи с отсутствием денег, и тут они увидели, что за соседним столом обедали люди, которые попросили счет, после чего барменом был предоставлен счет, потом бармен принесла людям сдачу, в это время они представили документ на проверку и оказалось, что бармен не пробила чек, при этом люди, которые обедали, отказались участвовать в их проверке, и давать объяснения. Когда они предъявили поручение на проверку, то с ним ознакомилась девушка-бармен, после этого Т.О.С. сразу стала писать акт, а люди немного постояли и ушли. Во время того, как они начали писать акт, люди ушли. Они с Т.О.С. составили акт проверки и протокол административного правонарушения. Во время составления приехал директор фирмы и стал говорить, что их действия были неправомерны потому, что нет свидетелей, и бармен написала письмо в инспекцию на имя руководителя о неправомерности их действий. Бармен говорил, что достаточно счета. Она в свою очередь поясняет, что если счет пронумерован, то его достаточно. Но она думала, что если стоит кассовый аппарат, то счета недостаточно, а оказывается достаточно. После этого они сделали новую проверку, заказали за свои деньги обед, им пробили чек, и они составили новый акт. Далее с этими материалами она и Т.О.С. вернулась в инспекцию, где отчитались начальнику отдела по проведенной проверки. Что они сделали с материалами - она не помнит. Они должны были указанный протокол и акт, составленный по счету без чека, вшить в папку испорченных актов. Однако они этого не сделали, она не знает почему. В ее работе такой протокол, который нужно было подшить в папку испорченных актов, был составлен в первый раз. Почему при проверке указанные акты и административные протоколы были обнаружены у них в кабинете оперативного контроля без принятого решения - она пояснить не может. По факту обнаружения поручений на проверку, в которых не были указаны организации, сроки проверки, адреса, но которые были подписаны заместителем начальника, она может пояснить, что они их использовали в случае, когда на том или ином месте находился предприниматель или организация, с адресом, не соответствующим адресу который указывался при регистрации ККТ. Данные незаполненные поручения давались ею начальником отдела, при этом их начальник нам давала на всякий случай, и не под конкретного предпринимателя (т. 4 л.д. 139-141);

