Дело№2-303/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе: судьи Кондратьевой Ю.А.
при секретаре Куртевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекрыгина И.Т. к ООО «Жилремонт-8» о понуждении предоставлять коммунальную услугу по отоплению квартиры надлежащего качества и возмещении морального вреда, вреда здоровью, материального ущерба
УСТАНОВИЛ:
Чекрыгин И.Т. обратился в суд с иском к ООО «Жилремонт-8» о понуждении предоставлять коммунальную услугу по отоплению квартиры надлежащего качества и возмещении морального вреда, вреда здоровью, материального ущерба, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры <адрес>. В 2009 году им заключен договор на управление многоквартирным домом с ООО «Жилремонт-8». Согласно данному договору ответчик взял на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, соответствующих по качеству обязательным требованиям и стандартов, санитарных норм и правил, а также законодательных документов РФ. В том числе ответчик должен обеспечивать бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха с обеспечением температуры воздуха в жилом помещении не ниже +18 градусов, а в угловых комнатах – не ниже +20 градусов. Он регулярно и своевременно оплачивает коммунальные услуги. Ответчик же свою обязанность по предоставлению коммунальных услуг выполняет не должным образом. Им неоднократно в 2009 и 2010 годах писались заявления о ненадлежащем предоставлении услуги отопления и произвести перерасчет в связи с этим. В вязи с тем, что в зимний период времени он переохладился, ухудшилось его состояние здоровья. В 2009 году он находился на лечении в <данные изъяты>. Также находился на лечении в <данные изъяты> по поводу <данные изъяты>. Впоследствии был госпитализирован по поводу <данные изъяты>. Ему назначалось лечение по поводу всех этих заболеваний, он нес расходы по приобретению медикаментов, всего на сумму 9852 рубля. Просил также взыскать с ответчика в возмещение морального вреда 15000 рублей и в возмещение вреда здоровью в связи с непринятием мер по поставке тепла 250000 рублей и уплаченные им суммы в оплату услуг по отоплению за 20 месяцев в сумме 21093 рубля и понесенные судебные расходы.
В судебном заседании истец настаивал на требованиях. Доводы, изложенные в заявлении, подтвердил. Пояснил, что после многочисленных жалоб были составлены акты. Однако температура воздуха в квартире, указанная в них, обеспечивалась за счет того, что он обогревался, включая газовую плиту, которая горела целый день. Его же требования основаны на том, что температура воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления должна соответствовать графику качественного регулирования температуры воды в системе отопления. В соответствии с составленными актами эти показания не соответствовали установленным показаниям. Поэтому он и просит обязать ответчика поставлять тепло в соответствии с установленными нормами и произвести перерасчет. Раньше он не болел, а сейчас у него возникли проблемы с <данные изъяты>. Лечился он и по поводу <данные изъяты>. Связывает все эти болезни с переохлаждением в квартире. Поэтому просил взыскать с ответчика расходы на лечение и в возмещение вреда здоровью 250000 рублей и моральный вред.
Представитель ООО «Жилремонт-8» исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с актами обследования температура в квартире соответствует норме. Обогревательных приборов в квартире не было обнаружено, когда проводилась проверка. Но было установлено, что истец проветривает помещение после курения. Из-за чего полагала и температура в комнате, где примыкает лоджия, ниже, чем в других комнатах. Кроме того, жильцы дома должны принять меры для сбережения тепла. Окна у истца не были утеплены. Из-за чего происходит утечка тепла. Считала, что заболевания истца не связаны с действиями управляющей компании. В силу возраста, а истцу уже более <данные изъяты> у него и проявляются эти заболевания. Воспаление <данные изъяты> у него возникло летом и никак не связано с отоплением. Полагала, что не могут быть приняты графики температуры, составленные самим истцом, поскольку установлен специальный порядок рассмотрения претензий жильцов по качеству предоставляемых услуг, замера температуры. Есть специальные приборы для этого. Истец же использовал обыкновенный термометр.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры <адрес>.
Им с ответчиком заключен договор на управление многоквартирным домом, расположенным по <адрес>.
В соответствии с п. 2.1.3 договора ответчик взял на себя обязанность обеспечить предоставление истцу коммунальных услуг, в том числе и потеплоснабжению.
Истец же взял на себя обязательства по оплате предоставляемых коммунальных услуг, которую выполняет должным образом.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 51. Правил потребитель имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
В соответствии с п. 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
герметичность;
немедленное устранение всех видимых утечек воды;
ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года в соответствии с п. 5.2.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
Согласно п. 15 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам в жилых помещениях должно быть обеспечена температура воздуха не ниже +18 градусов, а в угловых - не ниже +20 градусов.
При этом температура воды, поступающая и возвращаемая из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда) не должна отступать от показаний, установленных данным графиком.
В соответствии с представленными актами, составленными с участием сторон по настоящему делу показатели температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления отличаются от температур, установленных в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.
Так в соответствии с актом от <дата> температура воды при подаче 40 градусов, при возврате - 29 градусов, в то время как при температуре воздуха на улице +5 градусов температура поступающей воды должна быть 50/54 градусов, а возвращаемой – 43 градуса.
Согласно актам от <дата> температура стояка, указанная в них не соответствует графику по показаниям и по поступающей и возвращаемой воде.
