РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
чч.мм.гг.
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Клочковой Л.П. при секретаре Егоровой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Новочеркасска к Администрации г.Новочеркасска об обязании установить для организаций коммунального комплекса тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Новочеркасска обратился в суд с иском к Администрации г.Новочеркасска об обязании установить для организаций коммунального комплекса тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в рамках полномочий предусмотренных ст. 45 ГПК РФ.
Представитель прокуратуры г.Новочеркасска в судебном заседании на иске настаивал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации г.Новочеркасска Юдин В.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, мотивируя доводами изложенными в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. №360 размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Пунктом 7 частью 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, а также тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.
В соответствии с пунктом 39 Постановления Правительства от 14.07.2008г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» расходы на мероприятия инвестиционной программы, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, учитываются при определении финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение или за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса для реализации инвестиционной программы осуществляется представительным органом муниципального образования.
При анализе указанных норм закона, суд пришел к выводу, что непосредственно представительный орган местного самоуправления - Городская Дума г.Новочеркасска, в соответствии с действующим законодательством в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, осуществляет полномочия по утверждению тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, суд считает необоснованным вывод прокурора г.Новочеркасска о том, что обязанность по установлению для организаций коммунального комплекса тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры должна возлагаться на Администрацию города, а не на Городскую Думу г.Новочеркасска - представительный орган муниципального образования.
Кроме того, суд не может согласится с требованием прокурора г.Новочеркасска об обязании Администрации г.Новочеркасска установить для организаций коммунального комплекса тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, поскольку в силу Федерального закона РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установление для организаций коммунального комплекса тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры является полномочием т.е. правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Пунктом 3 статьи 35, пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Из названных положений следует, что права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение. При этом прокурор в силу статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не может подменять в своей деятельности иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в определенной области общественных отношений, а также организации и учреждения, созданные для реализации соответствующих государственных функций.
Из искового заявления усматривается, что причиной обращения прокурора в суд послужило обращение заместителя генерального директора ООО НПП «...» Н. от чч.мм.гг. по вопросу неисполнения законодательства в сфере подключения к системам коммунальной инфраструктуры на территории города.
Представителем Прокуратуры г. Новочеркасска в судебное заседание, в обоснование своих требований о неисполнении Администрацией г.Новочеркасска законодательства в сфере подключения к системам коммунальной инфраструктуры, был предоставлен ответ Заместителя Главы Администрации г.Новочеркасска от чч.мм.гг. №&.
Из ответа Заместителя Главы Администрации г.Новочеркасска от чч.мм.гг. №& следует, что Департаментом строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска было подготовлено техническое задание на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. На основании технического задания МУП «Горводоканал» подготовило проект инвестиционной программы. При расчете тарифа на подключение затраты на выполнение мероприятий по подключению к системе коммунальной инфраструктуры значительно превысили реальную прибыль, что в итоге окажется недоступным для потребителей. Указанный проект был направлен на доработку и согласование с заинтересованными службами, а также указано, что в связи с отсутствием утвержденного в установленном законом порядке тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, размер платы за подключение определяется в соответствии с подпунктом 2 п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. №360.
Учитывая изложенное, суд считает необоснованным вывод прокурора г.Новочеркасска о бездействии Администрации г.Новочеркасска в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса в рамках полномочий установленных Федеральным законом РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
При указанных обстоятельствах требования прокурора г.Новочеркасска являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Новочеркасска об обязании Администрации г.Новочеркасска установить для организаций коммунального комплекса тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено чч.мм.гг.