Дело № 2-4306\10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года
Новочеркасскй городской суд Ростовской области в составе: судьи Клочковой Л.П., при секретаре Егоровой И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильинова Е.И. к ФГУ <Наименование>, ГУ ФСИН России по РО о защите жилищных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Ильинов Е.И. обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что является <данные изъяты>, проходивший службу в должности <данные изъяты> <Наименование>, в 2006 году вышел на пенсию по состоянию здоровья, имея ко времени увольнения выслугу лет в календарном исчислении 15 лет 8 месяцев 2 дня. С 1996 года он состоял на жилищном учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Фактически с 1996 года с женой И.Т. проживал в общежитии по ул. <адрес> в комнате № хх жилой площадью 12,8 кв.м. Ранее это общежитие принадлежало ОАО <данные изъяты> и впоследствии передано в муниципальную собственность.
Прежний собственник общежития неоднократно отказывал ему в регистрации по месту фактического проживания, в связи с чем, он был формально зарегистрирован в муниципальной квартире № хх по ул. <адрес2>, в которой проживает мать его жены К.Т.
Указанная квартира состоит из двух смежных комнат с частичными удобствами общей и жилой площадью 18,1 кв.м, и он фактически в это жилое помещение никогда не вселялся, одной семьей с К.Т. не проживал.
<дата> он добился регистрации по месту своего фактического проживания в общежитии, о чем уведомил ФБУ <Наименование>, а в октябре 2008 г. обратился с заявлением о включении его на 2009 г. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Жилищно-бытовая комиссия <Наименование> решением от <дата> отказала в удовлетворении этого заявления, посчитав, что, снявшись <дата> с регистрационного учета в неприватизированной квартире по ул. <адрес2> и временно зарегистрировавшись в общежитии по ул. <адрес>, он сознательно ухудшил свои жилищные условия, а потому стать, участником подпрограммы не может до истечения пятилетнего срока (т.е. не ранее <дата>).
Считает решение ЖБК <Наименование> является незаконным, поскольку не учитывает, что он никогда не вселялся в кв. № хх по ул. <адрес2> и не проживал в ней, что площадь этой квартиры, в которой он вынужден был зарегистрироваться, не давала оснований снимать его| с квартирного учета (даже при условии фактического вселения семьи истца в это помещение).
Просил признать решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ <Наименование> от <дата> незаконным и обязать ответчика включить его (истца) в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевойпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В уточненном исковом заявлении ИльиновЕ.И. просил также признать за ним право на участие в названной подпрограмме.
В судебном заседании Ильинов Е.И. и его представитель по доверенности Сейранян А.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ФБУ <Наименование> Мордухин М.Ю., действующий по доверенности, исковые требования непризнал, ссылаясь на то, что Ильинов Е.И. имел право на постоянное проживание в квартире №хх по ул. <адрес2>, площадью. 18, 1 кв. м. Истец не использовал своего права на приватизацию данного жилого помещения, в 2008 году снялся с регистрационного учета и временно зарегистрировался в общежитии по адресу: пр. <адрес> комната № хх, тем самым, совершив действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. Ильинов Е.И. на учет нуждающихся в жилье лиц был принят при предоставлении им ордера на квартиру, где жилая площадь была указана 17, 61 кв.м. , т.е. на каждого члена семьи приходилось по 5, 87 кв. м. В 2008 году истец предоставил справку МУП «ЦТИ», согласно которой жилая площадь квартиры, на проживание в которой истец имел полное право, составляет 18, 1 кв. м, т. е. на каждого члена семьи приходится 6,03 кв. м, что превышает учетную норму, учитываемую при постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. Из Списка нуждающихся в получении жилья Ильинов Е.И. не был исключен, поскольку комиссия посчитала превышении площади несущественным. Просил в иске отказать.