При температуре воздуха -1 градус температура воды поступающей должна быть не ниже +65/71 градуса, возвращаемой +63 градуса.
В соответствии с актом от <дата> эти показания указаны – +42,6 градуса и +32,9 градуса соответственно.
Также не соответствуют установленным показания температуры подаваемой и возвращаемой воды в соответствии с актами от <дата> <дата>, от <дата>
Доводы представителя ответчика о том, что температура в помещении соответствовала установленным показателям, не могут быть приняты судом, поскольку как пояснил истец,это было обусловлено тем, что он обогревался за счет использования газовых горелок на газовой плите в кухне, которые включал ежедневно.
Поэтому ответчик должен быть обязан производить поставку коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества.
В соответствии с. П. 51.ж Правил предоставления коммунальных услуг потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также и в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» истец вправе требовать возмещения ему причиненного морального вреда в связи с нарушением его права на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, судья может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
К нематериальным благам относятся, в частности, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага (в том числе и права потребителя), принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, что следует из ст.150 ГК РФ.
Судом установлено, что ответчик не выполнил должным образом возложенные на него по договору обязательства.
Согласно ст.151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда судья принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
При определении размера компенсации морального вреда, которая должна быть взыскана в пользу истца, суд учитывает, что право истца было нарушено и он не имел возможности пользоваться коммунальной услугой по теплоснабжению надлежащего качества.
Суд учитывает также продолжительность времени, в течение которого имело место оказание услуги ненадлежащего качества.
Также суд учитывает, что для восстановления нарушенного права истец был вынужден обращаться в различные органы. Восстановление нарушенного права истца не было произведено в добровольном порядке.
Учитывает суд и возраст истца, он <дата> года рождения, страдает рядом хронических заболеваний и безусловно, имея право на обеспечение комфортных условий проживания, мог претерпевать дополнительные страдания в связи с нарушением его права в силу возраста и состояния здоровья.
Учитывая все вышеизложенное, степень нарушения прав истца, суд считает справедливым и соразмерным взыскание с ответчика в его пользу компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.
Во взыскании компенсации в большем размере истцу отказать.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период)размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процентаразмера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период времени с ноября 2009 года по январь 2010 года показатели температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления отличаются от температур, установленных в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления, о чем были составлены акты.
Однако суд полагает, что в данном случае истец имеет право не на возврат уплаченных им сумм за услугу по теплоснабжению, а на перерасчет оплаты.
При установленных обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет за услуги по отоплению истцуза период с ноября 2009 года по январь 2010 года включительно в соответствии с актами 12, 13, 16, 17, <дата>, 11, <дата> и 21, <дата> в связи с не качественным оказанием услуги по теплоснабжению.
Что касается требований истца о понуждении ответчика произвести перерасчет за весь отопительный период, то суд полагает, что они не подлежат удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с п. 70 Правил датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.
Согласно п. 64 Правил в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
В соответствии с представленными истцом актами, он обратился впервые с заявлением о несоответствии температурного режима <дата>. Последнее обращение имело место <дата>.
При таких обстоятельствах оснований понуждать ответчика произвести перерасчет за другие периоды нет.
Доводы истца о невозможности добиться фиксации и составления актов об отклонении температуры в квартире от ответчика, не могут быть приняты судом, поскольку сообщить об этом он должен был в аварийно-диспетчерскую службу.
Также не могут быть приняты судом и представленные истцом составленные им температурные графики, поскольку как указал сам истец, температуру он измерял обыкновенным термометром, опущенным в масленый раствор. Правилами же установлен порядок замера температуры.
Не могут быть удовлетворены требования истца о возмещении ему расходов на приобретение медикаментов в сумме 9852 рубля и в возмещение вреда здоровью в сумме 250000 рублей, поскольку суду не представлены доказательства обусловленности имеющихся у истца заболеваний и понесенных им расходов в результате действий или бездействия истца.
Поскольку истец при подаче иска оплатил госпошлину в сумме 400 рублей, то с ответчика подлежит взысканию эта сумма в пользу истца.
Также суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца, понесенные им расходы по ксерокопированию документов, приложенных к исковому заявлению в сумме 134 рубля с учетом частичного удовлетворения его требований.
В удовлетворении остальной части требований истцу следует отказать.
руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чекрыгина И.Т. удовлетворить частично.
Обязать ООО «Жилремонт-8» производить поставку коммунальной услуги по отоплению квартиры <адрес> надлежащего качества при поддержании температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления с обеспечением температуры воздуха в квартире не ниже 18 градусов, а в угловых комнатах – не ниже 20 градусов.
Взыскать с ООО «Жилремонт-8» в пользу Чекрыгина И.Т. в возмещение морального вреда 5000 рублей и судебные расходы в сумме 534 рубля, всего 5534 ( пять тысяч пятьсот тридцать четыре ) рубля.
Обязать ООО «Жилремонт-8»произвести перерасчет платы за отопление по квартире №хх <адрес> за период с ноября 2009 года по январь 2010 года включительно в соответствии с актами от 12, 13, 16, 17, <дата>, 11, <дата> и 21, <дата>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Чекрыгину И.Т. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Полный текст решения суда изготовлен 1.02.2011 года. На момент опубликования не вступило в законную силу.