Дело№2-4150\10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 декабря 2010года
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе: судьи Клочковой Л.П., при секретаре Егоровой И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева В.С. к ООО <Наименование 1>, ООО<Наименование 2> о признании незаконными действий по начислению задолженности за оплату мест общего пользования в многоквартирном доме, возмещении морального вреда, взыскании излишне истребованных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Горбачев В.С. обратился в суд с заявлением к ООО <Наименование 2>, ООО <Наименование 1>, в котором просил признать незаконными действия ответчиков по доначислению оплаты за электроэнергию, взыскать компенсацию морального вреда и излишне истребованные денежные средства, указав, что он регулярно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе несет расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Однако с апреля 2010 года стали поступать счета, в которых требовалось оплатить расходы на общедомовые нужды. В июле 2010 года он оплатил 411,40 рублей расходы за потребленную общедомовую электроэнергию. Просит взыскать с ООО <Наименование 2> уплаченную сумму, либо произвести зачет, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, пояснив, что является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес>. Им был заключен с ООО <Наименование 2> договор на управление данным домом. Он своевременно оплачивает коммунальные платежи и вносят плату за содержание жилья, задолженности не имеют. В апреле 2010 года ему пришла квитанция ООО <Наименование 1> об оплате за электроэнергию, где имелось указание на наличие долга по оплате электроэнергии в местах общего пользования. Не согласен с данными действиями ответчиков по начислению задолженности, так как оплата за освещение мест общего пользования уже включена в тариф по оплате содержания жилья. Считает, что в данном случае имеет место двойное взыскание с него этих расходов.
Представители ООО <Наименование 1>, ООО<Наименование 2>, надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела, в суд не явились, ООО <Наименование 2> представил письменные возражения по иску.
Суд определил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес>.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 Кодекса).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Поэтому обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Указанная в первом предложении пункта 22 Правил обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с вышеприведенными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения размер платы определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Судом установлено, что собственники многоквартирного жилого дома №хх по ул. <адрес> для управления выбрали управляющую компанию – ООО <Наименование 2>, с которой заключены договоры.
В доме имеется общедомовой счетчик электрической энергии, что не оспаривалось истцом.
Разрешая требования истиц о незаконности действий ответчиков по доначислению платы за электроэнергию по местам общего пользования, суд исходит также из следующего.
Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Ответчик взимает плату за содержание общего имущества в многоквартирных домах, а в состав этой платы входит стоимость потребления электроэнергии в местах общего пользования.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).
Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как усматривается из смет ООО <Наименование 2> на 2009 и 2010 года управляющей компанией по статье электроэнергия мест общего пользования средств не заложено, т. е. истец расходы на электроэнергию из статьи содержание жилья не нес.
Тогда как, взимание платы за содержание жилья, включающей и освещение помещений общего пользования, не освобождает собственников жилых помещений от обязанности производить оплату потребленной электроэнергии по местам общего пользования в соответствии с показаниями прибора коллективного учета потребленной электроэнергии.
В данном случае нет двойного взимания платы за освещение мест общего пользования.
Поскольку в 2009 году, 3 месяца 2010 года эта оплата не производилась, суд полагает обоснованными действия ответчиков по начислению задолженности, поскольку собственники жилых помещений должны нести эти расходы.
Необходимость оплаты электроэнергии в местах общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета установлена Правилам предоставления коммунальных услуг
В соответствии с пунктом 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;
В соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле как соотношение объема (количества) коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (V) к сумме показаний суммарного объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования),измеренного индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (Vn.p.) и суммарного объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенного исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3(Vn. n.), помноженное на объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах- общими (квартирными) приборами учета (V i.p.) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения (T).
Такая же формула предусмотрена методикой определения объема и стоимости электроэнергии, подлежащей распределению гражданам-потребителям собственникам жилых помещений многоквартирных домов- дополнительным соглашением от 01.04.2010 года к агентскому договору от 01.04.2010 года, заключенному между ООО <Наименование 2> и НФ ООО<Наименование 1>.
То обстоятельство, что ООО <Наименование 2> при определении сметы на 2009 год и 2010 год не включил в число затрат по содержанию жилья расходы на электроэнергию и не предупредил об этом заранее потребителей, не влияет на размер задолженности по электроэнергии и на выводы суда об законности действий ответчиков по начислению задолженности по оплате за электроэнергию.
Поскольку суд не имеет право выйти за пределы заявленных истцом требований, данные действия ответчиков не являются предметом рассмотрения, также как и действия ответчиков, выразившиеся в правильности расчетов по определению задолженности.
Проанализировав все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав истца как потребителей в результате начисления задолженности по плате за электроэнергию по местам общего пользования ответчиками не допущено, а потому нет оснований и для удовлетворения его требований о возмещении морального вреда и взыскании уплаченной задолженности в сумме 411 рублей 40 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Горбачеву В.С. в удовлетворении исковых требований к ООО <Наименование 2>, ООО <Наименование 1> о признании незаконными действий по начислению задолженности за оплату мест общего пользования в многоквартирном доме, возмещении морального вреда, взыскании излишне истребованных денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Клочкова Л.П.
Мотивированное решение составлено 9 декабря 2010 года.
.