№ 2-1568/2011 по иску Темиревой Л.А.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

26 апреля 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области

в составе судьи Варламовой Н.В.,

при секретаре Харичевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темиревой Л.А. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Темирева Л.А., <данные изъяты> года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Новочеркасске, указав, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г.Новочеркасс­ке от 22.12.2010 г. (протокол №) ей было отказано в назначении пенсии, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", ссылаясь на то, что она находилась на курсах повышения квалификации, работала в учреждениях, не поименованных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, находилась в декретном и учебном отпусках, в связи с чем не имеет права на пенсию из-за отсутствия необходимого специального стажа. С данным отказом не согласна, просила признать недействительным отказ в назначении пенсии и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях».

В судебном заседании представитель истицы К.Н.Ф., действующая по доверенности, настаивала на удовлетворении иска.

Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г.Новочеркасске, Г.Е.Ф., действующая на основании доверенности, требования иска не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Темиревой Л.А. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение данной категории граждан осуществляется на основании п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173–ФЗ, а так же Списка должностей и учреждении здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

В соответствии со ст. 27, п.п.20,п.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001г.

К нормативным правовым актам относятся постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических Учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 1 ноября 1999г., а после указанной даты постановление Правительства РФ от 22.10.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 периоды работы в должностях и в учреждениях указанных в списке лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и в муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Приказом Министерства здравоохранения № 377 от 15.10.1999г. наименование врачебной должности руководителей формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которым работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Т.е наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения. Так списками №781 предусмотрены заведующие фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), и медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер).

Основным условием для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.01.2001 года является наличие выслуги специального трудового стажа не менее 30 лет.

Комиссией ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, установлено, что специальный стаж Темиревой Л.А. 20 лет 11 месяцев 15 дней (при требуемом стаже – 30 лет).

В специальный стаж ответчиком не засчитан следующий период работы, оспариваемый истицей: с 01.04.1980 по 17.08.1985 – <данные изъяты> терапевтического отделения Больнично - поликлинического объединения <адрес> со ссылкой на то обстоятельство, что БПО не предусмотрено Списком.

Суд не может согласиться с данными доводами ответчика.

Поскольку, согласно трудовой книжке Темиревой Л.А. в указанный оспариваемый период она работала в должности <данные изъяты> Больницы <адрес> ( переименованной в БПО <адрес>, затем в медсанчасть <данные изъяты> ), т.е. в должности и в учреждении предусмотренных Списком № 781. Изменение наименования лечебного учреждения с Больницы на БПО при сохранении в них деятельности по охране здоровья населения и наличии должности <данные изъяты>, предусмотренной Списком, не может повлиять на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Суд полагает, что подлежит зачету в специальный стаж истицы период ее работы : с 01.04.1980 по 17.08.1985 – <данные изъяты> терапевтического отделения Больнично - поликлинического объединения <адрес>.

Суд полагает, что подлежит зачету в специальный стаж истицы и период ее работы с 01.12.1989 г. по 04.08.1991 г.г. ( период нахождения по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет),незаконно исключенный ответчиком из ее выслуги лет.

Поскольку, до введения в действие Закона РФ от 25 сен­тября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включе­ние периода нахождения в отпуске по уходу за ре­бенком в стаж работы по специальности для на­значения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г. "О мерах но усилению госу­дарственной помощи семьям, имеющим детей " были установлены частично оплачиваемый от­пуск по уходу за ребенком до достижения им воз­раста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребен­ком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 де­кабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения зара­ботной платы по уходу за ребенком была увеличе­на до достижения им возраста трех лет. Указан­ный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж рабо­ты по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих ма­лолетних детей, оформить отпуск по уходу за ре­бенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по во­просам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы за­конодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., ст. 71 Основ была изложена в новой ре­дакции и предусматривала предоставление жен­щине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до дости­жения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения жен­щины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведен­ных выше законодательных актов, период нахож­дения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения измене­ний в данную норму закона, т.е. до 6 октября 1992 г..