- свидетеля Ч.Н.В. о том, что она работает в должности <данные изъяты> с 31 декабря 2009 года по настоящее время. До этого времени с 13 декабря 2007 года она работала в должности заместителя начальника отдела оперативного контроля. В связи с тем, что у них в отделе было сокращение, поэтому с должности заместителя начальника она перешла на должность главного госналогинспектора. Фактически работая в указанных должностях, она выполняла одни и те же должностные обязанности, а именно: она составляет планы налоговых проверок, проводит проверки по применению контрольно-кассовой техники, выполняет задания УФНС, составляет отчеты, также она занимается выморочным имуществом, переходящим в доход государства. С начала 2010 года она выполняет проверки и обследования организацией, занимающихся азартными играми. В настоящее время начальником отдела оперативного контроля является Дерипапа Т.А., она была назначена на должность с 2007 года. Может пояснить, что проверки по контролю за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) проводятся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетом и (или) расчетом с использованием платежных карт», в данном законе прописано, что контроль осуществляют налоговые органы. Кроме этого закона налоговыми органами разработаны рекомендации по применению указанного закона. На практике и в соответствии законом проверки проводятся в следующем порядке: на каждый месяц составляется план график для проведения проверок на ведомственной территории, ранее составлялись квартальные планы. План составляет начальник отдела, после чего план утверждается у руководителя или у заместителя. Далее выписываются поручения на проверку, которые технически, а именно печатает на компьютере начальник отдела Дерипапа Т.А. В день проведения проверки, обычно утром, заместитель руководителя подписывает поручения обычно это делает Б.Е.Н. В поручении указывается наименование проверяемых лиц и адрес, фамилии имя отчество инспекторов и должность и указывается ответственный инспектор. Поручения выписываются в соответствии с планом. Далее поручение регистрируется в журнале регистрации поручений, это также делает начальник отдела или она в её отсутствии, после чего сотрудники отдела оперативного контроля указанные в поручении осуществляют проверку. Проверка проводится сотрудниками самостоятельно, и в случае, если выявляются нарушения применения ККТ, то собирается доказательная база о совершенном административном правонарушении, на основе предъявленных для проверки документов, о произведенных наличных расчетах. Факт нарушения законодательства о ККТ отражается в акте проверки, который составляется проверяющими инспекторами на месте проверки. При наличии на месте проверки ответственных должностных лиц там же составляется и протокол об административном правонарушении, при этом протоколам присваивается номер, который инспекторами согласовывается с начальником отдела, а именно инспектор созванивается с начальником отдела, который присваивает протоколу номер. В случае отсутствия должностных лиц на месте проверки это указывается в акте, после чего лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, приглашают в инспекцию для составления протокола, время и место вписывается в акт. После возвращения с проверки акты проверок регистрируются в журнале регистрации актов, то есть заполняются инспектором. Административный материал проверяется начальником отдела, при отсутствии замечаний, инспектор относит материал в юридический отдел, в котором проверяется наличие доказательной базы, и юридический отдел готовит материал на комиссию, где принимается решение, которое принимает руководитель инспекции. В юридическом отделе печатается постановление по делу об административном правонарушении. После принятия решения, юридический отдел сбрасывает в компьютере лицевую карточку сумму штрафа, и возвращают в отдел оперативного контроля для исполнения материалы, а они уже борются с недоимкой. После поступления материала по делу об административном правонарушении оригиналы актов они подшивают в папку актов проверок и заводят дело об административном правонарушении. Далее они работают с этим делом, то есть они ждут, когда заплатят штраф. В случае, если штраф не оплачивается в срок, они передают постановление в службу судебных приставов и составляют повторный протокол, который передают мировому судье. Дела об административных правонарушениях хранятся в кабинетах оперативного контроля. 06 февраля 2008 года была проведена проверка ООО «<данные изъяты>» соблюдения порядка реализации алкогольной продукции в предприятиях розничной торговли, в ходе проверки был выявлен факт расхождения номера товарно-транспортной накладной и справки к товарно-транспортной накладной. Далее был составлен протокол об административном правонарушении, однако при его рассмотрении ООО была представлена справка и товарно-траспортная накладная, свидетельствующая о технической ошибке поставщика. На этом основании 18.02.2008 года было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В ходе проверки нарушений о применении ККМ не было обнаружено. Проверки по соблюдению ККТ Кафе «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ИП <данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>», ИП <данные изъяты>., ИП <данные изъяты> были проведены, однако она не участвовала в проведении проверок, поэтому ничего сказать не может, так как контролем указанных проверок занимается Дерипапа Т.А. В период когда проводилась проверка ООО «<данные изъяты>», начальник отдела находилась в отпуске, и она её замещала, а именно проверка данного ООО осуществлялась 07 августа 2008 года. По результатам проверки были составлены протоколы о привлечении к административной ответственности по факту неоприходования денежной выручки в кассу предприятия. По этим протоколам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности организации и её директора. Может пояснить, что всю ответственность за делопроизводство несет начальник отдела оперативного контроля. Как могло получиться, что в отделе были обнаружены протоколы административных правонарушений, по которым не были приняты решения - она пояснить не может. По факту обнаружения поручений на проверку, в которых не были указаны организации, сроки проверки, адреса, но которые были подписаны ею, может пояснить следующее: бывают случаи проведения рейдовых проверок, когда выявляются организации и предприниматели, осуществляющие денежные расчеты без применения ККТ, то есть ККТ не зарегистрирована и не применяется. Также данные поручения использовались в тех случаях, когда на том или ином месте находился предприниматель или организация, с адресом, не соответствующим адресу который указывался при регистрации ККТ. (т. 4 л.д. 182-184);

