Дело№2-3743/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Новочеркасскй городской суд Ростовской области в составе: судьи Кондратьевой Ю.А.
при секретаре Куртевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вернер Л.П. к Администрации г. Новочеркасска Ростовской области, Администрации Ростовской области, отделу реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска, общественной жилищной комиссии при администрации г. Новочеркасска о признании незаконным бездействия администрации г. Новочеркасска по рассмотрению заявления об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, признании участником данной подпрограммы, бездействия администрации г. Новочеркасска и администрации Ростовской области по включению ее в соответствующий список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году, признании незаконным решения общественной жилищной комиссии, понуждении администрации г. Новочеркасска признать ее участником подпрограммы и понуждении администрации г. Новочеркасска и администрации Ростовской области включить ее в список граждан, изъявивших, желание получить сертификат в 2011 году
УСТАНОВИЛ:
Вернер Л.П. обратилась в суд с иском к Администрации г.Новочеркасска, администрации Ростовской области, отелу по учету и распределению жилья администрации г. Новочеркасска, в котором просила признать незаконным решение отдела по учету и распределению жилья администрации г. Новочеркасска о ходатайстве об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году, оформленное протоколом №хх от ДД.ММ.ГГГГ. Также просила признать незаконным бездействие администрации г. Новочеркасска и администрации Ростовской области по включению ее в соответствующий список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году, обязать их включить ее в такой список.
В обоснование иска указала, что проживает в квартире №х по ул. <адрес>. Ее муж В.Ф. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В результате заболеваний, связанных с воздействием радиации был признан инвалидом 2 группы. С ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ее муж умер. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ххх предусмотрено ее право как вдовы на предоставление жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата. В соответствии с данным постановлением Правительства РФ определен порядок участия граждан в программе выдачи жилищных сертификатов. Администрацией г. Новочеркасска было принято решение о признании ее, состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек, участником подпрограммы. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году администрация органа местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, должна сформировать список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренных Постановлением правительства и представляет его в администрацию Ростовской области, которая в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, должна сформировать сводный список и представить его государственному заказчику подпрограммы. Правилами не предусмотрено оснований, по которым орган местного самоуправления может отказать гражданину в принятии заявления о выделении сертификата в планируемом году и отказать во включении в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году и право администрации области отказать во включении в сводный список. Она в установленный срок обратилась в администрацию г. Новочеркасска с заявлением о выделении ей жилищного сертификата в 2011 году. Однако, несмотря на это отдел по учету и распределению жилья администрации г. Новочеркасска принял решение о ходатайстве об отказе во включении ее в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году. Администрации г. Новочеркасска и Ростовской области бездействуют, тем самым также отказывают ей во включении ее в такой список.
Впоследствии истица дополнила и уточнила требования в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела при ознакомлении с учетным делом ею было установлено, что решение о признании ее либо отказе в признании ее участником подпрограммы по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и за 2010 год принято не было, отдельное учетное дело заведено не было, в соответствующие списки она включена не была.
Просила признать незаконным решение общественной жилищной комиссии при администрации г. Новочеркасска о ходатайстве об отказе во включении ее в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году, оформленное протоколом №хх от ДД.ММ.ГГГГ. Просила также признать незаконным бездействие администрации г. Новочеркасска по рассмотрению ее заявления об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы, признанию ее участником данной подпрограммы, признать незаконным бездействие администрации г. Новочеркасска и администрации Ростовской области по включению ее в соответствующий список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году, обязать администрацию г. Новочеркасска признать ее участником такой подпрограммы и обязать администрацию г. Новочеркасска и администрацию Ростовской области включить ее в соответствующий список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2011 году. ( л.д. 38)
В судебном заседании представитель истицы Цуканов Д.В., действующий на основании доверенности, настаивал на уточненном заявлении, просил его удовлетворить. Доводы, изложенные в заявлении, подтвердил. Полагал, что истица имеет право быть участником подпрограммы как вдова чернобыльца. Поскольку она ни разу не обеспечивалась жильем за счет средств федерального бюджета, то обстоятельство, что она в 2004 году продала принадлежащую ей долю в праве собственности на квартиру, не должно быть основанием к отказу в удовлетворении ее требований.
