№ 2-1964/2011 по иску МОУ СОШ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011г.

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе судьи: Григорьева Д.Н., при секретаре Ковалевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***) об оспаривании действий начальника ОНД по *** Управления МЧС России по ***

УСТАНОВИЛ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа *** ***, (далее МОУ СОШ ***, Школа) обратилась с заявлением об оспаривании действий начальника ОНД по *** Главного Управления МЧС России по ***, которые выразились в направлении в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования *** письма от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***).

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что при подготовке документов Отделом надзорной деятельности по *** ГУ МЧС России по *** ЧЧ.ММ.ГГ. было выдано заключение о соответствии МОУ СОШ *** обязательным требованиям пожарной безопасности. Указанное заключение было подготовлено и выдано в соответствии с требованиями Приказа ГУ МЧС РФ по РО от ЧЧ.ММ.ГГ. *** и произведенной независимой оценкой пожарного риска ООО «Центр экологии и права» *** от ЧЧ.ММ.ГГ., которая сделала вывод о соответствии Школы установленным законодательством и нормативными актами требованиям пожарной безопасности.

Пакет документов для получения лицензии был предоставлен в Региональную службу по надзору в сфере образования *** ЧЧ.ММ.ГГ. Согласно п.26 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. *** Ростобрнадзор направляет письма в органы исполнительной власти для подтверждения представленных документов.

Такой запрос был направлен в ОНД по ***. На указанный запрос указанная организация направила письмо за подписью начальника ОНД по *** Главного Управления МЧС России по *** от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***).

В результате указанных действий Ростобрнадзор приостановил процедуру лицензирования школы. Срок действия предыдущей лицензии истек ЧЧ.ММ.ГГ. Действия ОНД по *** Главного Управления МЧС России по *** приведут к тому, что выпускники 9-х, 11-х классов не будут допущены к экзаменам и не получат аттестаты.

Просили признать действий начальника ОНД по *** Главного Управления МЧС России по ***, которые выразились в направлении в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования *** письма от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***), незаконными.

В судебном заседании директор МОУ СОШ *** Е.В., и представитель Школы *** Загуменная О.В., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивали, сославшись на доводы заявления. Дополнительно пояснили, что в ходе сбора документов для получения лицензии было принято Постановление Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. ***, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. Указанным Положением внесены изменения в действовавший ранее порядок лицензирования. Ранее соискатель лицензии самостоятельно собирал необходимые документы, в том числе и заключение о соответствии объекта противопожарным нормам и правилам. Такое заключение было получено. С принятием нового документа, в данном случае Ростобрнадзор, самостоятельно направил соответствующий запрос, на который и было представлено письмо по содержанию противоречащее ранее выданному заключению.

Указанные действия нарушают права как самой МОУ СОШ *** на осуществление образовательной деятельности, так и права учащихся. В значительной степени нарушены права выпускников 9-х, 11-х классов, поскольку последние не смогут быть допущены к экзаменам, в связи с чем не получат аттестаты.

Представители ОНД по *** Главного Управления МЧС России по *** ВРиО начальника Макаров Р.А., а так же Кудряшов И.Б., действующий на основании доверенности, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда, возражений не представили.

Относительно выше названного письма указали, что действительно ОНД по *** ЧЧ.ММ.ГГ. было выдано заключение о соответствии МОУ СОШ *** обязательным требованиям пожарной безопасности. Указанное заключение выдано в соответствии с требованиями Приказа ГУ МЧС РФ по *** от ЧЧ.ММ.ГГ. *** и произведенной независимой оценкой пожарного риска ООО «Центр экологии и права» *** от ЧЧ.ММ.ГГ., которая сделала вывод о соответствии Школы установленным законодательством и нормативными актами требованиям пожарной безопасности.

При выдаче указанного заключения осмотр МОУ СОШ *** сотрудниками ОНД *** не проводился, поскольку при наличии заключения ООО «Центр экологии и права» *** от ЧЧ.ММ.ГГ., такой осмотр не может быть произведен.

Однако в ходе выступления представители ОНД *** изменили позицию. Пояснили, что был произведен лишь визуальный осмотр, его результаты так же послужили основанием для выдачи положительного заключения. После выдачи положительного заключения проверка Школы не проводилась. Административное производство не возбуждалось, деятельность МОУ СОШ *** не приостанавливалась. В связи с чем было направлено выше указное письмо пояснить не смогли.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что МОУ СОШ *** осуществляет общеобразовательную деятельность на территории ***. Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии А *** выданной ЧЧ.ММ.ГГ., сроком действия до ЧЧ.ММ.ГГ.