- свидетеля Р.А.Ю. о том, что ранее примерно с октября 2008 года по ноябрь 2008 года она работала в кафе «<данные изъяты>» в должности бармена. В круг её обязанностей входило обслуживание клиентов кафе. Насколько она помнит, с ней был заключен трудовой договор и договор о полной материальной ответственности. 20.10.2008 года в кафе обедали посетители, которым выписывались счета и выдавался чек. В этот же день сотрудниками налоговой инспекции производилась проверка на предмет применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов. По результатам этой проверки на её работодателя индивидуального предпринимателя <данные изъяты> был составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения применения контрольно-кассовой техники, в котором она расписалась, также был составлен акт проверки. Каких-либо обстоятельств составления протокола она не помнит, так как прошло большое количество времени. По предъявленным ей для обозрения документам, а именно: протокол № об административных правонарушениях от <дата>, акт № от <дата>, счет, она пояснила, что именно этот протокол и акт были составлены в ходе проведения проверки. Её на работу принимала женщина, была ли это ИП <данные изъяты> - ей не известно. Она проработала в кафе непродолжительное время, поэтому по данному поводу пояснить ничего не может. Каких-либо других подробностей проверки она не помнит. Оплатила ли <данные изъяты> штраф - она также не знает (т.4л.д. 165-166).

Подсудимая Дерипапа Т.А., представила суду свои доводы, приведенные в прениях, в письменном виде, в которых говорится следующее. Акт проверки кафе «<данные изъяты>» и протокол № об административных правонарушениях от <дата> она своевременно передавала в юридический отдел для проверки и подготовки проекта постановления по делу об административном правонарушении. Однако эти материалы ей были возвращены юридическим отделом без рассмотрения и без подготовки проекта постановления, после чего оставались у неё на хранении. В этом случае она свои обязанности, как она полагает, выполнила. Проверка Общества ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» проводилась в период её трудового отпуска, а после прибытия её из отпуска материалы остались в её отделе на хранении, но эта организация своевременно оплатила административный штраф. Проверку ИП <данные изъяты> проводили её подчинённые, был составлен акт и протокол № об административных правонарушениях от <дата>. Она знает, что <данные изъяты> устранила свои нарушения. В этом случае материалы остались без регистрации по вине её сотрудников, о чем она тогда не знала. Просит учесть, что по делу не установлен какой-либо имущественный вред, а также к настоящему времени истекли сроки давности уголовного преследования. Просит её оправдать.

В судебном заседании были исследованы и оглашены документы уголовного дела, в том числе:

- постановление о возбуждении уголовного дела (том 1 л.д. 1);

- протокол осмотра от <дата>, согласно которому в МИФНС России <данные изъяты> по адресу: <адрес> были изъяты: поручение № от <дата>; объяснение Ш.В.Н. от <дата>; телеграмма от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; акт № проверки выполнения Закона РФ от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт» от <дата>; счет б/н на сумму 168 рублей; акт № о проверке наличных денежных средств кассы от 20.20.2008 года; объяснение Р.А.Ю. от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; акт № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от <дата>; акт № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от <дата>; объяснение А.С.Ю. от <дата>; акт № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от <дата>; акт № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; протокол № об административных правонарушениях от <дата>; требование № о предоставлении документов от <дата>; копия журнала кассира-операциониста ИП <данные изъяты> объяснение ИП <данные изъяты> от <дата> (т. 1 л.д. 11-16);

- протокол осмотра документов от <дата>, согласно которому были осмотрены изъятые в МИФНС документы (т. 4 л.д. 169-176) (т. 1 л.д. 69-75, т. 2 л.д. 191-197, т. 4 л.д. 20-27);

- Характеризующие документы на подсудимую (том 4 л.д. 98, 199-202);

- Представленная в судебном заседании справка о периодах пребывания Дерипапа Т.А. в отпусках в 2008 и в 2009 годах (том 5 л.д. 113).