Изложенная позиция в полной мере согласу­ется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пен­сии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полуто­ра лет и до достижения им возраста трех лет) Темиревой Л.А. начался в период действия названных норматив­ных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конститу­ции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих пра­воотношений могли в разумных пределах предви­деть последствия своего поведения и быть уверен­ными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет ува­жаться властями и будет реализовано, то период с 01.12.1989 г. по 04.08.1991 г.г. (по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж Темиревой Л.А., дающий право на досрочную пенсию.

Суд считает, что зачету в специальный стаж истицы подлежат и периоды с 01.04.1995 по 30.06.1995 г.г.-нахождение в учебном отпуске, с 15.05.2000 по 26.06.2000 г.г.,с 17.09.2007 по 16.10.2007 г.г.,с 26.11.2007 по 07.12.2007г.г., с 07.09.2009 по 31.10.2009 г.г. – нахождение на курсах повышения квалификации.

Поскольку согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность ) и средняя заработная плата. В период нахождения на курсах повышения квалификации сохранялась средняя заработная плата истицы, с которой работодатель отчислял страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Обучение на курсах повышения квалификации является должностной обязанностью истицы, направление на курсы повышения квалификации оформлялось приказом руководителя учреждения, обязательным к исполнению истицей.

Период нахождения истицы в учебном отпуске также не может быть исключен из специального стажа, поскольку ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.

Согласно п. 21 Рекомендации Международной организации Труда от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

В соответствии с действовавшим на тот период законодательством учебные отпуска предоставлялись с сохранением заработной платы, из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. В связи с чем, требование Темиревой Л.А. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения ее в учебном отпуске также представляется суду обоснованным.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, истица имеет право на зачет вышеуказанных периодов работы в специальный стаж.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика нельзя признать обоснованными, как нарушающие право истицы на пенсионное обеспечение.

Суд полагает, что незаконно исключены ответчиком из специального стажа истицы и периоды ее работы с 18.08.1998 по 23.08.1998 г.г., с 07.09.1998 по 15.04.1999 г.г.,с 16.04.1999 по 17.06.1999 г.г., с 24.06.1999 по 30.10.1999 г.г. – <данные изъяты> Городской поликлиники для студентов, с 01.01.2001 по 01.10.2001 г., с 13.10.2001 по 31.12.2001 г. – <данные изъяты> МУЗ «Городская поликлиника №» г.Новочеркасска.

При этом, ответчик ссылался на то обстоятельство, что согласно выпискам из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о льготном стаже истицы.

Суд считает данный довод ответчика не состоятельным, поскольку

обязанность по предоставлению сведений о страховом стаже возложена на работодателя. Следовательно к ответственности за неисполнение указанной обязанности не может быть привлечена истица.

Основным документом о трудовой деятельности истицы, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка.

Сведения о периоде работы истицы с 18.08.1998 по 23.08.1998 г.г., с 07.09.1998 по 15.04.1999 г.г.,с 16.04.1999 по 17.06.1999 г.г., с 24.06.1999 по 30.10.1999 г.г. – <данные изъяты> Городской поликлиники для студентов, с 01.01.2001 по 01.10.2001 г., с 13.10.2001 по 31.12.2001 г. – <данные изъяты> МУЗ «Городская поликлиника №» г.Новочеркасска

содержатся в трудовой книжке истицы, выполненной четко, без исправлений в соответствии с трудовым законодательством.

Из трудовой книжки истицы усматривается, что все перечисленные периоды Темирева Л.А. работала в должности <данные изъяты>, спорные периоды подтверждаются справками, выписками из лицевых счетов истца.

Поэтому суд полагает, что данные периоды работы истицы подлежат включению в ее специальный стаж.

Таким образом, неправомерно исключенные ответчиком указанные выше периоды работы Темиревой Л.А. в совокупности с зачтенными в специальный стаж периодами работы составляют 30 лет, что позволяет истице претендовать на пенсию, предусмотренную п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в РФ"".

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Темиревой Л.А. удовлетворить.

Признать недействительным протокол отказа № от 22.12.2010 г. Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Новочеркасске в назначении Темиревой Л.А. досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в РФ"".

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Новочеркасске назначить Темиревой Л.А. досрочную трудовую пенсию, предусмотренную п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в РФ"" с момента обращения за назначением пенсии, с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд в течение 10 дней через Новочеркасский горсуд.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 26.04.2011 года.