Дело № 2-2958/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ
Новочеркасский городской суд Ростовской области
в составе судьи Калашниковой Н.М.,
при секретаре Синявской И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочеркасска в интересах неопределенного круга лиц к "Ф", "А", "К", третье лицо "Р" об обязании приведения свалки твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к "Ф", "А", в котором указал, что прокуратурой г.Новочеркасска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления на территории г.Новочеркасска. В ходе проверки установлено, что на территории г.Новочеркасска в нарушение требований действующего законодательства сбор и вывоз твердых бытовых отходов должным образом не организован, в связи с чем действует свалка ТБО, которая расположена по <адрес>, вокруг подсобного хозяйства "Ф". Вышеназванная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1037-01, согласно которым участок для устройства полигона должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, а также легкое ограждение или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2м., или вал высотой не более 2 м., кроме того, по всей площади участка складирования ТБО предусмотрено устройство котлована. Правилами определен порядок разделения полигона на две взаимосвязанные территориальные части: под складирование ТБО и размещение хозяйственно-бытовых объектов, которые в свою очередь должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01. Кроме того, вышеназванные места хранения мусора нельзя отнести к площадкам временного размещения отходов, поскольку они не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.132203. А именно: поверхность, хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхности площадок не имеют искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие; по периметру площадок отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, не определено располагаются ли они с подветренной стороны по отношению к жилой застройке. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию муниципального района возложена обязанность по утилизации и переработке отходов производства и потребления. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Просил суд: обязать "Ф" и "А" принять меры по приведению свалки ТБО, расположенной по <адрес>, вокруг подсобного хозяйства "Ф", в соответствие требованиям, установленным СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 2.1.7.1322-03, а именно произвести отводы земельных участков в соответствии с генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта, получить на данные земельные участки санитарно-эпидемиологические заключения их соответствии санитарным правилам, разработать регламент и режим работы свалок, инструкцию по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на свалках, обеспечить контроль за составом поступающих отходов, вести круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части свалок, обеспечить технологический цикл по изоляции отходов, установить легкое ограждение или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 м, или вам высотой не более 2 м, по всей площади участка складирования ТБО выполнить устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО, разделить свалки на две взаимосвязанные территориальные части: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, устроить хозяйственные зоны с бетонным или асфальтным покрытием с оборудованием производственно-бытового здания персонала, гаража, либо навеса для размещения машин и механизмов, с освещением и легким ограждением, у производственно-бытового здания установить шлагбаум, согласовать с гидрогеологической службой, территориальным ЦГСЭН и установить в зеленых зонах свалок контрольные скважины; обязать "Ф" и "А" организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО по <адрес>, в районе подсобного хозяйства "Ф" на специализированные полигоны ТБО, либо площадки временного размещения отходов.
В дальнейшем прокурор г. Новочеркасска уточнил исковые требования, просил обязать "Ф" и "А" организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу ТБО по <адрес>, в районе подсобного хозяйства "Ф" на специализированные полигоны ТБО, либо площадки временного размещения отходов, а также запретить "Ф" размещать и хранить ТБО па закрепленной за указанной организацией территории вне специальных площадок временного размещения отходов.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечен "К".
В судебном заседании помощник прокурора г. Новочеркасска Горбатько И.А. на иске настаивал, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме, изложенные в уточненном исковом заявлении доводы поддержал.
Представитель "Ф" – Свиридов И.И., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска возражал, представив письменный отзыв, в котором указал следующее. "Ф" не является промышленным предприятием, на учреждение возложены другие функции и задачи, в отдельном специализированном полигоне "Ф" не нуждается, имеются договоры с "С" на предоставление услуг по вывозу ТБО и на размещение ТБО на городском специализированном полигоне. За оказанные услуги "Ф" производит ежемесячные платежи. Расположение специализированного полигона вблизи подсобного хозяйства учреждения может неблагоприятно сказаться на санитарно-эпидемиологическом состояние района, а также повлечет к возникновению инфекционных заболеваний у свиней, размножению паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Спорный земельный участок не является собственность "Ф". В настоящее время "Ф" возобновило работы по оформлению земельного участка в бессрочное постоянное пользование. Запрошены средства из федерального бюджета на производство землеустроительных работ, подготавливается необходимая документация для обращения в администрацию города о закреплении земельного участка за "Ф".
Представитель "А" – Юдин В.И., действующий на основании доверенности, против удовлетворения искового заявления возражал.
В судебное заседание представитель "К", извещенный о дате и времени судебного заседания в суд не явился.
Представитель "Р" – Шоева Ж.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора г.Новочеркасска, просила их удовлетворить.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Судом установлено, что на основании решения "Н" № от ДД.ММ.ГГГГ учреждению "У" (реорганизовано в "Ф") предоставлен земельный участок, площадью 2,6 га для проектирования и строительства подсобного хозяйства в юго-западном районе (свинарник – откормочник на 400 голов) (л.д. 23-27).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г.Новочеркасска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления на территории г.Новочеркасска.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим помощником прокурора г.Новочеркасска С.М.В,, в ходе проверки деятельности свинарника, принадлежащего "Ф" и расположенного по <адрес>, в <адрес> установлена деятельность несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, которая расположена в 2 метрах от здания свинарника и на протяжении всей его длины (л.д. 6).
Из вышеуказанного акта также следует, что данная свалка ТБО не относится к категории специализированных полигонов, не имеет легкого ограждения или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 метров, или вал высотой не более 2 метров. По всей площади участка складирования ТБО не предусмотрено устройство котлована. Правилами определен порядок разделения полигона на две взаимосвязанные территориальные части: под складирование ТБО и размещение хозяйственно-бытовых объектов, которые в свою очередь должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01. Также вышеназванные места хранения мусора не относятся к площадкам временного размещения отходов, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхности площадок не имеют искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзито-бетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадок отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, не определено располагаются ли они с подветренной стороны по отношению к жилой застройке.
Согласно информации, предоставленной руководством "Ф", в отдельном специализированном полигоне учреждение не нуждается, с "С" заключены договоры на предоставление услуг по вывозу ТБО и на размещение ТБО на городском специализированном полигоне.
В подтверждение вышеуказанному "Ф" представлены копии договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на размещение ТБО на полигоне, а также договора № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление услуги по вывозу ТБО (л.д. 56-59).
Вместе с тем, как видно из материалов дела в районе подсобного хозяйства "Ф" допускались случаи выгрузки различного рода бытовых и строительных отходов.
Так, ДД.ММ.ГГГГ представителями "Д", отдела охраны окружающей среды "А" и "С" в промежуток времени с 14.00 до 15.00 был засвидетельствован факт загрузки мусора из КАМАЗа. ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 установлен факт заезда груженного мусором транспортного средства, который начал поднимать кузов для выгрузки мусора на свалке в районе подсобного хозяйства.
Данные факты послужили основанием для обращения директора "Д" к прокурору г.Новочеркасска с письмом о проведении проверки законности организации свалки на территории подсобного хозяйства "Ф" (л.д. 60).
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд признает исковые требования прокурора г. Новочеркасска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Обязать "Ф", "А" организовать и осуществлять работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по <адрес> в <адрес>, в районе подсобного хозяйства "Ф" на специализированные полигоны твердых бытовых отходов, либо площадки временного размещения отходов.
Запретить "Ф" размещать и хранить твердые бытовые отходы на закрепленной за указанной организацией территории вне специальных площадок временного размещения отходов.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области.
Судья: Н.М. Калашникова