В соответствии со ст. 17 п. 105 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам.

В соответствии с п.11, 20 ст. 33.1 Закона «Об образовании» При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или вопроса о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий и принимает решение о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, настоящим Законом и указанным в пункте 3 настоящей статьи положением. При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти.

Аналогичные положения закреплены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. ***.

В целях получения соответствующей лицензии МОУ СОШ *** обратилось с ООО «Центр экологии и права» для проверки соответствия Школы требованиям пожарной безопасности.

Указанной организацией подготовлено Заключение по оценки объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска для МОУ СОШ *** ***.

Согласно выводов указанного Заключения, МОУ СОШ *** соответствует требованиям норм пожарной безопасности.

МОУ СОШ *** было рекомендовано двери пожароопасных помещений (электрощитовая, кладовая и др.), а так же люки (двери) выходов на покрытие здания, заменить на противопожарные, с пределом огнестойкости не ниже EI 30; смонтировать наружные пожарные лестницы; двери на путях эвакуации в школе выполнить открывающимися по направлению выхода из здания.

В указанном заключении приведен расчет индивидуального пожарного риска, который произведен с учетом наихудших сценариев развития пожара. В ходе расчетов установлено, что индивидуальный пожарный риск с нормативным значением соответствует требуемому.

Указанное заключение было представлено в ОНД по *** Главного Управления МЧС России по ***.

На основании указанного заключения ЧЧ.ММ.ГГ. ОНД по *** было выдано заключение о соответствии МОУ СОШ *** обязательным требованиям пожарной безопасности.

Приказом МЧС 517 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ, А ТАКЖЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» утвержден Административный регламент.

В соответствии с п. I Регламента Настоящий Административный регламент по исполнению государственной функции определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами (далее - организации и граждане) обязательных требований пожарной безопасности (далее - государственный пожарный надзор или ГПН).

Пункт 25 Регламента определяет, что при планировании административных действий (процедур) по проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через три года.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

Абзац 2 Пункт 47 Регламента устанавливает, что В случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится. Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

Так же судом установлено, что Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования *** направлен запрос в ОНД по ***, в котором содержалась просьба подтвердить сведения содержащиеся в Заключении *** от ЧЧ.ММ.ГГ. о соответствии МОУ СОШ*** требованиям пожарной безопасности.

На указанный запрос ОНД по *** Главного Управления МЧС России по *** было направлено письмо за подписью начальника ОНД по *** от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***).

Представители ОНД по *** в судебном заседании четко сформулировать причины направления такого письма и пояснить его содержание не смогли. Так же суд не получил однозначного ответа на вопрос о том, проводилась ли проверка Объекта перед выдачей указанного выше положительного заключения, поскольку представители свою позицию поданному вопросу меняли, документов о проведении такой проверки и ее результатах суду не представили.

Вместе с тем, представители ОНД по *** указали, что после выдачи положительного заключения проверка МОУ СОШ *** не проводилась, административное производство не возбуждалось, так же не составлялись протоколы о временном запрете деятельности.

На вопрос суда относительно ссылок в письме от ЧЧ.ММ.ГГ. *** на то, что информация о неудовлетворительном противопожарном состоянии МОУ СОШ *** *** направлена в Администрацию и Прокуратуру ***, представители ОНД по *** пояснили, что такая информация в Администрацию и Прокуратуру *** не направлялась.

Принимая решение, суд учитывает, что направление в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования *** письма от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***), делает невозможным получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Отсутствие указанной лицензии, препятствует осуществлению образовательной деятельности самой МОУ СОШ *** в целом, и делает невозможным допуск выпускников 9-х, 11-х классов к экзаменам, и их аттестацию в учебном году 2010-2011 г.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что действия ОНД по *** Главного Управления МЧС России по *** связанные с направлением в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования *** письма от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***) носят не обоснованный, и как следствие незаконный характер.

Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать действия Начальника Отдела надзорной деятельности по *** Главного Управления МЧС России по *** выразившиеся в направлении в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования *** письма от ЧЧ.ММ.ГГ. *** о неудовлетворительном противопожарном состоянии Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы *** *** (МОУ СОШ ***), незаконными.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течении десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2011 г.

Судья Д.Н. Григорьев