Дело № 2-585/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе: судьи Кондратьевой Ю.А., При секретаре Федоровой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Постниковой О.В. о признании незаконными действий ТСЖ «Парковый 34» Постникова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что является собственницей квартиры №ххх по пр. <адрес>. <дата> управляющей ТСЖ «Парковый 34» и двумя электриками был обследован электросчетчик, находящийся в ее квартире и составлен акт о том, что, якобы счетчик имеет отверстие в корпусе, что является нарушением и ей было рекомендовано в семидневный срок заменить счетчик на соответствующий требованиям договора с поставщиком электроэнергии. Она обратилась к управляющей ТСЖ «Парковый 34» с предложением снять счетчик для проверки, так как каких-либо отверстий в корпусе ни ею, ни другими электриками обнаружено не было. Однако управляющая ТСЖ отказала ей в этом, сообщив, что оплата будет производиться не по счетчику, а в соответствии с количеством розеток в доме. Она обращалась в ООО «Донэнергосбыт» с просьбой прислать электрика для проверки счетчика. Однако ей сообщили, что поставщиком коммунальной услуги является ТСЖ, куда и необходимо обращаться. Самостоятельно отправить счетчик на проверку она не решается, так как запрещено нарушать пломбы и самостоятельно снимать прибор учета электроэнергии. В судебном заседании истица на требованиях настаивала. Уточнила, что просит признать незаконными действия ответчика по отказу в направлении счетчика на поверку и производстве начислений за электроэнергию не по показаниям прибора учета, а согласно квитанций, выставленных ответчиком. Пояснила, что не согласна с тем, что ее счетчик имеет какие-то погрешности. Сама она в этом не разбирается. Обращалась к председателю ТСЖ с тем, чтобы счетчик сняли и отправили на поверку. Ей в этом было отказано. Обращалась она по этому вопросу и в Новочеркасский филиал ООО «Донэнергосбыт», где ей объяснили, что по этому вопросу необходимо обращаться в ТСЖ. Самостоятельно она снять счетчик и отправить на поверку не может. Председатель ТСЖ производит расчет оплаты ей не по счетчику и в то же время отказывается проверить счетчик. Не согласна была с размером платы за электроэнергию, которая выставляется ей с октября 2010 года ТСЖ. На неоднократные обращения, разъяснить ей порядок расчета платы, председатель отвечала отказом. Просила признать незаконным отказ ответчика направить электросчетчик на поверку, а также возложении на нее обязанности произвести оплату электроэнергии и энергопотерь в соответствии с выставленными квитанциями. Представитель ответчика ТСЖ «Парковый 34» исковые требования Постниковой О.В. не признала. Пояснила, что при выборочной проверке, проводимой председателем ТСЖ с привлечением двух электриков, было установлено, что электросчетчик истицы имеет сквозное отверстие в корпусе. Поэтому ей было предложено произвести его замену. Оплата в связи с этим начисляется ей не по показаниями электросчетчика, а согласно тарифу. Она согласна с тем, что суммы оплаты в квитанциях посчитаны не совсем верно. В октябре 2010 года истице кроме оплаты за электроэнергию в квитанции был выставлен к оплате также штраф в сумме 18114 рублей по решению общего собрания членов ТСЖ. Истице было отказано в отправке счетчика на поверку, так как с момента его осмотра электриками до ее обращения прошло уже время. Она могла за это время поменять корпус счетчика. С заключением Шахтинских электросетей не согласна, так как они не имеют лицензию на поверку электросчетчиков. Они при проверке счетчиков также приглашали электриков из Новочеркасского филиала «Донэнерго» и они установили, что в корпусе электросчетчика имеется отверстие. Просила в требованиях истице отказать. Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (по электроснабжению), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании пункта 138 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 года, для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. В силу подпункта "в" пункта 52 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов использовать индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерения. Согласно ст. 543 ч. 2 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 140 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.06 г. N 530 гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. Судом установлено, что истица проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире №ххх по пр. <адрес> и является потребителем электрической энергии, предоставляемой ответчиком - ТСЖ «Парковый 34», являющимся для истицы поставщиком коммунальной услуги. В квартире истицы установлен электрический счетчик СО 505 кл. т.2 10-40А №номер опломбированный сотрудниками ТСЖ «Парковый 34»<дата>, на основании которого велся учет потребленной истицей электроэнергии. Из материалов дела усматривается, что <дата> комиссией в составе управляющего ТСЖ «Парковый 34» и двух электриков, приглашенных по договору подряда, был составлен акт, в соответствии с которым было обнаружено, что счетчик, установленный в квартире истицы, имеет отверстие в корпусе. Истице рекомендовано в семидневный срок заменить электросчетчик на соответствующий требованиям договора с поставщиком электроэнергии. ( л.