№ 2-1362/2011 по иску Мельникова А.А.



Дело № 2-1362/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области

в составе судьи Варламовой Н.В.

при секретаре Харичевой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова А.А. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске о назначении досрочной пенсии,

установил

Мельников А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочеркасске, ссылаясь на то, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, так как его страховой стаж составляет более <данные изъяты>, специальный стаж по Списку №1 составляет более 10 лет и он достиг возраста 50 лет.

Однако, ГУ УПФ РФ отказало Мельникову А.А. в назначении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.

С решением не согласен, просит признать отказ ГУ УПФ РФ в назначении пенсии незаконным и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173 с <дата> г., засчитав в специальный стаж период его работы с <дата> по <дата>.

В судебном заседании истец и его представитель Куликов А.И., действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Омельченко И.Б., действующая по доверенности, иск не признала в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования Мельникова А.А подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона мужчинам по достижении 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 27 названного выше Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда применяется Список 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 №10.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г.№ 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав граждан, при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии в связи с особыми условиями труда до введения в действие нового правового регулирования, т.е действовавшие на 31 декабря 2001 года.

Судом установлено, что Мельников А.А.,<дата> года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ <дата> с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по достижении 50 - летнего возраста.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рассмотрела заявление Мельникова А.А. о назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п.п.1 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Решением комиссии, оформленным Протоколом № от <дата>, в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа и установлено, что страховой стаж Мельникова А.А. составляет – <данные изъяты>, специальный стаж по Списку № 1 составляет 3 года 01 мес.24.

В специальный стаж истца, согласно его трудовой книжке, засчитаны ответчиком периоды работы Мельникова А.А. с <дата> г.г.,

с <дата>1994 г.г.,

с <дата> г.г. – <данные изъяты> на Новочеркасском электродном заводе ( с 20.10.1992 АООТ «Новочеркасский электродный завод», с 24.04.1996 ОАО «Новочеркасский электродный завод», с 17.09.2008 ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод»).

В специальный стаж истца ответчиком не включен период его работы с <дата> по <дата>г. в должности <данные изъяты> Новочеркасского электродного завода ( с 20.10.1992 АООТ «Новочеркасский электродный завод», с 24.04.1996 ОАО «Новочеркасский электродный завод», с 17.09.2008 ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод»), со ссылкой на то, что деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, предусмотренной в Списке № 1.

Как следует из материалов дела и установлено в суде, истец Мельников А.А. уволен с должности <данные изъяты> на Новочеркасском электродном заводе из Новочеркасского электродного завода <дата> по ст.29 п.5 КЗОТ РФ в связи с <данные изъяты>, с <дата> по настоящее время работает в указанной должности на постоянной основе и получает заработную плату из средств профсоюзного комитета, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, протоколами об избрании истца на выборную должность, справками работодателя и профсоюзной организации (л.д.12-17,35-55).

Суд не может согласиться с указанным доводом ответчика.

Поскольку, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Указанным Списком № 1 (1991 г.), разделом VII «Металлургическое производство» (цветные металлы ), предусмотрена должность <данные изъяты> (<данные изъяты>), занимаемая Мельниковым А.А. до избрания его на освобожденную должность <данные изъяты> Новочеркасского электродного завода.

Разрешая заявленные требования Мельникова А.А., суд приходит к выводу о необходимости их удовлетворения со ссылкой на вышеприведенные нормы права, а также положения статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", предусматривающие право освобожденного профсоюзного работника на включение в его общий и специальный трудовой стаж времени работы на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что пенсионное законодательство, в том числе и вышеприведенные акты, не содержат положений о возможности включения в специальный стаж работы периода осуществления профсоюзной деятельности, а включение таких периодов в указанный стаж работы Мельникова А.А. нарушает основной принцип осуществления льготного пенсионного обеспечения, как подразумевающего непосредственное участие в работах, связанных с воздействием неблагоприятных факторов, и, как следствие, влекущих риск ранней утраты трудоспособности.

Поскольку, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно абзацу 3 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Аналогичное положение содержится также в части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

При таких обстоятельствах, отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях.

Из изложенного следует, что выводы ответчика о наличии расхождения между общим и специальным актами, имеющими равную юридическую силу, не может быть признан законным, поскольку Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок включения периода осуществления работником профсоюзной деятельности в специальный стаж не урегулирован, а Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающий в соответствии с его статьей 1, в том числе правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, предусматривает такую возможность.

Следовательно, иск Мельникова А.А. обоснован и подлежит удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах, Мельников А.А. имел право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда согласно п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата> и ГУ УПФ РФ неправомерно отказало истцу в назначении пенсии решением комиссии от <дата> (протокол №).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Удовлетворить иск Мельникова А.А..

Признать недействительным протокол отказа № от <дата> Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Новочеркасске в назначении Мельникову А.А. досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п.п.1 п.1 ст. 27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в РФ"".

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Новочеркасске назначить Мельникову А.А. досрочную трудовую пенсию, предусмотренную п.п. 1 п.1 ст. 27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в РФ"" с <дата>, засчитав в специальный стаж период его работы с <дата> по <дата>г. в должности <данные изъяты> Новочеркасского электродного завода ( с 20.10.1992 АООТ «Новочеркасский электродный завод», с 24.04.1996 ОАО «Новочеркасский электродный завод», с 17.09.2008 ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод»).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Ростоблсуд через Новочеркасский горсуд.

Судья :

Решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2011 г.