Представитель ГУФСИН России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Суд определил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Ильинова Е.И. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ильинов Е.И. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в муниципальной квартире хх по ул. <адрес2>, в 1996 году он был постановлен на квартирный учет. <дата> истец снялся с регистрационного учета по указанному адресу и временно зарегистрировался с <дата> в общежитии по ул. <адрес>. <дата> с Ильиновым Е.И. на указанную жилую площадь был заключен договор найма жилого помещения\л.д.52\
Решением жилищно-бытовой комиссии <Наименование> от <дата> истцу отказано в удовлетворении заявления о включении его в 2009 году в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В соответствии с абзацем шестым подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализациигосударственных жилищныхсертификатовврамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (с последующими изменениями), право на участие в подпрограмме, в частности, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиесяза счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении имипредельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службыв которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Пунктом 8 Правил установлено, что применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при с отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Пункт 19 Правил закрепляет, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее – подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1. К рапорту, граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил, прилагают следующие документы:
справка об общей продолжительности военной службы (службы);
выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) -для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (ч. 8 ст. 57 ЖК РФ).
По смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях могут считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение названной статьи Жилищного кодекса и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд пришел к выводу, что с <дата> не было никаких предусмотренных законом оснований для снятия Ильинова Е.И. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт снятия истца с регистрационного учета в муниципальной квартире, нанимателем которой он не являлся, не свидетельствует о недобросовестном поведения, преследующего цель искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку судом установлено, что истец фактически с женой с 1996 года проживал в общежитии АО <данные изъяты>, где не мог зарегистрироваться по независящим от него причинам, что размеры жилого помещения по ул. <адрес2>, в котором он был зарегистрирован до 2008 года, исключали возможность проживания в нем двух семей.
Как на момент постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1996 году, так и на момент подачи заявления о включении в список участников подпрограммы, истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ильинов Е.И. в предусмотренном жилищным законодательством порядке не был снят с соответствующего учета, правомерность его постановки на учет с датой постановки «25 апреля 1996 г.» подтверждена решением ЖБК ФБУ <Наименование> от <дата>, утвержденным начальником учреждения <дата> (л.д. 14-18).
При указанных обстоятельствах, когда на момент обращения к ответчику с рапортом о включении в состав участников подпрограммы Ильинов Е.И. состоял на жилищном учете с апреля 1996 г. как не имеющий собственного жилья, являлся лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в общежитии на основании договора найма, не совершал действий, ведущие к признанию его нуждающимся в жилых помещениях, он имел право на включение в состав участников подпрограммы, и ему необоснованно в этом было отказано.
В связи с чем, требования истца в части признания решения жилищно-бытовой комиссии Учреждения <Наименование> об отказе включения его в Список участников подпрограммы незаконным, признании за ним права на участие в подпрограмме подлежат удовлетворению.
Требования истца в части обязания жилищно-бытовой комиссии включить его в список участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан установленным федеральным законодательство, федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 год удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года»(Правила) для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, такие граждане должны в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представить в орган местного самоуправления или другой орган, в котором находиться его учетное дело, заявление о выделении ему сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Формирование органом исполнительной власти субъекта РФ Сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления производится в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому.
Сводный Список на 2010 год утвержден в 2009 году, включение в него граждан-участников подпрограммы в настоящее время не возможно, поскольку влечет неисполнимость решений, связанную с не предоставлением бюджетного финансирования.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требовании Ильинова Е.И. к ФГУ <Наименование> удовлетворить частично.
В иске Ильинова Е.И. к ГУ ФСИН России по РО отказать.
Признать решении Жилищно-бытовой комиссии Учреждения <Наименование> от <дата> об отказе включения Ильинова Е.И. в Список участников подпрограммы «выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленным федеральным законодательством «федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 год, незаконным.
Признать за Ильиновым Е.И. право на участие в подпрограмме «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан установленным федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 год.
В иске Ильинову Е.И. об обязании Жилищно-бытовой комиссии Учреждения <Наименование> и ГУ ФСИН России включить Ильинова Е.И. в список участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечении ю жильем категории граждан установленным федеральным законодательство, федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 год отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркаский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Клочкова Л.П.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2010 года. На момент опубликования не вступило в законную силу.