Рассмотрев обстоятельства дела, доказательства по делу, и выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что по делу доказана должностная халатность в виде бездействия должностного лица – начальника отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ <данные изъяты> Дерипапа Т.А., которая, являясь полномочным должностным лицом, на основании возложенных на неё служебных полномочий обязана была контролировать административные расследования, проводимые сотрудниками налоговой инспекции, следить за доведением административных материалов до окончательного решения. Из показаний свидетелей Б.Е.Н., Ф.В.И., К.И.В., М.А.С., С.С.Г., Р.А.Ю., Р.Ю.С. Ч.Н.В. видно, что оставленные в феврале, августе и октябре 2008 года три протокола об административных правонарушениях в течение года находились без движения, и были изъяты в отделе 29 октября 2009 года. Дополнительно эти же обстоятельства подтверждены изъятыми и приобщенными к делу документами.

Мнение подсудимой Дерипапа Т.А. о том, что некоторые материалы были неполными, а некоторые нарушения были вскоре устранены, - эти аргументы не являются доказательством её невиновности, поскольку и в таких случаях административное законодательство предусматривает обязанность рассмотреть административное дело, и не позднее 2-месячного срока принять решение – либо о назначении административного наказания, либо о прекращении административного дела за невиновностью лица, за малозначительностью, за недоказанностью вины, за истечением срока давности привлечения к ответственности и т.д. (статья 29.9 КоАП РФ). В данном случае решения по административным делам вправе была принять административная комиссия, существующая в налоговой Инспекции, а Дерипапа Т.А. в силу должностных полномочий обязана была представить документы на заседание комиссии. Эти требования закона и свои должностные полномочия подсудимая не выполнила. Её временное отсутствие в одном случае в связи со своим отпуском не меняет оценку её действий, как должностной халатности, поскольку после выхода из отпуска Дерипапа Т.А. обязана была проконтролировать наличие неразрешенных материалов, и довести их до окончательного решения, однако этого не сделала.

Соглашаясь с обвинением подсудимой, суд признаёт её виновной и квалифицирует содеянное ею по ст. 293 ч. 1 УК РФ по признакам:халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства.

Назначая наказание подсудимой, суд учитывает тяжесть и общественную опасность содеянного ею, наличие в деле смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также данные о личности подсудимой. Дерипапа Т.А. является лицом пенсионного возраста, не судима, имеет длительный стаж безупречной трудовой деятельности, что существенно смягчает ей ответственность. Отягчающих обстоятельств в деле нет. Характеризуется она положительно, имеет многочисленные поощрения за длительную безупречную работу. Продолжает работать в должности, что говорит о том, что она не утратила доверия своего руководства.

Дополнительно суд учитывает, что орган следствия не указал в обвинении конкретные тяжкие последствия в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества или государства, и суд таковых последствий в деле не выявил. Имущественный вред по делу не определён и не усматривается. Потерпевшего в настоящем деле нет.

По совокупности обстоятельств суд признаёт возможным назначить подсудимой наказание в виде штрафа, полагая, что в более строгом наказании для своего исправления подсудимая не нуждается.

Кроме того, в связи с совершением преступления небольшой тяжести, предусмотренном ч. 1 ст. 24 УПК РФ виновное лицо в таких случаях подлежит освобождению от наказания. Препятствий для применения этих положений не установлено, поскольку течение срока давности не приостанавливалось.

Руководствуясь ст.ст. 302-304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Дерипапа Т.А. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ), на основании которой назначить ей наказание в виде штрафа в размере 10.000 (десяти тысяч) рублей.

На основании ч. 8 ст. 302 УПК РФ осужденную Дерипапа Т.А. от назначенного наказания освободить за истечением установленного законом срока давности уголовного преследования.

Ранее избранную Дерипапа Т.А. меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке - отменить после вступления приговора в законную силу.

После вступления приговора в законную силу вещественные доказательства по делу – приобщенные к делу документы - оставить в деле.

Приговор может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня его оглашения в Судебную коллегию по уголовным делам Ростовского областного суда через Новочеркасский городской суд Ростовской области.

В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем должна указать в кассационных жалобах.

Если же дело в кассационной инстанции будет рассматриваться по представлению прокурора или по жалобе другого лица, то о своём желании участвовать в кассационном суде осужденная должна сообщить в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу, либо на представление, поданном в течение 10 суток со дня вручения копии приговора, либо копии жалобы или представления.

СудьяВ.А. Дорофеев