РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе: судьи Варламовой Н.В., при секретаре Харичевой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочеркасска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочеркасска, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал», третье лицо: ГУ «5 отряд ФПС по Ростовской области» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: С учетом уточненных исковых требований прокурор г.Новочеркасска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочеркасска, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал», третье лицо: ГУ «5 отряд ФПС по Ростовской области» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, указав, что прокуратурой г. Новочеркасска в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от <дата> № проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и реализации первичных мер пожарной безопасности Администрацией города Новочеркасска, в рамках которого рассмотрено обращение ГУ «5 отряд ФПС по Ростовской области» Т.Ю.И. В ходе проверки установлено, что из имеющихся в районе выезда подразделений 5 отряда ФПС по Ростовской области <данные изъяты>, неисправны (т.е. не пригодны для использования в целях пожаротушения) – <данные изъяты>), <данные изъяты> имеют различные технические неисправности. Данные нарушения выявлены по следующим улицам <адрес> Не у всех гидрантов установлены стандартные указатели мест расположения, что увеличивает время их обнаружения при тушении пожаров, особенно в темное время суток. Проверкой, проведенной ГУ «5 отряд ФПС по Ростовской области», установлено, что для полного обеспечения на территории г. Новочеркасска водоснабжения для целей пожаротушения, с учетом требований ч.17 ст.68 ФЗ №123, необходимо установить <данные изъяты> по следующим адресам: <адрес>-<данные изъяты> №), <адрес>. Из №-ти пожарных водоемов требуют ремонта - <данные изъяты>). В это число входит <данные изъяты>, заполненный водой на <данные изъяты>, поэтому для тушения пожаров на объектах, в ведении которых они находятся, высока вероятность недостаточного количества воды для их ликвидации, что приведет к большому материальному ущербу. Так, неисправные пожарные водоемы находятся по следующим адресам: <адрес> Ряд неисправных пожарных водоемов находятся на территории социально значимых объектов, а именно: № пожарных водоемов - на территории <данные изъяты>), № пожарных водоемов – на территории <данные изъяты>), что подчеркивает особую важность сложившейся проблемы. В соответствии с информацией Новочеркасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО в настоящее время являются <данные изъяты> и на балансе ни у одной организации не состоят пожарные водоемы по следующим адресам: <адрес> Проверка показала, что мероприятия по реализации требований ч.3 ст.225 ГК РФ в отношении бесхозных пожарных водоемов Администрацией г. Новочеркасска не производились и не производятся в настоящее время. По мнению прокурора, поскольку собственник указанных объектов до настоящего времени не определен, и данные объекты оказались бесхозными, в силу того обстоятельства, что вышеуказанное имущество является объектом повышенной социальной значимости для жителей города Новочеркасска, существует необходимость постановки вышеуказанных объектов на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в Новочеркасском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО с целью дальнейшего их обращения в муниципальную собственность муниципального образования «Город Новочеркасск». Принятые меры прокурорского реагирования оказались неэффективными и не привели к устранению допущенных Администрацией г. Новочеркасска нарушений законодательства о пожарной безопасности. Так, по результатам осеннего осмотра наружного противопожарного водоснабжения г. Новочеркасска, произведенного в <данные изъяты> ГУ «5 отряд ФПС по Ростовской области», прокуратурой города в адрес Администрации г. Новочеркасска <дата> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности, однако, действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, органами местного самоуправления г. Новочеркасска не предпринято, о чем свидетельствует результаты весеннего осмотра, произведенного противопожарной службой в <дата> года. Прокурор г.Новочеркасска просил суд обязать МУП «Горводоканал» привести в исправное состояние пожарные гидранты на территории г. Новочеркасска, расположенные по следующим адресам: <адрес> обязать МУП «Горводоканал» установить взамен демонтированных пожарные гидранты по следующим адресам: <адрес> обязать МУП «Горводоканал» установить в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности на видных местах указатели пожарных гидрантов, находящихся на обслуживании; обязать Администрацию г. Новочеркасска дополнительно установить новые пожарные гидранты по следующим адресам: <адрес> обязать Администрацию г. Новочеркасска привести в состояние, пригодное для целей пожаротушения, пожарные водоемы на территории г. Новочеркасска, расположенные по следующим адресам: <адрес> обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска обратиться с заявлением в Новочеркасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов пожарные водоемы, расположенные по следующим адресам: <адрес> В судебном заседании помощник прокурора Горбатько И.А. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований. В судебном заседании представитель Администрации г.Новочеркасска Юдин В.И., действующий на основании доверенности, иск прокурора г.Новочеркасска не признал, представив письменные возражения и пояснил, что к полномочиям Администрации г.Новочеркасска не относится устранение указанных прокурором нарушений правил пожарной безопасности. В судебном заседании представитель МУП «Горводоканал» Кежватова А.П., действующая на основании доверенности (л.д.120,том 1), иск не признала, против удовлетворения исковых требований прокурора г.Новочеркасска возражала. В судебном заседании представитель КУМИ г.Новочеркасска Маркова А.А., действующая на основании доверенности (л.д.108,том 1) возражала против удовлетворения иска. Представители третьего лица ГУ «5 отряда ФПС по Ростовской области» Земцов В.Н. и Тимонин Е.Н., действующий по доверенности, (л.д.168 т.1) поддержали исковые требования прокурора г.Новочеркасска. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора г.Новочеркасска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 87 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм; обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства; вносить предложения в органы местного самоуправления о закреплении за абонентами обслуживания мест размещения колодцев с пожарными гидрантами, с очисткой этих мест от мусора, снега и наледи и установкой в зимнее время деревянных конусов над колодцами с пожарными гидрантами, расположенными вне проезжей части улиц; уведомлять органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях. МУП «Горводоканал» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории города, на балансе этого предприятия находятся спорные гидранты, что подтверждается информацией, предоставленной МУП«Горводоканал» и не оспаривается представителем МУП «Горводоканал». В связи с указанными нормативно-правовыми нормами, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора г.Новочеркасска об обязании МУП «Горводоканал» привести в исправное состояние пожарные гидранты на территории г. Новочеркасска, расположенные по следующим адресам: <адрес> В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В силу абзаца 10 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Позиция прокурора города основывается на абзаце 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», устанавливающем полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, однако суд считает правовое обоснование прокурора не относящимся к форме организации муниципального образования городского округа. Муниципальное образование «Город Новочеркасск» является городским округом, соответственно требования прокурора г.Новочеркасска об обязании Администрации г. Новочеркасска дополнительно установить новые пожарные гидранты по следующим адресам: <адрес>, <адрес> об обязании Администрации г. Новочеркасска привести в состояние, пригодное для целей пожаротушения, пожарные водоемы на территории г. Новочеркасска, расположенные по следующим адресам: <адрес> об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска обратиться с заявлением в Новочеркасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО о постановке на учет в качестве <данные изъяты> пожарные водоемы, расположенные по следующим адресам: <адрес> суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку к полномочиям Администрации города и КУМИ г.Новочеркасска не относится выполнение указанных требований противопожарной безопасности. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 580 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. При этом если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности. Учитывая положения статьи 33 Закона, в случае если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, зарегистрировано в ЕГРП и при этом кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется. При этом осуществление государственного технического учета соответствующего объекта недвижимого имущества также не требуется. В случае если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до <дата> технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку, истцом - прокурором не предоставлено сведений о правообладателях, либо об их отсутствии на спорные бесхозяйные недвижимые объекты пожарные водоемы, суд считает требования прокурора города к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города так же необоснованными и подлежащими отклонению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г.Новочеркасска удовлетворить частично. Обязать МУП «Горводоканал» привести в исправное состояние пожарные гидранты на территории г. Новочеркасска, расположенные по следующим адресам: <адрес> Обязать МУП «Горводоканал» установить взамен демонтированных пожарные гидранты по следующим адресам: <адрес> Обязать МУП «Горводоканал» установить в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности на видных местах указатели пожарных гидрантов, находящихся на обслуживании. Прокурору г.Новочеркасска в удовлетворении остальной части исковых требований к Администрации г. Новочеркасска и Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростоблсуд через Новочеркасский горсуд. Судья: Полный текст решения изготовлен 21.06.2011г.