№2-436/2011 по иску Прокурора г. Новочеркасска



Дело №2-436/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области

в составе: судьи Варламовой Н.В.,

при секретаре Харичевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Новочеркасска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Новочеркасска, третье лицо Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска об обязании оборудовать пешеходные лестницы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новочеркасска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Новочеркасска, третье лицо Управление труда и социального развития Администрации <адрес> об обязании оборудовать пешеходные лестницы, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Новочеркасска по заявлению заместителя председате­ля Городской Думы г. Новочеркасска К. по вопросу ремонта ле­стницы на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> имеются 2 пешеходные лестницы: кирпичная пешеходная лестница, расположена на углу <адрес> и
<адрес> - без поручней и специализированных съездов для инвалидов-
колясочников, находится в аварийном состоянии; железная пешеходная лестница, расположена от проезжей части <адрес> по направлению к трамвайной остановке по <адрес> - без
специализированных съездов для инвалидов-колясочников.

Истец просил суд обязать Администрацию г. Новочеркасска оборудовать кирпичную пеше­ходную лестницу, расположенную на углу <адрес> и <адрес>, а также железную пешеходную лестницу, расположенную от проезжей части <адрес> по направлению к трамвайной остановке по <адрес>, устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски.

В судебном заседании прокурор г. Новочеркасска Горбатько И.А. настаивал на удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель Администрации г. Новочеркасска, действующий на основании доверенности Одинцов Д.Е., возражал против удовлетворения иска, указав, что постановлением Администрации г.Новочеркасска № 285 от 22.02.2011 года утверждена городская целевая программа «Доступная среда на 2011-2013 годы », определяющая основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основании повышения доступности и качества услуг, гарантированных государством. Согласно Программе средства местного бюджета, необходимые для финансирования

Программы на 2011 год не выделены, поэтому выполнить, указанные в иске работы по оборудованию лестниц устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски, в 2011 году не представляется возможным.

Представитель третьего лица - Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.20).

Суд, с учетом мнения прокурора г. Новочеркасска, представителя Администрации г. Новочеркасска, считает возможным рассмотреть поставленный перед судом вопрос в отсутствие третьего лица - представителя Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, находит исковые требования прокурора г. Новочеркасска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 18 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.ст.2,3 ФЗ РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами

и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Согласно ст.15 ФЗ РФ № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1,3,5,7,10,12,15,20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселения.

Как следует из материалов дела и установлено в суде, прокуратурой г. Новочеркасска по заявлению заместителя председате­ля Городской Думы <адрес> К. по вопросу ремонта ле­стницы на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов (л.д.5-6).

В ходе проверки установлено, что на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> имеются 2 пешеходные лестницы: кирпичная пешеходная лестница, расположена на углу <адрес> и
<адрес> - без поручней и специализированных съездов для инвалидов- колясочников, находится в аварийном состоянии; железная пешеходная лестница, расположена от проезжей части <адрес> по направлению к трамвайной остановке по <адрес> - без
специализированных съездов для инвалидов-колясочников (л.д.8).

Данный факт ответчиком не оспаривался.

Вышеуказанные лест­ницы обеспечивают доступ жителей города - инвалидов к остановке общественного транспорта - трамвая.

Согласно информации заместителя Главы Администрации г. Новочер­касска И. от <дата> работы по устранению выявленных прокуратурой города нарушений будут выполнены только после выделения необходимых денежных средств (л.д. 6-7).

Постановлением Администрации города Новочеркасска от 22.02.2011 г. № 285 утверждена Городская долгосрочная целевая программа « Доступная среда 2011 – 2013 годы», согласно которой объем средств местного бюджета, необходимый для финансирования Программы составляет № тыс.рублей, в том числе по годам : на 2011-0,0 тыс.руб., на 2012 год -№ тыс.руб.,на 2013 год -№ тыс.рублей, основные цели программы – формирование к 2013 году условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д.23-25).

Как видно из текста Программы, в п.2.6. Приложения 2 к Городской долгосрочной целевой программе « Доступная среда 2011 – 2013 годы» на оборудование пандусов и съездов предусмотрено финансирование на 2012 год -№ тыс.руб., на 2013 – № тыс.руб. (л.д. 33).

Суд не может согласиться с доводом ответчика - Администрации г.Новочеркасска об отсутствии в 2011 году денежных средств на финансирование оборудования двух пешеходных лестниц устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски.

Поскольку, согласно ст.15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

При таких обстоятельствах, установленных судом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски ) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта, предусмотренных в статье 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » может привести к нарушению права неопределенного круга лиц – инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование городским транспортом.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Следовательно, исковые требования прокурора г.Новочеркасска об обязании Администрации г. Новочеркасска оборудовать кирпичную пеше­ходную лестницу, расположенную на углу <адрес> и <адрес>, а также железную пешеходную лестницу, расположенную от проезжей части <адрес> по направлению к трамвайной остановке по <адрес>, устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Новочеркасска оборудовать кирпичную пеше­ходную лестницу, расположенную на углу <адрес> и <адрес>, а также железную пешеходную лестницу, расположенную от проезжей части <адрес> по направлению к трамвайной остановке по <адрес>, устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростоблсуд через Новочеркасский горсуд.

Судья :

Полный текст решения изготовлен 05.03.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200