Представитель администрации г. Новочеркасска Ткачев Б.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска Вернер Л.П.. Пояснил, что муж истицы был поставлен на первичный учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ как участник ликвидации последствий на ЧАЭС, так как был обеспечен только служебной квартирой, предоставленной ему как работнику АО «Наименование». Позднее постановлением главы администрации г. Новочеркасска от ДД.ММ.ГГГГ занимаемая В.Ф. служебная квартира №хх по ул. <адрес2> была переведена из служебного жилого фонда в жилой фонд и закреплена за ним с учетом его льготы на обеспечение жильем как участника ликвидации последствий на ЧАЭС составом семьи 2 человека. Впоследствии ему было разрешено обменять данную квартиру на однокомнатную квартиру большей площади №хх по ул. <адрес3> Однако в связи с тем, что к этому моменту в квартире были прописаны помимо В.Ф. и его супруги Вернер Л.П. родители и внуки Вернер Л.П., В.Ф. не был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2004 году В.Ф. отказался от участия в приватизации занимаемой им квартиры и квартира № хх по ул. <адрес3> была передана в собственность истицы и ее двоих внуков по 1/3 доле каждому. ДД.ММ.ГГГГ Вернер Л.П. и законные представители несовершеннолетних внуков истицы продали принадлежащую им квартиру, в связи с чем истица осталась без жилья, намеренно ухудшив свои жилищные условия. После смерти мужа она была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Но поскольку В.Ф. уже была предоставлена как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС квартира, которую она продала, намеренно ухудшив свои жилищные условия, полагал, что она не может претендовать на получение жилого помещения на льготных условиях, поскольку такой льготой она может воспользоваться только один раз. В соответствии с программой предоставления жилищных сертификатов предусматривается, что она должна сдать занимаемое ею жилое помещение. Она же его продала. Кроме того, в соответствии с постановлением Ростовской области, в случае, если гражданин намеренно ухудшил жилищные условия в течение 15 лет проданное им жилое помещение должно учитываться при предоставлении нового жилого помещения. Поскольку истица состоит на учете одна, то жилищный сертификат нельзя ей предоставить еще и по той причине, что после вычитания площади проданной квартиры, остается 1 метр площади, которая ей может быть предоставлена по жилищному сертификату. Как лицо, нуждающееся в предоставлении жилых помещений, истица состоит на учете и будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности.
Отдел по учету и распределению жилья Администрации г. Новочеркасска, отдел реализации жилищных программ и предоставления жилья администрации г. Новочеркасска, общественная жилищная комиссия при администрации г. Новочеркасска юридическими лицами не являются, являются структурными подразделениями администрации г. Новочеркасска, интересы которой представлял Ткачев Б.В. на основании доверенности.
Представитель администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие, а также в отсутствие истицы.
Суд, выслушав, представителя истицы, представителя Администрации г. Новочеркасска, изучив материалы дела, материалы учетного жилищного дела, копии документов из которого приобщены к материалам дела, приходит к следующим выводам.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").
В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
21 марта 2006 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством федеральной целевой программой "жилище" на 2002 - 2010 годы право на получение государственного жилищного сертификата имеют:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;
б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;
в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков;
д) граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г. Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации;
е) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.:
граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей;
граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и выехавшие за пределы Курганской, Свердловской и Челябинской областей;
граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк", за пределы Челябинской, Свердловской и Курганской областей;
граждане из подразделений особого риска;
ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;
з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:
граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;
граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
В соответствии со ст. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета.
Как установлено в судебном заседании муж истицы являлся участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет на улучшение жилищных условий с учетом его льготы как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Постановлением главы администрации г. Новочеркасска №хххх от ДД.ММ.ГГГГ служебная квартира №хх по ул. <адрес2>, занимаемая В.Ф., была выедена из разряда служебных квартир и закреплена за семьей В.Ф. с составом семьи 2 человека с учетом его льготы как участника ликвидации последствий на ЧАЭС. ( л.д. 24)
Впоследствии постановлением главы администрации г. Новочеркасска №хххх от ДД.ММ.ГГГГ ему было разрешено обменять занимаемую им квартиру №хх по ул. <адрес2> на однокомнатную квартиру №хх по ул. <адрес3> составом семьи уже 7 человек.
Также судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по договору передачи жилого помещения ( квартиры) в собственность граждан №хххх указанная квартира была передана в собственность Вернер Л.П. и несовершеннолетним внукам В.А., В.В. по 1/3 доле каждому.
В.Ф. от участия в приватизации квартиры отказался. ( л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ собственники квартиры, в том числе и Вернер Л.П. продали указанную квартиру.
При установленных судом обстоятельствах суд полагает обоснованными доводы представителя администрации г. Новочеркасска о необходимости учета при решении вопроса о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий положений ст. 53 ЖК РФ.
И поскольку выдача жилищного сертификата возможна только при условии сдачи занимаемого ранее истицей по договору социального найма, а впоследствии полученного в собственность жилого помещения, суд полагает обоснованными действия администрации г. Новочеркасска, администрации Ростовской области, которые не включили истицу в список лиц, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году.
Поэтому оснований считать бездействие администрации г. Новочеркасска, администрации Ростовской области незаконным и для понуждения их включить истицу в список лиц, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году, нет.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Вернер Л.П. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации г. Новочеркасска по рассмотрению заявления об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, признании участником данной подпрограммы, бездействия администрации г. Новочеркасска и администрации Ростовской области по включению ее в соответствующий список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году, признании незаконным решения общественной жилищной комиссии, понуждении администрации г. Новочеркасска признать ее участником подпрограммы и понуждении администрации г. Новочеркасска и администрации Ростовской области включить ее в список граждан, изъявивших, желание получить сертификат в 2011 году отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркаский горсуд в течение 10 дней.
Судья:
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ На момент опубликования не вступило в законную силу.