д. 31) Истица не согласилась с данным актом и просила управляющую ТСЖ «Парковый 34» отправить электросчетчик на поверку, в чем ей было отказано с мотивировкой нецелесообразности такой поверки, так как с момента составления акта и обращения ее с заявлением о поверки прошло уже 10 дней. По вопросу проведения поверки истица обращалась в Новочеркасский филиал ООО «ДЭС», с которым ТСЖ «Парковый 34» заключен договор энергоснабжения. Ей было разъяснено, что поставщиком коммунальной услуги является ТСЖ «Парковый 34», куда необходимо обращаться по вопросам обслуживания и расчетов за электроэнергию.( л.д. 28) С октября 2010 года оплата истице за потребленную электроэнергию выставляется не по показаниям электросчетчика, а в соответствии с расчетом ТСЖ. В силу п. 31 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил (то есть расчетным путем по формуле, исходя из тарифа и нормативов потребления услуги, а также количества ее потребителей). В соответствии с пунктом 139 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 года, владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137), ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164). Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 53 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение. По поручению суда филиалом «Шахтинские межрайонные электрические сети» ОАО «Донэнерго» с согласия обеих сторон была проведена проверка электрического счетчика, установленного в квартире Постниковой О.В. и установлено, что прибор учета работает в классе точности, пломбы поверки и завода-изготовителя не нарушены, на прозрачном кожухе счетчика виден дефект в виде царапины. При вскрытии с внутренней стороны кожуха сквозное отверстие не обнаружено, следов от посторонних предметов внутри электросчетчика нет. ( л.д. 54) При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что данное заключение не может быть принято судом. Так из представленных данной организацией документов она имеет лицензию на изготовление и ремонт средств измерений. Приборы, на которых проводилась проверка электрического счетчика, прошли поверку в установленном порядке. Допрошенная в судебном заседании Г.Е., подписавшая данное заключение, подтвердила, что прибор учета поступил на поверку в опечатанном виде, на нем были пломбы завода изготовителя и поверки, они не были нарушены. Она была предупреждена об уголовной ответственности судом за дачу заведомо ложных показаний и заключения. Доводы представителя ответчика о том, что данная организация не имеет лицензии на проведение поверки счетчика, не могут быть приняты судом, поскольку привлеченные ТСЖ «Парковый 34» по договору подряда электрики Ф.Д. и Г.А. также являются сотрудниками ОАО Донэнерго», работают в Новочеркасском филиале и полномочиями поверки счетчика также не обладают. Отсутствие указаний в акте на наличие пломбы ТСЖ объясняется тем, что при снятии счетчика при отправке его на проверку эта пломба была снята, поскольку по иному снять счетчик не представляется возможным. Счетчик был упакован с участием ТСЖ, что не оспаривал представитель ТСЖ и поступил опечатанным в коробке, что подтвердила Г.Е. Кроме того, суд учитывает, что предметом спора является именно отказ ответчика отправить электросчетчик на поверку в установленном порядке. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Ф.Д. и Г.А. подтвердили, что при осмотре ими счетчика <дата> все пломбы были на месте и не нарушены. Подтвердила и Г.Е., что пломбы завода-изготовителя, поверки не были нарушены, что исключает доводы представителя ответчика о том, что Постникова О.В. могла заменить кожух электросчетчика с момента проверки. Поскольку истица не была согласна с составленным ТСЖ актом, ТСЖ «Парковый 34» как исполнитель коммунальных услуг обязан был направить электросчетчик на поверку, поскольку самостоятельно это сделать истица была не вправе. Так как ТСЖ «Парковый 34» не выполнило свою обязанность, а данные о наличии в корпусе электросчетчика отверстия опровергаются актом №19 от <дата>, то ТСЖ не вправе было производить расчет электроэнергии не по показаниям прибора учета. Кроме того, не может суд согласиться и с размером платы, указанной в квитанциях, выставленных истице к оплате с октября 2010 года, с чем фактически согласился представитель ответчика в судебном заседании, представив новый расчет. Представитель ответчика так и не смогла пояснить, каким образом произведен был расчет сумм, указанных в квитанциях, поскольку они не соответствуют тем суммам, которые истица должна была заплатить в случае неисправности прибора учета в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг гражданам. Не может суд признать законным и действия ТСЖ «Парковый 34» и по наложению на истицу штрафа в размере 18114 рублей, поскольку вопросы установления тарифов, штрафных санкций, действующим законодательством не отнесены к компетенции ТСЖ. При установленных обстоятельствах суд полагает, что требования истицы о признании действий ТСЖ «Парковый 34», выразившихся в отказе в направлении электросчетчика на поверку и выставлении оплаты за потребленную электроэнергию не по показаниям прибора учета, а согласно представленных ТСЖ «Парковый 34 « квитанций, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным отказ ТСЖ «Парковый 34» в направлении индивидуального прибора учета потребленной электрической энергии в квартире №ххх по <адрес> для осуществления его поверки и понуждение истицы производить оплату потребленной электроэнергии не в соответствии с показаниями прибора учета, а в соответствии с расчетом, указанным в квитанциях ТСЖ «Парковый 34» с октября 2010 года. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Полный текст решения суда изготовлен 23 мая 2011 года. На момент опубликования не вступило в законную силу.